Елена Ческидова
Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Мне хотелось бы начать со слов президента Российской Федерации В. В. Путина
«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессионального мастерства воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Публикация «Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Воспитатель 21 века - это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
педагог, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
педагог, умеющий организовать рефлексивную деятельность;
педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации : в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации и т. д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Итак, что же такое самообразование? Существует несколько понятий самообразования.
Разные источники дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, культуры и т. п. («Педагогический словарь»)
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Для разных категорий педагогов самообразование имеет различное значение
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
• ежедневная работа с информацией;
• желание творчества;
• стремительный рост современной науки;
• изменения, происходящие в жизни общества;
• конкуренция;
• общественное мнение;
• материальное стимулирование
• интерес.
Источники самообразования могут быть разнообразны:
Телевидение
Газеты
Журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
Интернет Видео
Аудио информация на различных носителях.
Платные курсы.
Семинары и конференции.
Мастер-классы.
Мероприятия по обмену опытом.
Экскурсии, выставки, музеи, концерты.
Курсы повышения квалификации
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет его творческий потенциал.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ,
с приоритетным направлением его деятельности.
Хотелось бы отметить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
В нашем ДОУ педагогами используются различные формы работы по самообразованию.
В первую очередь это изучение научно-методической литературы
Так же разработка перспективных планов и конспектов занятий по теме
Создание современной предметно-развивающей среды в группе.
Все педагоги ДОУ проходят обучение на курсах повышения квалификации.
Для заинтересованности и привлечения педагогов к участию в методической работе ДОУ используются такие формы работы как
Педагогические советы в форме деловой игры.
Семинары – практикумы, на которых организуется изучение и внедрение в педагогический процесс новых идей и технологий
Мастер - классы проводятся с целью повышение профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы в условиях практико-ориентированной деятельности, обмен передовым педагогическим опытом.
В каждой группе и в фойе детского сада систематически оформляются выставки работ педагогов или детей.
Немаловажной формой работы по самообразованию является открытый показ образовательной деятельности педагогами. Цель таких мероприятий - овладение новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход и анализ со стороны коллег.
Педагоги принимают активное участие в смотрах – конкурсах, проводимых в ДОУ.
Так же наши педагоги посещают различные семинары и конференции как на городском так и региональном уровне.
Изучают информационно-компьютерные технологии.
С удовольствием участвуют в различных Интернет - конкурсах на всероссийском и межрегиональном уровне (самостоятельно и совместно с воспитанниками).
В целях распространения педагогического опыта помещают свои разработки на сайтах в Интернете.
Заполнение карт профмастерства помогает педагогам проанализировать свою деятельность за определенный период. Содержимое карт профмастерства периодически редактируется и пополняется.
Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Закончить мне хотелось бы словами Ч. Дарвина.
«Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликается на изменения»
Желаю всем успешного саморазвития и благодарю за внимание.