Эльмира Юмаева
Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа «Ручеек»
по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Составил: старший методист Э. Ф. Юмаева
г. Каменка
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Ручеек“ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрении у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Для этой цели разработана данная программа, которая опирается на положения Программы развития детского сада, где экологическое воспитание определяется как приоритетное направление.
Экологическое воспитание - это процесс формирования элементарного экологического сознания, которое не может возникнуть стихийно. Деятельность кружка помогает дать детям дошкольного возраста систему элементарных представлений о предметах и явлениях природы, их взаимодействии и взаимозависимости, причинно-следственных связях и на этой основе развитие знаний об охране природы. Это деятельностное отношение человека к природе, которое выражается не только в природоохранительных действиях, но и в поступках по воссозданию природной среды.
Цель программы –формирование представлений дошкольников о предметах и явлениях природы, причинно-следственных связей в природе, об охране природы, об адекватном поведении детей в природе; развитие мотивационных компонентов осознания детьми значения природы в жизни человека.
Задачи программы :
- позволить ребенку увидеть необычное, новое в привычном, обыденном;
- способствовать не только экологическому, но и общему развитию ребенка, его мышления, эрудиции, эмоциональной сферы, умения выразить свое отношение к природе и словами, и средствам изобразительного искусства;
- создать условия, чтобы дети были не просто слушателями и наблюдателями, а полноправными участниками проводимых мероприятий;
- воспитывать в детях чувство ответственности за состояние окружающей природы, осознавать человека как часть как часть природы;
- формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением
(отказ от чисто потребительского подхода);
- активизация позитивных детско-родительских отношений в совместной экологической деятельности.
Для осуществления целей и задач программы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среда:
Перечень оборудования минилаборатории:
-различные емкости,
-весы аптечные с полным набором гирь;
-наборы магнита;
-различные пробирки;
-разнообразный материал для производства опытов с водой, воздухом;
- термометры для измерения температуры воды;
- хозяйственное оборудование на каждого ребенка для производства опыта;
- песочные часы;
- увеличительные стекла, лупы;
- фильтры и фильтровальная бумага
Перечень оборудования кабинета экологии
-гербарий на каждого ребенка,
-коллекция семян, камней,
-наборы игрушек животных, насекомых, растений,
-наборы картин о природных явлениях, о временах года, о природных зонах,
-папки –раскладушки по тематике Красной книги,
-муляжи овощей и фруктов, грибов,
-аквариумы,
-коллекция лекарственных растений, растений из Красной книги,
-глобус, атласы, карты
-коллекция комнатных растений,
- модели луга, леса, водоема,
- образцы почвы, песка, глины, образцы природных ископаемых,
-оформлены различные природные зоны,
- материал по краеведению (стенд о г. Пензе и г. Каменке, открытки о памятных местах Пензенской области, заповедные места Пензенской области, книги: «Город-крепость Пенза» Г. В. Мясников,
«Музей-усадьба В. Г. Белинского»
«Государственный музей А. Н. Радищева»,
«География Пензенской области» И. И. Курицын,
«Каменка» П. А. Фельдман.
Содержание курса и методика
Программа включает систему занятий теоретической и практической направленности по блокам : «Я и природа», «Экология как наука»,
«Краеведение», «Опытническая деятельность», «Осторожно-Красная книга»,
«Земля-планета Солнечной системы».
Срок реализации программы : 2 года.
Возраст детей : 5-7 лет.
Количество детей : 15 человек
Количество часов в месяц: 2 часа.
Место проведение: кабинет экологии, территория детского сада и близлежащая территория микрорайона (экологическая тропа, уголок леса, пруд, каштановая роща, цветники, огород).
Содержание и формы работы в клубе:
- работа в уголках природы, на цветниках, в огороде;
- беседы о природе;
- рассматривание иллюстраций;
- опытническая деятельность;
- посадка семян, выращивание комнатных растений;
- участие в экологических акциях, викторинах;
- дидактические игры природоведческого содержания;
- занятия познавательного характера;
- мероприятия, связанные с проведением Дня природы, Дня птиц, Дня Земли в детском саду;
- творческие задания по изобразительной деятельности на темы природы;
- совместные проекты воспитанников и их родителей;
- составление гербариев, фотоальбомов о природе;
- сбор природного материала;
- уход за аквариумом;
- чтение художественной литературы о природе;
- наблюдения за животными, птицами, рыбами, явлениями неживой природы.
Условия реализации программы :
- эффективное использование имеющейся материальной и предметной среды,
- учет природно-климатических условий;
- привлечение родительского потенциала;
- личностно-ориентированный подход;
- сочетание разнообразных форм преподнесения материала,
- партнерские взаимоотношения в работе других объединений дополнительного образования;
- контролируемость программы, продуманность способов проверки реально полученных результатов.
Учебно-тематический план
1 год обучения.
№п. п. Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1.
2.
3.
Экология как наука
Я и природа
Краеведение
9
7
2 5
5
1 4
2
1
ИТОГО: 18 11 7
Основная часть
Тема 1 «Экология как наука»
Теория:
- Взаимоотношения организмов в природе друг с другом.
- Влияние окружающей среды на человека.
- Влияние человека на окружающую среду.
- Что такое «охрана природы».
- Оздоровительная роль природы.
Практика:
- Наблюдения за ростом растений (солнце, вода, подкормка).
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе (работа с календарем погоды, природы).
- Труд в природе детей.
- Экологические десанты родителей и воспитанников детского сада.
Контроль: выставка детских рисунков «Какую окружающую среду я хотел бы видеть?»
Тема 2. «Я и природа»
Теория:
- Значение природы в жизни человека.
- Правила поведения в природе.
- «Нужны все на свете», самоценность природы.
- Взаимосвязь человека и природы.
- Почва, ее обитатели.
Практика:
- Посадка огорода и цветника.
- Наблюдения за живой и неживой природой.
Контроль: совместная с родителями экскурсия по микрорайону «Что нас окружает?»
Тема 3. «Краеведение»
Теория:
- Пензенский заповедник «Поволжская лесостепь».
- Наш город.
Практика:
- Совместная с родителями экскурсия в парк, экскурсия в ближайший лесной массив, сбор природного материала.
Контроль: беседа по иллюстрациям о природе Пензенского края.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
Дети должны :
- рассказывать о растительном мире, о роли человека в изменении растительного мира;
- знать правила поведения человека в природе;
- объяснять необходимые условия для роста и развития растений, способы ухода за ними;
- владеть навыками посадки семян и ухода за растениями в цветнике и на огороде;
- владеть элементарными знаниями о происхождении предметов и явлений неживой природы, объяснять их;
- знать растения Пензенского края, что такое «заповедник».
Учебно-тематический план
2 год обучения.
№п. п. Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1.
2.
3.
4.
5.
Я и природа
Осторожно-Красная книга
Земля- планета Солнечной системы
Опытническая деятельность
Заключительное занятие 7
4
4
2
1 4
2
2
3
2
2
2
1
ИТОГО: 18 8 10
Основная часть
Тема 1 «Я и природа»
Теория:
- Растительный и животный мир Земли.
- «Почему тигр полосатый» -как животный мир охраняет себя.
- «Волшебница вода.»
- «Воздух – невидимка»
Практика:
- Рассматривание иллюстрация, альбомов, работа с панно земного шара, с глобусом.
- Опыты с водой, с воздухом.
- Совместная с родителями экскурсия на водоем, помощь обитателем водоема (подкормка птиц, фильтрация воды.
Контроль: Самостоятельное проведение опытов с водой, с воздухом. Игра «Кто где живет?»
Тема 2 «Осторожно- Красная книга!»
Теория:
- Заповедники и заказники- охраняемые территории.
- Растения Красной книги Пензенской области.
Практика:
- Экскурсии с целью рассматривания растений, занесенных в Красную книгу.
- Рассматривание иллюстраций Красной книги (растения и животные).
Контроль: викторина «Что такое Красная книга?»
Тема 3. «Земля – планета Солнечной системы»
Теория :
- Исследование космоса, космические корабли.
- Земля – планета жизни.
Практика:
- Рисование космических сюжетов.
- Посещение астрономической комнаты.
Контроль: сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос»
Тема 4. «Опытническая деятельность»
Практика:
- Опыты с магнитом.
- Опыты с почвой, песком глиной.
Контроль: вынос материала для опытов в уголки экспериментирования в группы, наблюдение за деятельностью детей в уголках.
Тема 5. «Заключительное занятие»
Практика:
- Совместная детско-родительская экологическая олимпиада «Знатоки природы».
Ожидаемый результат второго года обучения:
Дети должны:
- рассказывать о домашних и диких животных, о животных разных климатических зон; о роли человека в жизни животных;
- знать что такое «Красная книга»;
- вместе с воспитателем показывать опыты с почвой, водой, воздухом, магнитом, песком; объяснять их;
- иметь представления о Солнечной системе, использовать в играх данные представления
Ожидаемый результат двухгодичного обучения детей :
1. Повышения уровня знаний и умений дошкольников по вопросам экологического воспитания.
2. Позитивная динамика детско-родительских отношений.
3. Сформированность интереса дошкольников к природе, к природоохранной деятельности.
Используемая литература:
Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль «Академия развития» 1997.
Белавина И. Г., Найденская Н. Г. «Планета – наш дом», Москва «Лайда».1995.
Зазнобина Л., Ковенько Л. «Моя самая первая книжка о превращениях в природе», Москва «Дрофа». 1996.
Ковенько Л. «Секреты природы – это так интересно»Москва «Линка-Пресс».2004.
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми»Минск «Асар».1996.
Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа»Москва «Карапус-Дидактика» 2005.
Скоролупова О. А. «Покорение космоса». Москва «Скрипторий»2002.