Папки-передвижки

Программа реализации проекта «Геометрические фигуры» (для детей с нарушением зрения)

Тамиря Ерзина
Программа реализации проекта «Геометрические фигуры» (для детей с нарушением зрения)
▼ Скачать + Заказать документы

Программа реализации проекта «Геометрические фигуры»

(для детей с нарушением зрения)

Составила: Ерзина Тамиря Хакимовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида» г. о. Саранск, 2015г.

Тема проекта: «Геометрические фигуры».

Проблема.

Ребёнок с нарушенным зрением ограничен в возможности успешной ориентировки в окружающей его действительности. Развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, стремиться к тому, чтобы ребенок с патологией зрения мог стать интересным, грамотным, легко вступающим в контакт с окружающим, располагать к себе, успешно адаптироваться к условиям современной жизни, быть уверенным к себе, самостоятельным человеком.

Публикация «Программа реализации проекта „Геометрические фигуры“ (для детей с нарушением зрения)» размещена в разделах

Цель проекта.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна к занимательным математическим играм с геометрическими фигурами. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникших в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата). И тем самым активнее развиваются психические процессы: слуховое и зрительно - пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение ребенка, а также зрительно – моторные координации.

Объекты проекта.

Проект представляет собой двухблочную модель – дети, воспитатели.

Сроки реализации.

Работа над данным проектом ведется один месяц.

Программа выполнения работ по проекту.

Тактильно - двигательное восприятие имеет много общего с развитием зрительного восприятия, оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Поэтому на первом этапе с детьми внимательно ощупываем изучаемый объект (его модель); называя сначала, а затем рассматривая, обследуя его всеми возможными средствами и способами. Сравниваем с изображением на картинке, обводим по контуру, получая при этом разный образ: объемный или контурный плоскостной; вместе отмечаем признаки, выделяя главные, анализируем, обобщаем. Вести такую работу помогает наглядный материал.

1. Рисунок, при помощи которого ребенок называет фигуру, его свойства (форму, цвет, размер, толщину).

2. Модели.

3. Трафареты, шаблоны.

Формы организации работы с геометрическими фигурами.

1. Занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры). Использование геометрических фигур в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из этих фигур разнообразит занятия детей, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Елочка», «Дом», «Животные», «Бабочка»). Вне занятий проводятся игровые упражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленять изображения предметов на части и воссоздавать их из частей. Для этого выкладывают орнамент по рисунку, используют разнообразные кубики, мозаику, разрезные картинки, игрушки (грибы, ягоды, игру «Узнай предмет по его части» и др.

3. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

1). Дидактические игры.

а) «Найди это», «Чудесный мешочек». В этих играх предполагается тактильно-двигательное восприятие объекта путем ощупывания.

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Необходимо побуждать их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.

Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость.

Взаимное наложение одной фигуры на другую — круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника — позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

б) «Угадай по описанию», «Назови такой же», «Загадки и отгадки», «Что бывает такой формы?», «Задачи на смекалку» - словесные игры.

в) «Найди отличия», «Что перепутал художник?», «Что спрятано в рисунке?», «Где больше?», «Что лишнее?» – контурное изображение.

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?» Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве).

2). Настольно-печатные игры:

«Сложи фигуру», «Геометрическое домино», «Геометрическое лото», «Какой фигуры не хватает?», «Найди место фигуре», «Рассели жильцов», «Головоломки».

3).Подвижные игры:

«Найди свой домик», «Найди свою пару». Здесь геометрические фигуры используются как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов. Дети, играя в такие игры, быстрее запоминают геометрические фигуры и их свойства.

4). В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» – деньги можно обозначить фигурами, а цены – количеством фигур. «Почта» – адрес на посылке, письме, открытке обозначается фигурами, а номер дома – кодовыми карточками, где указываются свойства фигуры (форма, цвет, размер, толщина). «Поезд» – билеты – кодовые карточки, места – обозначение фигур.

Ожидаемый результат.

Добиться, чтобы дети легко различали и называли геометрические фигуры, знали их характерные отличия. Тем самым использовали знания в игровой деятельности; заметно увеличился и обогатился словарный запас, возник интерес к изучению данной темы.

Литература.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ; 2010-2012 г. (в соответствии с ФГТ)

2. Плаксина Л. И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 6 вида. Москва «Город» 1999.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ М: Аркти, 2003.

4. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. -2-е изд., исп. и доп. - М. : МОЗАИКА. -СИНТЕЗ, 2010.

5. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Математика для дошкольников. Подготовительная группа. Рабочая тетрадь. - М. :Мозаика-Синтез,2006.

7. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Дидактические игры- занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

9. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт. -сост. З. Н. Михайлова, Э. Н. Иоффе; - СПб. : «Акцент», 1997.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры»Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры» Задачи:закрепить знание о геометрических фигурах, упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры, развивать зрительное восприятие,.

Консультация для воспитателей «Форма и геометрические фигуры» Геометрические фигуры являются эталоном формы. неизвестные геометрические фигуры или тела дети могут называть известными для них предметами,.

Занятие по математике «Геометрические фигуры» Цель: вспомнить и закрепить пройденный материал в старшей группе. Задачи: 1. Заинтересовать детей наукой геометрией; 2. Понять, все ли дети.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигурыКак помочь ребенку запомнить геометрические фигуры В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие ребенка. Он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевают.

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для средней группы Разработала и провела: Ветлугина А. Н. Цель: • Учить сравнивать предметы по форме, находить предметы разных геометрических форм; • Закрепить.

Конспект занятия. Тема: «Геометрические фигуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Дельфин» Конспект занятия по формированию элементарных математических.

Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения»Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения» Методическая разработка. Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрен я».Часто возникает.

Образовательный проект «Геометрические фигуры» в младшей группеОбразовательный проект «Геометрические фигуры» в младшей группе Восприятие– целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного.

Проект для средней группы «Геометрические фигуры»Проект для средней группы «Геометрические фигуры» Проект творческо - исследовательский, краткосрочный (1 месяц) Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Учебно-методический материал по математике «Геометрические фигуры»Учебно-методический материал по математике «Геометрические фигуры» Рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, из каких геометрических фигур они состоят, сколько их и какого цвета. Предложите ребенку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа реализации проекта «Геометрические фигуры» (для детей с нарушением зрения)
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 16:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа реализации проекта «Геометрические фигуры» (для детей с нарушением зрения)» (включая файлы) размещена пользователем Тамиря Ерзина (УИ 323289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД