Галина Сары
Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«В мире танца»
для казачьего кадетского класса «Ермак»
на 2018 – 2019уч. год
Направленность: художественно – эстетическое
Срок освоения: 2 года
Возраст учащихся:16 – 18 лет
Автор: Сары Галина Георгиевна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
п. г. т. Уренгой – 2018 г.
Пояснительная записка
Публикация «Программа „В мире танца“ для казачьего кадетского класса (16–18 лет)» размещена в разделах
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Танец как средство воспитания национального самосознания имеет огромное значение. Сведения о танцах разных народов и различных эпох необходимы, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Занятия бальными танцами способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений и актерскому мастерству. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения.
Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение, также способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей. Развитию сложной ко-ординации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно сосудистой системы.
В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о казачьих традициях, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимо-помощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др.
В одном из своих выступлений В. В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак все-гда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Для реализации данного направления в общеобразовательной школе необходим целый комплекс программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания. В связи с этим был обновлен учебно-методический комплекс по хореографии, в частности разработана программа по изучению и освоению танцевальной культуры сибирского казачества.
Программа составлена в соответствии с документами:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
• Федеральная целевая Программа развития кадетского образования на 2008 - 2018 годы.
• Комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи в ЯНАО на 2015 - 2018 годы" от 01.01. 2001г.
Изучение хореографии в школе, направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой, классический европейский танец и бальный танец на народной основе. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического, современного танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения. Изучение хореографии рас-сматривается как средство физического, эстетического и этического воспитания.
Программа по хореографии «В мир танца» гармонично дополнила и расширила содержа-тельную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразова-тельной школе.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназна-чена для учащихся казачьих кадетских классов общеобразовательной школы. Специфика данной программы позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического образования и воспитания.
Цель: способствовать развитию творческого потенциала учащихся, формированию нравственно-эстетических и патриотических идеалов личности, в процессе обучения искус-ству хореографии.
Задачи:
1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знаком-ства с танцевальной культурой сибирского казачества.
2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца.
3. Обучение пониманию образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.
4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореогра-фического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважи-тельного отношения к культурному наследию российского казачества.
Программа по хореографии для казачьих кадетских классов «В мире танца» ориентирована на возрастные особенности учащихся (10 - 11 класса). Изучение танцевальной культуры си-бирского казачества осуществляется во взаимосвязи теоретического и практического мате-риалов. Учебный процесс, постановочная и репетиционная работа в рамках данной программы должны сопровождаться беседой о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни кадетов. Практико-ориентированные занятия по изучению хореографической лексики и манеры исполнения в сочетании с теоретическим материалом позволят обеспечить комплексное изучение танцевальной культуры.
В связи с тем, что данная программа дополняет и расширяет учебно-методический комплекс по изучению хореографии, ее содержание рассчитано на два года обучения и пред-назначено учащимся, имеющим начальную хореографическую подготовку.
Виды и формы организации учебного процесса
В зависимости от педагогических задач следует выделить основные виды занятий по хореографии в рамках реализации данной программы :
Обучающее занятие: основная задача - освоение отдельных элементов и танцевальных комбинация. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Данный вид занятия по хореографии находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.
Тренировочное занятие: закрепление движений, танцевальных композиций и манеры исполнения направлены на совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более узконаправленным.
Показательное занятие : своеобразная форма промежуточного контроля и в тоже время, особенности содержания данного занятия способствуют развитию творческой инициативности учащихся.
Выступление учащихся на школьных и поселковых мероприятиях, различных конкурсах, а также отчетный концерт с участием казаков в конце года. Помимо обще учебных занятий по хореографии реализация содержания данной программы также осуществляется в рамках постановочной и репетиционной работы.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 40 минут.
Формы контроля в казачьем классе :
Текущий контроль - осуществляется поурочно в течение учебно-тренировочной работы.
Промежуточный контроль - осуществляется в форме показательного занятия по итогам по-лугодий.
Итоговый контроль - осуществляется по итогам концертной и конкурсной деятельности.
Критерии освоения содержания программы
- постановка корпуса (правильная осанка, апломб);
- постановка рук (соблюдение позиций и промежуточных положений);
- постановка ног (работа стопы, мышечная сила ног, соблюдение позиций);
- координация всего двигательного аппарата, и музыкально-ритмическая координа-ция движений;
- грамотное исполнение движений и танцевальных комбинаций;
- музыкальность, танцевальность, эмоциональность:
- манера и характер.
Ожидающие результаты
Знать:
особенности танцевальной культуры сибирских казаков в историческом контексте;
особенности фольклора сибирского казачества;
особенности одежды и стилистику сценического казачьего костюма.
Уметь:
сознательно управлять своим телом, координировать работу всего двигательного ап-парата при исполнении танцевальных движений и композиций;
обладать пластикой и выразительностью движений в соответствующей народной ма-нере;
свободно и уверенно чувствовать себя на сцене.
Владеть:
навыком ансамблевого исполнения;
культурой общения с партнером по сцене;
эмоциональной отзывчивостью и манерой исполнения.
Воспитание через танец, ритмической координации движений, силы, ловкости, было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы. Помимо во-енных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной культуры сибирского казачества. Обряды, народные праздники, игрища сибирских казаков имеют славянские корни, поэтому следует отметить их идентичность праздникам и обрядам русского населения. В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым характером исполнения, свойственным духу казачества.
Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы. Одну составляют общерус-ские танцы, другую – самобытные военные танцы.
Первая группа представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.
Вторая - представлена преимущественно военной пляске.
Содержание программы базируется на учебно-методических пособиях, в которых большое внимание уделяется стилистическим особенностям русского народного танца в со-ответствии с их региональной и областной спецификой, в частности подбор содержания осуществлялся в рамках стилистики русского народного танца сибирского региона. За осно-ву были взяты: Климов А. Основы русского народного танца, Тарасова Н. Б. Теория и мето-дика преподавания народно-сценического танца, Зацепина К. Народно-сценический танец, Ткаченко Т. Народный танец, Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца.
Первый год обучения
Танцевальная азбука.
Вводная часть урока посвящена беседам о дисциплине, внешнем виде, гигиене и технике безопасности на уроках хореографии.
Разучивание движений и танцевальных композиций сопровождается беседой о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни сибирских казаков. Краткая характеристика эпохи, особенности обрядовой и праздничной культуры, стилевые особенности и манера исполнения танца, описания костюма - все это позволит комплексно подойти к изучению танцевальной культуры сибирских казаков и обеспечит понимание характера казачьих плясок.
Элементы хореографической азбуки (основы русского народного танца)
Основные положения рук.
1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.
2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.
3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.
4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.
5. 4-е положение - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу (женское).
Основные позиции ног.
1. Пять прямых позиций: 1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутрен-ними сторонами стоп; 2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга; 3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой; 4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы; 5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.
2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.
3. Две закрытые: 1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пят-ки разведены в стороны; 2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на рас-стоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.
Элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок).
1. Раскрывание и закрывание рук: а) одной руки, б) двух рук, в) поочередное раскры-вание рук, г) переводы рук из одного положения в другое.
2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и назад.
3. Шаг простой (бытовой); а) вперед с каблука, б) с носка.
4. Простой русский шаг; а) назад через полупальцы на всю стопу, б) с притопом и продвижением вперед, в) с притопом и продвижением назад.
5. Припадание в сторону по з-й свободной позиции, в перед и назад по 1-й прямой.
6. Шаг с притопом "в две ножки" - с припаданием на одну ногу и легким притопом другой ноги, по первой прямой позиции (на месте и с продвижением).
7. Подскоки на месте, с продвижением вперед и назад.
8. Боковой бег в правую и левую стороны (галоп).
9. Боковые перескоки по 1-й прямой позиции с переступанием.
10. Боковые перескоки по 3-й свободной позиции с переступанием и выносом ноги в перед на ребро каблука.
11. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
12. "Ковырялочка" с двойным притопом и тройным притопом.
13. Повороты на трех шагах в правую и в левую стороны.
14. "Ключ" простой (с переступаниями).
15. Хлопки и хлопушки (для мальчиков) : одинарные, двойные, тройные - фиксирую-щие и скользящие удары (в ладоши, по бедру и по голенищу сапога).
16. Присядки (для мальчиков).
а) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и сво-бодной позициям.
б) Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям "Мячик".
в) Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям, с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.
Трюковые элементы (шермиции) - упражнения с предметами (пика, сабля, нагайка).
а) вращение пики двумя руками, на месте базовый элемент;
б) вращение сабли ("восьмерка" перед собой,
в) прыжки, через нагайку двумя ногами вперед и обратно.
Элементы бального танца.
1. Вальсовый шаг.
2. Окошко
3. Волна
4. Повороты на месте и с продвижением.
6. Скрестный шаг.
7. Боковой шаг в правую и левую стороны.
8. Квадрат вправо и влево.
9. Крест
10. Вращение по диагонали.
Элементы современных танцев.
1. Выпады по линии.
2. Колесо.
3. Колечки.
4. Волчок простой и с переходом.
5. Шаги с выпадом по диагонали.
6. Высокие махи и низкие.
Танцевальные комбинации, этюды.
Упражнения на ориентировку в пространстве: движение в колонны по одному с раз-ных сторон по диагонали, с переходом в центре "через одного"; перестроение из одного кру-га в два; перестроение из двух кругов в "корзиночку". В процессе перестроений выполняют-ся разновидности танцевального шага (шаг с притопом в "две ножки", подскоки, припадания, шаг имитирующий наездника, боковой шаг "галоп"). Эти упражнения способствуют развитию умения свободно ориентироваться на сценической площадке.
Танцевальные комбинации и этюды развивают музыкально-двигательную координацию, выразительность поз, силу и выносливость; формируют навык четкого и грамотного перехода от одного движения к другому.
Второй год обучения
Танцевальная азбука.
Изучение хореографической лексики продолжает сопровождаться беседами о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни сибир-ских казаков. Краткая характеристика эпохи, особенности обрядовой и праздничной культу-ры, стилевые особенности и манера исполнения танца, описания костюма - все это позволит комплексно подойти к изучению танцевальной культуры сибирских казаков и обеспечит понимание характера казачьих плясок.
Элементы хореографической азбуки.
Упражнения у станка.
1. Подготовка к началу движения (preparation).
2. Переводы ног из позиции в позицию:
а) скольжением стопой по полу,
б) броском работающей ноги на 35о,
в) поворотом стопы.
3. Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям:
а) полуприседания (demi-plies,
б) полное приседание (grand plies).
4. Выведение ноги на носок, каблук, носок (battements tendus) из 1-й и 3-й открытых позиций вперед, назад и в сторону:
а) с полуприседанием в исходной позиции,
б) и в момент перевода работающей ноги на каблук.
5. Маленькие броски (battements tendus jetes) в перед, в сторону и назад из 3-й откры-той позиции:
а) с одним ударом стопой по 3-й позиции,
б) с полуприседанием на опорной ноге в момент броска.
6. Подготовка к "веревочке", скольжение работающей ноги по опорной
а) в открытом положении на всей стопе,
б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге.
7. Опускание на колено на расстоянии стопы от опорной ноги
а) из 1-й прямой позиции,
б) с шага.
8. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опор-ной ноге, стоя лицом к станку.
Элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок).
Упражнения на середине.
1. Поочередное раскрывание рук (приглашение).
2. Движение рук с платком (для девочек) : перевод рук из подготовительного положе-ния в 1-е, в 3-е и 4-е.
3. Характерные положения рук для девочек:
а) руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу.
б) правая рука в первом основном положении, пальцы левой руки лежат на тыль-ной стороне правой кисти.
4. Характерные положения рук для мальчиков:
а) правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину.
5. Переменный шаг:
а) переменный с притопом и продвижением в перед и назад,
б) с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.
6. Танцевальный бег
а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.
б) бег с поднятием согнутых ног вперед.
7. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.
8. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест, на носок или ребро каблука. На месте и с отходом назад.
10. "Моталочка" :
а) на полупальцах (для девочек,
б) на всей стопе (для мальчиков).
11. "Ковырялочка" с подскоком.
12. Дробные движения:
а) тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) наместе и с продви-жением,
б) простая дробь полупальцами на месте,
в) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением.
13. Присядки (для мальчиков) :
а) присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,
б) присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,
в) присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.
14. Хлопки и хлопушки (для мальчиков) :
а) удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, на-зад и в сторону,
б) фиксирующие удары по подошве сапога, по груди, по полу,
в) по очередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,
г) по голенищу сапога спереди крест накрест.
15. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты коленями назад.
Элементы бального танца.
1. Раскрывание и закрывание рук: работа по точкам
2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и назад.
3. Вальсовый шаг.
4. Окошко
5. Волна
6. Повороты на месте и с продвижением.
7. Скрестный шаг.
8. Боковой шаг в правую и левую стороны.
9. Работа в паре.
10. Квадрат вправо и влево.
11. Крест
12. Выпады
13. Повороты на трех шагах в правую и в левую стороны.
14. Вращение по кругу.
15. Вращение по диагонали.
Элементы современных танцев.
1. Выпады по линии.
2. Колесо на одну руку.
3. Колечки.
4. Волчок простой и с переходом.
5. Шаги с выпадом по диагонали.
6. Высокие махи и низкие.
7. Рондад.
Танцевальные комбинации, этюды.
На втором году обучения танцевальные комбинации усложняются, за счет увеличения коли-чества движений и музыкального темпа. Вводятся более сложные трюковые элементы, прыжки, присядки с усложненными хлопками и хлопушками. Усложняются вращения, дро-би, трюковые элементы, трюки с предметами характерные казачьим пляскам.
Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, работа над чистотой, сво-бодой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движе-ний, а также их активностью и точностью координации при исполнении сложных танцевальных элементов и трюков.
Большое внимание уделяется характеру и манере исполнения, в танцевальных композициях учащиеся должны уметь передать образ "война - защитника", гордость и независимость каза-ков.
Учебный план
№
п/п Наименование разделов 1год 2 год
1. Танцевальные экзерсисы у станка и на середине 15 10
2. Партерный экзерсис: гимнастика и акробатика 15 10
3. Современная хореография 15 15
4. Народная хореография 20 25
5. Бальные танцы 15 20
6 Трюковые элементы 10 10
7 Постановочные работы 13 13
8. Отчет и диагностика 2 2
Итого: 105 105
Методическое обеспечение дополнительно
образовательной программы
Реализация программы предполагает освоение личностно - ориентированных технологии обучения и воспитания: технологии мастерских, технологии разно уровневого обучения.
Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной деятель-ности (выступления на школьных и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступле-ния перед родителями, отчетные концерты).
Основные формы работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Дидактический материал, используемый, в ходе работы по программе, представляет собой следующее:
Тематические подборки иллюстраций, фотографий;
Использование ИКТ;
Методическая литература, разработки занятий, видеоматериалы на DVD, сценарии отчетных концертов;
Различные атрибуты; (зонты, веера, цветы, стулья).
Материально-техническое обеспечение предполагает наличие хореографического класса (помещения для занятий, станка, зеркала, аудио телеаппаратуры.
Формы подведения итогов обучения: зачетная система, выступления на школьных и посел-ковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты.
Литература
1. Гафт А. М. Исправление дефектов осанки на занятиях хореографией. Профилактика трав-матизма. Самомассаж. Ханты-Мансийск, 1997.
2. Горский В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.
3. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.
4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.
5. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск, 1992.
6. Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
7. Захаров Р. Страницы педагогического опыта. М., 1983.
8. Казачество в истории России : материалы всерос. науч. -практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Мо-сква, Казачество Сибири : от Ермака до наших дней (история, язык, культура) : матер. междун. науч. -прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).
9. Кашина Н. И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбур-жья : история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.
10. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
11. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.
12. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии. М., 1979.
13. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. по-собие. СПб., 2006.
14. Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.
15. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.
Интернет источники
1. https://do2.gendocs.ru/docs/index-428579.html
2. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0.html
3. https://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html
4. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-shkolnikov-horeografii