Екатерина Филаткина
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Цель: Создать социальную ситуацию развития мелкой моторики рук для детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- Создать условия для повышения собственного психолого-педагогического уровня компетентности путём изучения необходимой литературы, ознакомления с инновационными методиками;
- Создать условия для раскрытия техники пальчиковых игр, как эффективного средства развития мелкой моторики рук;
- Создать условия для выявления эффективности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средствам освоения различных пальчиковых игр;
- Создать условия для формирования системы активного взаимодействия с родителями воспитанников по теме самообразования;
- Создать условия для проведения анализа реализации плана самообразования.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня знаний по теме самообразования;
- Систематизация работы по совершенствованию мелкой моторики;
- Изучение новых технологий и методик по изучаемой теме;
- Развитие самодисциплины;
- Обогащение предметно - развивающей среды для повышения мелкой моторики у детей раннего возраста; для развития предметно – манипулятивной деятельности;
- Проведение анализа реализации плана самообразования.
- Сформирована система активного взаимодействия с родителями воспитанников, по теме самообразования.
1. Этапы реализации программы самообразования
1. Организационно-ознакомительный Сроки
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Изучение учебной и научно-методической литературы по вопросу пальчиковых игр.
Разработка траектории реализации задач. Сентябрь
2. Содержательный
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
1. Заучивание пальчиковых игр «Замок», «Капуста». «Спрячь в ладошки», «Переложи игрушки», «Пирожки», «Человечек», «Солнышко светит», «Шнуровка», «Карандаш», «Орехи», «Дорожка», «Лапки-царапки», «Как живешь?» и другие.
2. Обучение детей игре «Шнуровка», «Собери картинку» (крупные пазлы).
3. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка», «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник», «Флажок», «Елочка»
4. Настольная игра «Мозаика».
5. Игра «Я катаю мой орех».
6. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,
«Чудесный мешочек».
1) Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
2) Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить
речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые
пальчиковые игры».
3) Работа в рамках организационного род. собрания: методические рекомендации для родителей: «Волшебные пальчики»; анкетирование «О развитии речи вашего ребенка»; консультация для родителей «Пальчиковые игры : какие они?»
4)Папка – передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи вашего ребенка».
5)Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей : «Творческие пальчиковые игры : с использованием песка, пластилина, красок»,
«Развиваем мелкую моторику пальцев рук путем самомассажа»
6)Мастер – класс «Наши пальчики играют» 1. Консультация для педагогов детей раннего возраста : «О роли и важности проведения пальчиковых игр»
2. Обмен уже имеющимися знаниями по данной теме
3. Помощь в подборе необходимого методического материала. Октябрь-апрель
3. Заключительный
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Повторение ранее выученных пальчиковых игр и упражнений. Проведение праздника «Волшебные пальчики». 1) Папка- передвижка: «Игры и упражнения для наших пальчиков» (для повторения и усвоения дома)
2) Беседа с родителями: «Как повлияла данная работа на развитие ребёнка?» Подведение общих итогов в рамках педчетверга о том, чему научились дети за год, что получилось реализовать, а что
нет. Каких результатов
достигли, а на какие сделать акцент на следующий год. Май
4. Организационно-ознакомительный
Используемые источники:
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
8. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. –
9. М. : ТЦ Сфера, 2006.
10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧ «Хардфорд», 1996.
12. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
13. Кольцова М. М «Развитие моторики»
14. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
15. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка» В течение года
2. Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Профессиональное направление:
- Знакомство с современными методиками проведения пальчиковых игр;
- Изучение новой литературы по теме самообразования;
- Самоанализ своей профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое направление:
- Совершенствовать свои знания в использовании пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук для детей раннего возраста.
Информационно-коммуникативные технологии:
- Папка- передвижка: «Игры и упражнения для наших пальчиков»
Методическое направление:
- Создание картотеки потешек и пальчиковых игр.
Эстетическое направление:
- Участие в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ.
3. Способ демонстрации результата проделанной работы
- Выступления по обмену опытом работы на педагогическом совете в ДОУ;
Форма отчета по проделанной работе:
- Представление отчета о проделанной работе и рекомендаций для других педагогов.
Вывод: Таким образом, систематическое использование пальчиковых игр с детьми раннего возраста способствует активизации речи ребенка, а мне как педагогу повысить уровень своей педагогической компетентности по теме самообразования.