Получи документы

Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)

Галина Сары
Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА

«В мире танца»

для казачьего кадетского класса «Ермак»

на 2018 – 2019уч. год

Направленность: художественно – эстетическое

Срок освоения: 2 года

Возраст учащихся:16 – 18 лет

Автор: Сары Галина Георгиевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

п. г. т. Уренгой – 2018 г.

Пояснительная записка

Публикация «Программа „В мире танца“ для казачьего кадетского класса (16–18 лет)» размещена в разделах

Танец как средство воспитания национального самосознания имеет огромное значение. Сведения о танцах разных народов и различных эпох необходимы, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Занятия бальными танцами способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений и актерскому мастерству. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения.

Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение, также способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей. Развитию сложной ко-ординации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно сосудистой системы.

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о казачьих традициях, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимо-помощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др.

В одном из своих выступлений В. В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак все-гда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Для реализации данного направления в общеобразовательной школе необходим целый комплекс программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания. В связи с этим был обновлен учебно-методический комплекс по хореографии, в частности разработана программа по изучению и освоению танцевальной культуры сибирского казачества.

Программа составлена в соответствии с документами:

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795

• Федеральная целевая Программа развития кадетского образования на 2008 - 2018 годы.

• Комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи в ЯНАО на 2015 - 2018 годы" от 01.01. 2001г.

Изучение хореографии в школе, направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой, классический европейский танец и бальный танец на народной основе. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического, современного танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения. Изучение хореографии рас-сматривается как средство физического, эстетического и этического воспитания.

Программа по хореографии «В мир танца» гармонично дополнила и расширила содержа-тельную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразова-тельной школе.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназна-чена для учащихся казачьих кадетских классов общеобразовательной школы. Специфика данной программы позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического образования и воспитания.

Цель: способствовать развитию творческого потенциала учащихся, формированию нравственно-эстетических и патриотических идеалов личности, в процессе обучения искус-ству хореографии.

Задачи:

1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знаком-ства с танцевальной культурой сибирского казачества.

2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца.

3. Обучение пониманию образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.

4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореогра-фического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважи-тельного отношения к культурному наследию российского казачества.

Программа по хореографии для казачьих кадетских классов «В мире танца» ориентирована на возрастные особенности учащихся (10 - 11 класса). Изучение танцевальной культуры си-бирского казачества осуществляется во взаимосвязи теоретического и практического мате-риалов. Учебный процесс, постановочная и репетиционная работа в рамках данной программы должны сопровождаться беседой о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни кадетов. Практико-ориентированные занятия по изучению хореографической лексики и манеры исполнения в сочетании с теоретическим материалом позволят обеспечить комплексное изучение танцевальной культуры.

В связи с тем, что данная программа дополняет и расширяет учебно-методический комплекс по изучению хореографии, ее содержание рассчитано на два года обучения и пред-назначено учащимся, имеющим начальную хореографическую подготовку.

Виды и формы организации учебного процесса

В зависимости от педагогических задач следует выделить основные виды занятий по хореографии в рамках реализации данной программы :

Обучающее занятие: основная задача - освоение отдельных элементов и танцевальных комбинация. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Данный вид занятия по хореографии находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочное занятие: закрепление движений, танцевальных композиций и манеры исполнения направлены на совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более узконаправленным.

Показательное занятие : своеобразная форма промежуточного контроля и в тоже время, особенности содержания данного занятия способствуют развитию творческой инициативности учащихся.

Выступление учащихся на школьных и поселковых мероприятиях, различных конкурсах, а также отчетный концерт с участием казаков в конце года. Помимо обще учебных занятий по хореографии реализация содержания данной программы также осуществляется в рамках постановочной и репетиционной работы.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 40 минут.

Формы контроля в казачьем классе :

Текущий контроль - осуществляется поурочно в течение учебно-тренировочной работы.

Промежуточный контроль - осуществляется в форме показательного занятия по итогам по-лугодий.

Итоговый контроль - осуществляется по итогам концертной и конкурсной деятельности.

Критерии освоения содержания программы

- постановка корпуса (правильная осанка, апломб);

- постановка рук (соблюдение позиций и промежуточных положений);

- постановка ног (работа стопы, мышечная сила ног, соблюдение позиций);

- координация всего двигательного аппарата, и музыкально-ритмическая координа-ция движений;

- грамотное исполнение движений и танцевальных комбинаций;

- музыкальность, танцевальность, эмоциональность:

- манера и характер.

Ожидающие результаты

Знать:

особенности танцевальной культуры сибирских казаков в историческом контексте;

особенности фольклора сибирского казачества;

особенности одежды и стилистику сценического казачьего костюма.

Уметь:

сознательно управлять своим телом, координировать работу всего двигательного ап-парата при исполнении танцевальных движений и композиций;

обладать пластикой и выразительностью движений в соответствующей народной ма-нере;

свободно и уверенно чувствовать себя на сцене.

Владеть:

навыком ансамблевого исполнения;

культурой общения с партнером по сцене;

эмоциональной отзывчивостью и манерой исполнения.

Воспитание через танец, ритмической координации движений, силы, ловкости, было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы. Помимо во-енных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной культуры сибирского казачества. Обряды, народные праздники, игрища сибирских казаков имеют славянские корни, поэтому следует отметить их идентичность праздникам и обрядам русского населения. В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым характером исполнения, свойственным духу казачества.

Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы. Одну составляют общерус-ские танцы, другую – самобытные военные танцы.

Первая группа представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.

Вторая - представлена преимущественно военной пляске.

Содержание программы базируется на учебно-методических пособиях, в которых большое внимание уделяется стилистическим особенностям русского народного танца в со-ответствии с их региональной и областной спецификой, в частности подбор содержания осуществлялся в рамках стилистики русского народного танца сибирского региона. За осно-ву были взяты: Климов А. Основы русского народного танца, Тарасова Н. Б. Теория и мето-дика преподавания народно-сценического танца, Зацепина К. Народно-сценический танец, Ткаченко Т. Народный танец, Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца.

Первый год обучения

Танцевальная азбука.

Вводная часть урока посвящена беседам о дисциплине, внешнем виде, гигиене и технике безопасности на уроках хореографии.

Разучивание движений и танцевальных композиций сопровождается беседой о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни сибирских казаков. Краткая характеристика эпохи, особенности обрядовой и праздничной культуры, стилевые особенности и манера исполнения танца, описания костюма - все это позволит комплексно подойти к изучению танцевальной культуры сибирских казаков и обеспечит понимание характера казачьих плясок.

Элементы хореографической азбуки (основы русского народного танца)

Основные положения рук.

1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.

3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

5. 4-е положение - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу (женское).

Основные позиции ног.

1. Пять прямых позиций: 1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутрен-ними сторонами стоп; 2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга; 3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой; 4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы; 5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.

3. Две закрытые: 1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пят-ки разведены в стороны; 2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на рас-стоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.

Элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок).

1. Раскрывание и закрывание рук: а) одной руки, б) двух рук, в) поочередное раскры-вание рук, г) переводы рук из одного положения в другое.

2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и назад.

3. Шаг простой (бытовой); а) вперед с каблука, б) с носка.

4. Простой русский шаг; а) назад через полупальцы на всю стопу, б) с притопом и продвижением вперед, в) с притопом и продвижением назад.

5. Припадание в сторону по з-й свободной позиции, в перед и назад по 1-й прямой.

6. Шаг с притопом "в две ножки" - с припаданием на одну ногу и легким притопом другой ноги, по первой прямой позиции (на месте и с продвижением).

7. Подскоки на месте, с продвижением вперед и назад.

8. Боковой бег в правую и левую стороны (галоп).

9. Боковые перескоки по 1-й прямой позиции с переступанием.

10. Боковые перескоки по 3-й свободной позиции с переступанием и выносом ноги в перед на ребро каблука.

11. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).

12. "Ковырялочка" с двойным притопом и тройным притопом.

13. Повороты на трех шагах в правую и в левую стороны.

14. "Ключ" простой (с переступаниями).

15. Хлопки и хлопушки (для мальчиков) : одинарные, двойные, тройные - фиксирую-щие и скользящие удары (в ладоши, по бедру и по голенищу сапога).

16. Присядки (для мальчиков).

а) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и сво-бодной позициям.

б) Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям "Мячик".

в) Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям, с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.

Трюковые элементы (шермиции) - упражнения с предметами (пика, сабля, нагайка).

а) вращение пики двумя руками, на месте базовый элемент;

б) вращение сабли ("восьмерка" перед собой,

в) прыжки, через нагайку двумя ногами вперед и обратно.

Элементы бального танца.

1. Вальсовый шаг.

2. Окошко

3. Волна

4. Повороты на месте и с продвижением.

6. Скрестный шаг.

7. Боковой шаг в правую и левую стороны.

8. Квадрат вправо и влево.

9. Крест

10. Вращение по диагонали.

Элементы современных танцев.

1. Выпады по линии.

2. Колесо.

3. Колечки.

4. Волчок простой и с переходом.

5. Шаги с выпадом по диагонали.

6. Высокие махи и низкие.

Танцевальные комбинации, этюды.

Упражнения на ориентировку в пространстве: движение в колонны по одному с раз-ных сторон по диагонали, с переходом в центре "через одного"; перестроение из одного кру-га в два; перестроение из двух кругов в "корзиночку". В процессе перестроений выполняют-ся разновидности танцевального шага (шаг с притопом в "две ножки", подскоки, припадания, шаг имитирующий наездника, боковой шаг "галоп"). Эти упражнения способствуют развитию умения свободно ориентироваться на сценической площадке.

Танцевальные комбинации и этюды развивают музыкально-двигательную координацию, выразительность поз, силу и выносливость; формируют навык четкого и грамотного перехода от одного движения к другому.

Второй год обучения

Танцевальная азбука.

Изучение хореографической лексики продолжает сопровождаться беседами о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни сибир-ских казаков. Краткая характеристика эпохи, особенности обрядовой и праздничной культу-ры, стилевые особенности и манера исполнения танца, описания костюма - все это позволит комплексно подойти к изучению танцевальной культуры сибирских казаков и обеспечит понимание характера казачьих плясок.

Элементы хореографической азбуки.

Упражнения у станка.

1. Подготовка к началу движения (preparation).

2. Переводы ног из позиции в позицию:

а) скольжением стопой по полу,

б) броском работающей ноги на 35о,

в) поворотом стопы.

3. Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям:

а) полуприседания (demi-plies,

б) полное приседание (grand plies).

4. Выведение ноги на носок, каблук, носок (battements tendus) из 1-й и 3-й открытых позиций вперед, назад и в сторону:

а) с полуприседанием в исходной позиции,

б) и в момент перевода работающей ноги на каблук.

5. Маленькие броски (battements tendus jetes) в перед, в сторону и назад из 3-й откры-той позиции:

а) с одним ударом стопой по 3-й позиции,

б) с полуприседанием на опорной ноге в момент броска.

6. Подготовка к "веревочке", скольжение работающей ноги по опорной

а) в открытом положении на всей стопе,

б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге.

7. Опускание на колено на расстоянии стопы от опорной ноги

а) из 1-й прямой позиции,

б) с шага.

8. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опор-ной ноге, стоя лицом к станку.

Элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок).

Упражнения на середине.

1. Поочередное раскрывание рук (приглашение).

2. Движение рук с платком (для девочек) : перевод рук из подготовительного положе-ния в 1-е, в 3-е и 4-е.

3. Характерные положения рук для девочек:

а) руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу.

б) правая рука в первом основном положении, пальцы левой руки лежат на тыль-ной стороне правой кисти.

4. Характерные положения рук для мальчиков:

а) правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину.

5. Переменный шаг:

а) переменный с притопом и продвижением в перед и назад,

б) с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.

6. Танцевальный бег

а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

б) бег с поднятием согнутых ног вперед.

7. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

8. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест, на носок или ребро каблука. На месте и с отходом назад.

10. "Моталочка" :

а) на полупальцах (для девочек,

б) на всей стопе (для мальчиков).

11. "Ковырялочка" с подскоком.

12. Дробные движения:

а) тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) наместе и с продви-жением,

б) простая дробь полупальцами на месте,

в) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением.

13. Присядки (для мальчиков) :

а) присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,

б) присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,

в) присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.

14. Хлопки и хлопушки (для мальчиков) :

а) удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, на-зад и в сторону,

б) фиксирующие удары по подошве сапога, по груди, по полу,

в) по очередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,

г) по голенищу сапога спереди крест накрест.

15. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты коленями назад.

Элементы бального танца.

1. Раскрывание и закрывание рук: работа по точкам

2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и назад.

3. Вальсовый шаг.

4. Окошко

5. Волна

6. Повороты на месте и с продвижением.

7. Скрестный шаг.

8. Боковой шаг в правую и левую стороны.

9. Работа в паре.

10. Квадрат вправо и влево.

11. Крест

12. Выпады

13. Повороты на трех шагах в правую и в левую стороны.

14. Вращение по кругу.

15. Вращение по диагонали.

Элементы современных танцев.

1. Выпады по линии.

2. Колесо на одну руку.

3. Колечки.

4. Волчок простой и с переходом.

5. Шаги с выпадом по диагонали.

6. Высокие махи и низкие.

7. Рондад.

Танцевальные комбинации, этюды.

На втором году обучения танцевальные комбинации усложняются, за счет увеличения коли-чества движений и музыкального темпа. Вводятся более сложные трюковые элементы, прыжки, присядки с усложненными хлопками и хлопушками. Усложняются вращения, дро-би, трюковые элементы, трюки с предметами характерные казачьим пляскам.

Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, работа над чистотой, сво-бодой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движе-ний, а также их активностью и точностью координации при исполнении сложных танцевальных элементов и трюков.

Большое внимание уделяется характеру и манере исполнения, в танцевальных композициях учащиеся должны уметь передать образ "война - защитника", гордость и независимость каза-ков.

Учебный план

п/п Наименование разделов 1год 2 год

1. Танцевальные экзерсисы у станка и на середине 15 10

2. Партерный экзерсис: гимнастика и акробатика 15 10

3. Современная хореография 15 15

4. Народная хореография 20 25

5. Бальные танцы 15 20

6 Трюковые элементы 10 10

7 Постановочные работы 13 13

8. Отчет и диагностика 2 2

Итого: 105 105

Методическое обеспечение дополнительно

образовательной программы

Реализация программы предполагает освоение личностно - ориентированных технологии обучения и воспитания: технологии мастерских, технологии разно уровневого обучения.

Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной деятель-ности (выступления на школьных и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступле-ния перед родителями, отчетные концерты).

Основные формы работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Дидактический материал, используемый, в ходе работы по программе, представляет собой следующее:

Тематические подборки иллюстраций, фотографий;

Использование ИКТ;

Методическая литература, разработки занятий, видеоматериалы на DVD, сценарии отчетных концертов;

Различные атрибуты; (зонты, веера, цветы, стулья).

Материально-техническое обеспечение предполагает наличие хореографического класса (помещения для занятий, станка, зеркала, аудио телеаппаратуры.

Формы подведения итогов обучения: зачетная система, выступления на школьных и посел-ковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты.

Литература

1. Гафт А. М. Исправление дефектов осанки на занятиях хореографией. Профилактика трав-матизма. Самомассаж. Ханты-Мансийск, 1997.

2. Горский В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.

3. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.

4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.

5. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск, 1992.

6. Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.

7. Захаров Р. Страницы педагогического опыта. М., 1983.

8. Казачество в истории России : материалы всерос. науч. -практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Мо-сква, Казачество Сибири : от Ермака до наших дней (история, язык, культура) : матер. междун. науч. -прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).

9. Кашина Н. И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбур-жья : история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.

10. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

11. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.

12. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии. М., 1979.

13. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. по-собие. СПб., 2006.

14. Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.

15. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.

Интернет источники

1. https://do2.gendocs.ru/docs/index-428579.html

2. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0.html

3. https://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html

4. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-shkolnikov-horeografii

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра для учащихся 3 класса «В мире сказок» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ СКАЗОК» 3 класс Цель: развитие познавательной активности учащихся. Задачи: - развивать любознательность,.

Программа внеурочной деятельности по ПДД «Я — пешеход и пассажир» для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по музыке для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с.

Рабочая программа по технологии для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Программа по патриотическому воспитанию для учащихся 1 класса Воспитательная программа по патриотическому воспитанию Для учащихся 1 класса Сроки реализации – 1 год Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)
Опубликовано: 2 октября 2018 в 21:28
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сары в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД