Дымаренко Наталья
Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурство по столовой
как средство развития и саморазвития индивидуальности.
Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» более 15 лет и изучив «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» пришла к выводу, что технология может рассматриваться как пример интеграции качеств направленных на социально - коммуникативное развитие.
Публикация «Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
Большое место и значение в программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» отводится трудовому воспитанию. Дети, воспитанные в труде с ранних лет, отличаются самостоятельностью, умением себя обслужить. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества.
Одной из форм трудового воспитания в нашей программе является дежурство – помощь няне».
Обучение данному виду деятельности проходит по следующему алгоритму:
• младшая группа - на стол накрывает помощник воспитателя, используя схему последовательности сервировки стола, а посуду после себя дети относят сами. В дальнейшем воспитатель предлагает детям выполнить небольшие поручения: помочь няне расставить блюдца на одном столе или расставить салфетницы.
• средняя группа - переходим к сервировке стола по правилам. Помощник воспитателя предлагает им надеть форму и вспомнить, кто сидит за их столом, кто сегодня присутствует в группе, а кого нет. Схема сервировки стола находится на видном месте. Дежурные действуют самостоятельно, а остальных детей педагог привлекает к наблюдению за их деятельностью. После выполнения обязанностей дежурные анализируют свою работу, а остальные дети высказывают свое мнение о качестве сервировки. Затем дежурные выставляют себе на панно оценку – красный кружок «Всё отлично», красный кружок с чёрной точкой - «Были ошибки», чёрный кружок – «Я не справился». Педагог подводит итог и в случае неудачи ребёнка подбадривает его. Выражая уверенность. Что завтра у него всё получится. Данная ситуация является примером направленным на познавательное (освоение понятия «последовательность») и речевое (освоение доказательной формы речи) развитие.
• В старшей группе и подготовительной группе - до декабря дежурим как в средней группе – соблюдаем схему сервировки стола, посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает на два стола и применяем новый способ переноса посуды – берёт несколько тарелок, чашек и т. д. используя подносы. Повышается скорость сервировки стола, экономия времени. Дети привлекаются к дежурству и во время подготовки к завтраку, обеду и ужину. В старшей группе заводится альбом для оценки дежурств (на каждого ребенка отдельный лист, где дежурные вместе с «дружочками» оценивают свой труд. Воспитанники уже не нуждаются в прямом контроле и опеке взрослого.
Таким образом, мы содействуем превращению дежурства в форму самовоспитания ответственности, воли, адекватной самооценки полученного результата, направленного на проявление любви, заботы, уважения к себе и другим.
Для проявления детьми творчества, развития творческой активности вместе с родителями решили ввести новый элемент в процесс дежурства – дизайн. Теперь в процессе дежурства каждый ребёнок учится задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Дежурный теперь уже не просто «исполнительный работник» - он «Актёр», «Художник». Не просто накрыл на стол, а воплотил свою мечту, стать «пиратом», «отважным мореплавателем», «пожарным» ; показать и рассказать о своих впечатлениях от летнего отдыха, осенней прогулки или первого выпавшего снега. Теперь ребёнок – дежурный не просто анализирует процесс своего труда и правильность его выполнения, но и рассказывает о том, что он задумал, кто ему помогал в реализации задуманного, почему именно так он решил украсить свой стол, даёт ему название. Дети стали чаще использовать стихи, песенки для презентации своего дежурства.
А как приятно принимать пищу за красиво организованным столом, чувствовать заботу твоих друзей,
У детей пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.
Большую поддержку оказывают родители – заранее обговаривая с ребёнком задумку, помогая в изготовлении украшений, обговаривая и даже «репетируя» дома процесс дежурства.