Ирина Комарова
Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионального саморазвития воспитателя группы детей с задержкой психического развития на 2017-2020 учебные года Комаровой Ирины Викторовны
Тема:
«Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками с задержкой психического развития»
Содержание:
1. Пояснительная записка…3
2. Цели и задачи…4
3. Этапы изучения темы…. 4
4. Источники самообразования…4-5
5. План мероприятий по реализации поставленных целей и задачей. 6-7
6. Анализ результатов…. 8
Пояснительная записка:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
Поэтому, для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками с ЗПР, создание системы работы.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Разработка методического инструментария.
3. Реконструкция предметно-развивающей среды.
4. Обобщение собственного опыта.
Этапы изучения темы:
1. Информационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.
2. Технологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.
3. Практический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.
4. Результативный-участие в методической работе на базе ДОО, обобщение собственного опыта.
Источники самообразования:
-Литература:
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана –Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Зубкова Н. М. Воз и большая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей дома (набор развивающих карточек) – СПб. : «Издательство «Речь»,2012.
6. Зубкова Н. М. Научные ответы на детские "почему" (набор развивающих карточек) - СПб. : "Издательство"Речь",2010.
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
8. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. - СПб. : ООО" Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2013.
9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
11. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
12. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Меньщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
-Интернет-ресурсы:
http://lebds3.org.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/342-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-po-teme-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu
http://pandia.ru/text/78/418/26394.php
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач:
№ Год Мероприятия Время проведения Форма отчета
1 2017-2018 1. Изучение методической литературы по теме.
2. Ознакомление с материалами по данной теме в интернет – ресурсах.
3. Изучение опыта работы воспитателя. по теме : «Опытно-экспериментальная деятельность в работе со старшими дошкольниками».
4. Анализ предметно- развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности в группе.
5. Разработка перспективного плана опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками с ЗПР вне организованного обучения. Ноябрь
Январь
Март
Апрель
Май 1. Список методической литературы
и интернет ресурсов.
2. Перспективный план.
2 2018-2019 1. Реконструкция мини-центра по опытно-экспериментальной деятельности 2. Проведение опытов во время свободной деятельности.
3. Консультации для родителей: «Я познаю мир», «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности», «Экспериментируем дома». Сентябрь-декабрь
1 раз в неделю
Январь-май
1. Фотоотчет.
2. Картотека опытов.
3. Консультации.
3
2019-2020
1. Родительское собрание на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду и дома»
2. Создание совместных проектов детей и родителей: «Экспериментируем дома»
3. Открытое мероприятие НОД для педагогов.
4. Открытое мероприятие НОД для родителей.
5. Обобщение опыта работы.
Ноябрь
Декабрь-январь
Февраль
Апрель
Май
1. Конспекты.
2. Портфолио.
3. Проекты.
4. Фотоотчет.
5. Презентация
Анализ результатов за 2017-2018 учебный год:
1. Изучила литературу.
2. Ознакомилась с материалами по теме в интернет-ресурсах.
3. Изучила опыт педагога.
4. Посетила занятие у воспитателя. на тему : «Свойства снега».
5. Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками с ЗПР вне учебной деятельности.
Анализ результатов за 2018-2019 учебный год:
1. Осуществила реконструкцию мини –центра по опытно-экспериментальной деятельности, предоставила фотоотчет.
2. Составила картотеку опытов.
3. Разработала консультации для родителей.
Анализ результатов за 2019-2020 учебный год:
1. Провела родительское собрание по теме.
2. Провела открытое мероприятие НОД для педагогов на тему : «Свойства воздуха».
3. Собрала проекты родителей с детьми.