Жиганова Ульяна
Программа саморазвития. Игра как средство общения дошкольников
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы:
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Публикация «Программа саморазвития, Игра как средство общения дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, то есть такой, который служит в игровых замыслах.
Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль – это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.
Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.
Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить. Поэтому считаю тему самообразования «Игра как средство общения дошкольников» весьма актуальной в настоящее время.
Гипотеза: Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни, комплексное решение задач относительно развития психически познавательных процессов.
Цель – способствование развитию общения дошкольников через игру.
Задачи:
- Изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- Составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;
- Развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;
- Провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.
Ожидаемые результаты:
- Повышен собственный профессиональный уровень знаний путём изучения методической литературы по теме самообразования;
- Умение анализировать научно - методическую литературу, умение применять полученные знания на практике.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
1 этап – Подготовительный (выявление) и аналитический (изучение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Тема: «Игра как средство общения дошкольников» 2021 – 2022 учебный год
2 Цель - способствование развитию общения дошкольников через игру.
3 Гипотеза: Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни, комплексное решение задач относительно развития психически познавательных процессов.
4 Составление плана.
2 этап – Организационный (обобщение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Теоретическая часть:
- Изучение методической, педагогической и другой литературы. 2022 – 2023 учебный год
2 Практическая часть:
3 этап – Завершающий (внедрение) и презентационный (распространение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Оформление опыта работы:
- Заключение по проделанной работе. 2023 – 2024 учебный год
2 Выступление на педагогическом совете:
- Презентация опыта работы.
3 Подготовка материала для странички воспитателя на сайте ДОУ.
2021 – 2022 учебный год
Сроки Форма работы, содержание Форма отчета Перспектива
Сентябрь - Ноябрь Работа над пояснительной запиской по программе саморазвития на тему «Игра как средство общения дошкольников». Раскрытие темы: ее актуальность, цель, задачи, гипотеза. Готовая пояснительная записка.
Декабрь - Май Составление плана. Подробное расписывание этапов плана для дальнейшей работы над темой. Готовый план работы над темой.
2022 – 2023 учебный год
Сентябрь - Декабрь Изучение методической, педагогической и другой литературы. Поиск и подбор информации для дальнейшего подробного изучения. Применение найденной информации в своей работе.
Январь Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребенка». Отражение результатов в диаграмме. Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка.
«Консультация для родителей «Как игра способствует развитию общения?» Выступление на родительском собрании. Дать родителям информацию о том, как игра способствует развитию общения детей.
Игры с детьми на развитие навыков общения. Час игр в вечерние время. Сближение детей.
Составление картотеки разных игр для детей. Готовая картотека игр для детей. Наблюдение за играми детей, планирование, организация и проведение игр.
Февраль Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя» Мероприятие с родителями. Сближение детей и родителей.
Знакомство детей с играми народов мира. Проведение игр в вечернее время. Раскрытие для детей игр разных народов.
Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» Выступление в ДОУ. Расширение кругозора педагогов.
Март Коллективные игры с элементами творчества. Вечер игр с детьми. Раскрытие творческих способностей детей.
Фотовыставка «Семейный вечер за игрой» Выставка в ДОУ. Проанализировать какие игры предпочитают семьи.
Памятка для родителей «Совместные игры детей и родителей». Памятка для родителей с подробным раскрытием 2 – 3 игр. Применение игр родителями и детьми в свободное время дома.
Апрель Знакомство детей со старинными народными играми. Проведение игр в вечерние время. Сделать картотеку старинных народных игр.
Конкурс «Игра своими руками». Конкурс среди семей ДОУ. Развитие партнерских отношений ДОУ и семьи.
Мастер - класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников». Проведение мастер -класса для педагогов. Обмен опытом.
Май «Вечер любимых игр». Проведение с детьми разных видов игр. Развитие общения детей.
Консультация для родителей «Игры на лето». Дать родителям информацию, какие игры можно провести совместно с детьми летом. Применение родителями полученной информации.
Папка – передвижка «Игры на лето». Передача своих знаний, как родителям, так и другим педагогам. Применение полученной информации.
2023 – 2024 учебный год
Сентябрь - Ноябрь Написание заключения по проделанной работе. Изложение всей полученной информации, опыта в ходе реализации программы. Готовое заключение.
Декабрь - Апрель Подготовка выступления на педагогическом совете. Подготовка презентации и доклада. Поделиться полученными знаниями.
Май Подготовка материала для странички воспитателя на сайте ДОУ. Распространение информации в интернете. Передача опыта всем желающим.