Татьяна Красникова
Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по самообразованию на тему
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Тема: Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Публикация «Программа самообразования педагога „Поисково-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей;
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По данной теме с 2010 года мной пройдены следующие этапы самообразования :
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2010 г. Подбор и изучение литературы по теме; Памятки для родителей «Я познаю мир»
Октябрь
2010 г. Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь
2010 г. Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»
Январь
2011 г. 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Анкетирование родителей и воспитателей.
Февраль
2011 г. «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
Март
2011 г. Инновационные технологии-ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)
Апрель
2011 г. Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж Описание приемов и методов,их использование на занятиях Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности
Май
2011 г. «Что? Зачем? Почему?» Изучение метода итогового проблемного обучения Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.
Сентябрь 2011 г. Изучение методики Л. А, Венгера Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования
Октябрь-ноябрь 2011 г. «Круглый стол» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»
Декабрь 2011 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Январь
2012 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы
Папка-передвижка для родителей и детей
Февраль
2012 г. Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
Консультация для воспитателей по обмену опытом
Март
2012 г. Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
Апрель 2012 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ
Май
2012 г. Посещение курсов повышения квалификации.
Сентябрь
2012 г. Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности Беседа, рассуждение, умозаключение
Октябрь-декабрь
2012 г. Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» Подборка материалов Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
Январь -февраль
2013 г. «Проект как метод обучения» Изучение структуры создания проекта Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Март-май
2013 г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Прогноз на будущее