Светлана Щербинина
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант»
▼ Скачать + Заказать документы
БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант»
Выполнила: педагог дошкольного образования Щербинина Светлана Александровна
2017г.
Информационная карта проекта
Публикация «Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Осенний десант“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Название: «Развитие интереса к изучению и сохранению природы у детей старшего дошкольного возраста по средством экологического проекта «Осенний десант»
Автор проекта : Щербинина Светлана Александровна
Район, город, представивший проект : Краснодарский край, станица Динская
Место проведения: МО БДОУ Динской район Д/сад №27
Вид проекта : групповой, исследовательско-творческий.
По продолжительности: краткосрочный (две недели)
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагога)
Цель, направление деятельности проекта : исследовательская деятельность по изучению природы, ее охраны во всех ее направлениях в осенний период времени
Задачи:
1. Воспитательные :
– привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;
2. Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм4
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;
3. Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
4. Корекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать внимание, память, мышление, воображение, пространственные представления;
- развивать умение сравнивать, обобщать;
- развивать внимание, мышление
Новизна проекта : использование ИКТ для более наглядной демонстрации красоты осени
Педагогические принципы реализации проекта :
- принцип поисково-исслеовательской деятельности;
- принцип личностно-ориентировочного обучения;
- принцип дифференциации и интеграции всех видов деятельности;
- принцип непрерывности;
Методы работы:
- наглядные – наблюдение, показ, образец;
- словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, диалог, монолог;
- практические – показ способов деятельности;
Краткое содержание проекта :
- накопление информационной базы по изучению проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- анализ поведения человека в природе;
- отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
Актуальность:
В настоящее время на одно из первых п значимости мест выдвинулась проблема усилия экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Уже контакт человека с природой совершенно другой. Люди стараются взять как можно больше от природы, а вот вернуть (воздать) ей не у всех получается. Варварское отношение к природе, как взрослых, так и детей, ведет к катастроф. Содержание к воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Очень важно с раннего возраста прививать любовь к природе, учить наслаждаться ею, слушать ее. Решая различные познавательно - практические задачи совместно со взрослыми, сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически и логические мыслить. При этом дети и взрослые сближаются друг с другом. Дошкольные учреждения являются одним из этапов усвоения роли в воспитании бережного отношения к природе, получая эмоциональное удовольствие от ее неповторимости, при этом обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие. Суть моего проекта в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к природе. Углубить их знания о экосистеме. Формировать чувства ответственности за судьбу природы не только нашей станицы и края, но и всей природы в целом.
Гипотеза:
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, опытов, экскурсий, сюжетно-ролевых игр и т. д. Только активное участие каждого человека в охране природы не оставит в душе места равнодушию и жестокости к ней
Ожидаемые результаты:
Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители, участвующие в ходе и реализации проекта сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа, что ее нужно беречь и смогут показать и объяснить это детям.
Этапы и механизмы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Методическая работа. Подбор материала и оборудования, художественной литературы, иллюстраций, презентаций. Продумывание хода бесед, организация и проведение игр, наблюдений, экскурсий, образовательной деятельности. Знакомство с литературой, участие в играх, наблюдениях. Разучивание стихотворений, загадок. Погружение в проблему. Формирование проблемы: «Знаете ли, вы, если не охранять, не беречь все живое, то деревьев будет меньше, воздух и почва будут загрязнены, трудно будет дышать, и наше здоровье сильно ухудшится. А некоторые животные, птицы и насекомые могут навсегда исчезнуть. И чтобы этого избежать мы станем защитниками природы – «Осенним десантом». Вход в проблему и постановка задач.
2. Практическая деятельность (основной этап) :
Проведение совместной работы с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследовательской деятельности. Сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, лепкой, оригами, играми. Участие в трудовой деятельности. Закрепление правил поведения в природе (в лесу, парке, на реке) Игра, разучивание стихотворений, загадок, считалок, конструирование. Помощь другим детям в осознании того, что природа наш общий дом.
3. Заключительный этап:
Проведение анализа и обобщение результатов работы. Закрепление знаний детей. Разработка рекомендаций для родителей.
Итоговое мероприятие: Проведение праздника «Эколята – Юные защитники Природы»
Выводы:
Данный проект экологической направленности очень актуален для развития экологических представлений детей дошкольного возраста, т. к. проект расширяет кругозор детей. Дети смогли проявить свои творческие способности в познавательно-речевой, художественно-эстетической деятельности, игровой. В рамках работы над проектом у детей сформировались элементы поисково-исследовательской деятельности: умение ставить цель и находить пути ее решения, умение искать и находить информацию в разных источниках (книги, энциклопедии, мультфильмы) и делиться ею с другими. Проектная деятельность дала возможность развить у детей познавательный интерес, воображение и творческие способности.
План-схема работы с детьми по осуществлению проекта проводимый в рамках акции «Эколята – Юные защитники природы» - «Осенний десант»
Образовательная деятельность Виды детской деятельности
Здоровье
Комплекс гимнастики «Осень в лесу»;
Оздоровительный массаж: «Дождик», «Летели утки», «Гусь»; Дыхательные упражнения:»Ветерок»;
Физкультминутки :»Солнце спит», «По грибы»; Психогимнастика «В мире цветов»;
Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»;
Беседа с медицинской сестрой о пользе прогулок, закаливающих процедур и приеме в пищу фруктов и овощей.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»;
Р/игры, способствующие избавлению от страхов и агрессии: «Добрые поступки»; «Сегодня хорошая погода»;
Безопасность Беседа «Как вести себя в парке (лесу)»; «Правила посещения водоемов»; «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды»; «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»; «Опасные насекомые»; «Правила поведения при общении с животными»;
Р/игра по безопасности «Грибники»;
Физическая культура
ОД «В гости к осени»;
Подвижные игры: «Найди свое дерево», «У медведя во бору», «Совушка», «Коршун», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Охотники и звери», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Гуси лебеди»;
Эстафета: «Собери осенний букет»;
Кубанские игры: «Утка и селезень»;
Социализация
ОД: «Знакомство с трудом лесничего»;
Дидактические игры: «Времена года», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Узнай дерево», «Угадай птичку», «Что лишнее», «Хорошо-плохо»(ТРИЗ, «Дары природы»;
Сюжетно-ролевые игры: «Поход в осенний лес», «Садоводческий магазин», «Магазин сезонной одежды»;
Развивающая игра: «Как труд людей разрушает нашу планету и как он ее спасет»;
Игра-забава: «Хор зверей»;
Этюд «Цветок»;
Трудовая деятельность
Посадка дерева липы на участке детского сада; Помощь дворнику в сборе мусора; Уход за растениями в группе; Обкопка деревьев и кустарников; Подкормка птиц; Помощь младшим группам в уборке территории для прогулки;
Познание
Беседы: «Признаки осени», «Деревья и кустарники, растущие на территории детского сада», «Взаимосвязь дерева с живой и не живой природой», «Красота природы бесценна»; «Чем опасно загрязнение воздуха, почвы, выды»;
Приметы осени;
Экскурсия «Хозяйка леса», «Парк станицы Динской», «Экскурсия с целью обнаружения гнезд и мусора в парке»;
Знакомство дошкольников со сказочными героями «Эколята», просмотр мультфильмов про сказочных героями «Эколята - дошколята»;
Ведение ежедневно календаря природы;
Экологическая задача : «В лес пришли лесорубы. Что будет?»;
Познавательное сообщение –«Экосистема» (презентация);
Просмотр журналов и энциклопедий;
Знакомство с «Красной книгой Краснодарского края» (Видео показ);
Экологическая викторина «Знатоки природы»;
Обучающее занятие с использованием интерактивной доски с обучающего диска автора …. на тему «Осень»;
Наблюдения: «За хвойными и лиственными деревьями», «За птицами», «Солнце – источник тепла и света», «За осенним лесом (парком)», «За тополем», «За березой», За ивой», «За осиной», «За рябиной», «За воробьем», «За сорокой», «За дятлом», «За почвой», «За листопадом», «Осенним небом», «За насекомыми» ( Наблюдение ведется разными способами фиксации: ментальными способами, использованием готовых форм, изобразительными способами, письменными способами, фиксации натуральных объектов, объемное засушивание растений);
Эксперименты: «Почему осенью листья желтеют?», «Как растения пью воду», «Что есть в почве», «Как листья становятся питанием для растений», «Воздух», «Солнце дарит нам тепло и свет»;
Р/ игры на мышление: «Кто, где живет», «Пищевые цепочки», «Рассели птиц», «Найди связь», «Ассоциации», «Найди общее»;
Р/ игры на развитие навыков классифицирования: «Найди дерево»;
Р/игры, помогающие детям в общении с животными: «Проверка знаний»,
Географические игры: «Следопыты»;
Р/игры, направленные на развитие нравственных качеств: «Поступаем правильно»;
Игры, развивающие волевые качества ребенка: «Муравьиные шажки»;
Коммуникация
ОД: «Профессия эколог», «Профессия озеленитель», «Друзья природы», «Осенние мотивы»;
Рассматривание иллюстраций об осени, презентации «Как устраивают свою жизнь животные, птицы, насекомые осенью»;
Составление рассказов по мнемотаблицам «Осень»;
Посещение других групп с агитацией о спасении природы (ил поддержанию чистоты в природе);
Игра-путешествие: «Путешествие на речку»;
Игра-соревнование «Счастливый случай»;
Творческое рассказывание: «Птицы и насекомые нашего края»;
Веселые завирательные истории;
Словесная игра: «Назови по первому звуку, слогу название грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, насекомых и т. д.);
Беседы: «Как питаются растения и чем дышат», «Чем дышат рыбы», «Бережное отношение к природе». «Гнездо», «Муравейник», «Скворечник»,»Что необходимо делать, чтобы сохранить природу»; «Какой вред наносит деятельность человека природе в целом (животным, птицам, насекомым)»;
Р/игра на развитие речи «Отгадай по описанию», «Услышь неверное слово», «Вершки и корешки»,
Мнемотаблицы «Осень», «Дары леса. Грибы, ягоды», «Лес. Деревья, кустарники», «Перелетные птицы», «Дикие животные»
Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени»
Заучивание наизусть: «Лес точно терем расписной» И. А. Бунин; «Осень» К. Бальмонт; «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин;
Чтение: «Дети в роще» К. Ушинский; «Ворона и лисица» Крылов; «Скворушка прощается» М. Ивенсен; «Мы пошли по ельничку» песенка пер. со швед. И, Токмаковой; «Соль земли» И. Соколов; «Осенняя гамма» Л. Станчев; «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А. К. Толстой; «Сова» В. Бианки; «Ты скажи мне реченька» В. Орлов; «Осенью» М. Волошин; «Белка» К. Коровин;
Чтение энциклопедий (
Художественное творчество Рисование:
ОД: «Золотая осень», «Придумай чем может стать красивый осенний листок», «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в парке (улице)», «Поздняя осень», «Золотая хохлома и золотой лес»(декоративное рисование);
Лепка:
ОД: «Корзина с грибами (ягодами, овощами, фруктами (рельефная, «Осенью»;
Аппликация:
ОД: «Аппликация из пряжи», «Осенний ковер»;»Осенние картины»(аранжировка);
Пластилинография: «Осенние деревья»;
Изготовление открыток на осеннюю тематику;
Свободная художественная деятельность детей по формированию культуры природолюбия;
Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»; И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая»; С. Жуковский «Лесное озеро»;
Рассматривание иллюстраций книг, энциклопедий,, открыток; коллекций насекомых, животных;
Музыка
Разучивание песен на осеннюю тему;
Слушание:
«Осень» муз. Ан Александрова, сл. М. Пожаровой; «Осень» А. Вивальди;
Хоровод «Выйду ль я на речку» (рус. народ. песня, обр. В. Иванникова);
Упражнение на развитие слуха: «Лиса по лесу ходила», рус. народ. песня;
Песенное творчество: «Осенью», муз. Г. Зингера;
Этюд «Лягушки и аисты» муз. В. Витлина;
Игра на музыкальных инструментах «На зеленом лугу», рус. народ. мелодия;
Ручной труд (конструирование) Оригами:
«Осенний лист (кленовый, гармошка)», «Грибы», «Воробей», «Лиса»;
Поделки из природного материала «Волшебные превращения»»
ОД: «Осенний лес», «Рябиновые бусы»;
Культурно-досуговая деятельность Проведение праздника «Эколята – Юные защитники природы»;
Оформление книжной выставки «Разная природа»;
Выставка творческих работ «Береги природу»;
Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей;
Акция подари книгу о природе детскому саду;
Акция (совместная с родителями) «Покорми птиц»;
Создание коллажа совместно с родителями «Экология глазами детей»;
Размещение консультаций, рекомендаций, листовок в информационном уголке для родителей
Папка-передвижка «Экологическое воспитание», «А у нас осень»
Используемая литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду : Для занятий с детьми 3-7 лет.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет,
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
6. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
7. Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)
9. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением (5-7 лет)
10. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду (5-7 лет)
11. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (5-7 лет)
12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (5-7 лет)
13. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников
14. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (5-7 лет)
15. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
16. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду (5-7 лет)
17. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплекс упражнений для детей 3-7 лет
18. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж
19. А. И. Иванова. Экологические наблюдения и экспериментирование
20. Кравченко И. А. Прогулки в детском саду
21. Алябьев Е. А. Тематические дни и недели в детском саду
22. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста
23. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром
24. Т. В. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет
25. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они?
26. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет
27. Алябьева. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками
28. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры
29. Кузнецова Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников
Нестеренко А. А. Страна загадок
30. Т. А. Шорыгина. Беседы о пространстве и времени
31. Т. А. Шорыгина Беседы о воде в природе
32. Т. А. Шорыгина Беседы о том, кто где живет
33. Т. А. Шорыгина Беседы о мире морей и океанов
34. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье
35. Т. А, Шорыгина Беседы о природных явлениях и объектах
36. Хромова С. А Игровые уроки общения
37. Т. Б. Сержантова, 366 моделей оригами и оригами для всей семьи
38. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Цветные лошадки
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru
2. Консультации для воспитателей (https://www.moi-detsad.ru/kosultac.htm)
3. «Maam.ru»