МААМ-картинки

Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Елена Емельянова
Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа внеурочной деятельности "Тренируем пальчики - развиваем речь""

1 класс

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Программа внеурочной деятельности в 1 классе „Тренируем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах

В соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики – развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики – развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Программа рассчитана для учащихся 1 класса на 4 часа в неделю,. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия – 30 минут.

Срок реализации программы 1 год.

Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы : развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся, увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.

Основные задачи:

Развивать речевую активность, фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.

Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.

Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).

Развивать мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

Новизна программы : организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Предполагаемая результативность курса:

Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

понимать смысл инструкции учителя;

осуществлять взаимный контроль;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

устанавливать причинно-следственные связи;

выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

искать, анализировать информацию;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;

обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающийся получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;

под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать : выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания;

контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности;

принимать другое мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

знать основные артикуляционные упражнения;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

делать звуковой разбор слова;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

точно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Содержание курса внеурочной деятельности

В данной программе используются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика., Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики : Книга-игра для развития мелкой моторики.

Содержание Формы организации и видов деятельности

Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя следующие упражнения:

«Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения».

«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (необходимого для выработки красивого почерка).

«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.

«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изображение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.

«Раскрась только.» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.

«Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».

«Назови четвёртое слово».

«Назови все звуки в слове по порядку».

Сделай «Звуковой разбор слова».

Подбери «Однокоренные слова».

Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты). Форма занятий - групповая. Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу).

Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.

Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.

Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятий Кол-во часов Форма контроля

1 Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка». 1 Входной

2 Грибы. Дыхательная гимнастика. 1 Текущий

3 Овощи. Дыхательная гимнастика. 1 Текущий

4 Фрукты. Самомассаж пальцев. 1 Текущий

5 Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев. 1 Текущий

6 Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки». 1 Текущий

7 Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают». 1 Текущий

8 Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки». 1 Текущий

9 Перелетные птицы. Самомассаж прищепками. 1 Текущий

10 Зимующие птицы. Упражнение «Тесто». 1 Текущий

11 Домашние животные. Упражнение «Клювы». 1 Текущий

12 Домашние птицы. Игры с мячом. 1 Текущий

13 Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом. 1 Текущий

14 Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом. 1 Текущий

15 Части тела. Игры с мячом. 1 Текущий

16 Транспорт. Упражнение «Фокусник». 1 Текущий

17 Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик». 1 Текущий

18 Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

19 Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

20 Времена года. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

21 Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий

22 Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками. 1 Текущий

23 Весна в природе. Игры с гласными звуками. 1 Текущий

24 Труд людей весной. Игры с гласными звуками. 1 Текущий

25 Космос. Изотонические упражнения. 1 Текущий

26 Насекомые и пауки. Изотонические упражнения. 1 Текущий

27 Посуда. Продукты. Изотонические упражнения 1 Текущий

28 Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры». 1 Текущий

29 Город. Игра «Веселые фигуры». 1 Текущий

30 Игры с Веселым Лесовичком. 1 Текущий

31 Игры с Веселым Лесовичком. 1 Текущий

32 Подведем итоги. 1 Итоговый

Список литературы

1. Абрамова Л. П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2003.

2. Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.

3. Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.

4. Бардышева Т. Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М. : Карапуз. 1999.

5. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики : Книга-игра для развития мелкой моторики. – СПб. : ИД «Литера», 2008.

6. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М. : «Генезис», 2008.

7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : ИД «Литера», 2009.

8. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : ИД «Литера», 2009.

9. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб. : ИД «Литера», 2009.

10. Разенкова Ю. А., Одинокова Г. Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М. : Карапуз, 2004.

11. «Развивающие игры с малышами до трех лет» : Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т. В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

12. Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с. 22 – 28.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг»Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг» Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики - развиваем мо г» Цель: познакомить родителей с приемами.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»
Опубликовано: 18 октября 2021 в 08:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Емельянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД