Елена Емельянова
Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Тренируем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности "Тренируем пальчики - развиваем речь""
1 класс
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Программа внеурочной деятельности в 1 классе „Тренируем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики – развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики – развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Программа рассчитана для учащихся 1 класса на 4 часа в неделю,. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия – 30 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы : развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся, увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.
Основные задачи:
Развивать речевую активность, фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.
Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развивать мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Новизна программы : организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Предполагаемая результативность курса:
Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
понимать смысл инструкции учителя;
осуществлять взаимный контроль;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
искать, анализировать информацию;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;
под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать : выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания;
контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
следить за действиями других участников совместной деятельности;
принимать другое мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
знать основные артикуляционные упражнения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
делать звуковой разбор слова;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
точно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Содержание курса внеурочной деятельности
В данной программе используются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика., Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики : Книга-игра для развития мелкой моторики.
Содержание Формы организации и видов деятельности
Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя следующие упражнения:
«Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения».
«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (необходимого для выработки красивого почерка).
«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.
«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изображение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.
«Раскрась только.» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.
«Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».
«Назови четвёртое слово».
«Назови все звуки в слове по порядку».
Сделай «Звуковой разбор слова».
Подбери «Однокоренные слова».
Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты). Форма занятий - групповая. Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу).
Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.
Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.
Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.
Тематическое планирование
№ занятия
Тема занятий Кол-во часов Форма контроля
1 Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка». 1 Входной
2 Грибы. Дыхательная гимнастика. 1 Текущий
3 Овощи. Дыхательная гимнастика. 1 Текущий
4 Фрукты. Самомассаж пальцев. 1 Текущий
5 Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев. 1 Текущий
6 Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки». 1 Текущий
7 Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают». 1 Текущий
8 Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки». 1 Текущий
9 Перелетные птицы. Самомассаж прищепками. 1 Текущий
10 Зимующие птицы. Упражнение «Тесто». 1 Текущий
11 Домашние животные. Упражнение «Клювы». 1 Текущий
12 Домашние птицы. Игры с мячом. 1 Текущий
13 Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом. 1 Текущий
14 Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом. 1 Текущий
15 Части тела. Игры с мячом. 1 Текущий
16 Транспорт. Упражнение «Фокусник». 1 Текущий
17 Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик». 1 Текущий
18 Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий
19 Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий
20 Времена года. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий
21 Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения. 1 Текущий
22 Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками. 1 Текущий
23 Весна в природе. Игры с гласными звуками. 1 Текущий
24 Труд людей весной. Игры с гласными звуками. 1 Текущий
25 Космос. Изотонические упражнения. 1 Текущий
26 Насекомые и пауки. Изотонические упражнения. 1 Текущий
27 Посуда. Продукты. Изотонические упражнения 1 Текущий
28 Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры». 1 Текущий
29 Город. Игра «Веселые фигуры». 1 Текущий
30 Игры с Веселым Лесовичком. 1 Текущий
31 Игры с Веселым Лесовичком. 1 Текущий
32 Подведем итоги. 1 Итоговый
Список литературы
1. Абрамова Л. П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2003.
2. Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.
3. Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.
4. Бардышева Т. Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М. : Карапуз. 1999.
5. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики : Книга-игра для развития мелкой моторики. – СПб. : ИД «Литера», 2008.
6. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М. : «Генезис», 2008.
7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : ИД «Литера», 2009.
8. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : ИД «Литера», 2009.
9. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб. : ИД «Литера», 2009.
10. Разенкова Ю. А., Одинокова Г. Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М. : Карапуз, 2004.
11. «Развивающие игры с малышами до трех лет» : Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т. В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
12. Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с. 22 – 28.