МААМ-картинки

Конспект в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей появления кубанского казачества»

Валентина Сметанина
Конспект в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей появления кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

-Дать знания детям о родном крае, об истории возникновения, ознакомить с именами тех, кто прославил край;

-воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному краю, к казакам; интерес к прошлому и настоящему.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев.

Развивающие:

Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к старшему поколению.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани».

Материалы: диск с записью кубанской песни, слайды «История появления казачества», иллюстрации, колесо, макеты крепости, хаты, шапки- кубанки.

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, здоровье.

Ход:

1. Введение в проблемную ситуации:

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть малая Родина, где он родился и живет. Как называется край, в котором вы живете?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань. Сегодня я хочу рассказать вам об истории возникновения Кубани, а для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

Звучит кубанская народная песня.

2. Рассматривание:

Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, иллюстрации.

3. Актуализация знаний:

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто еще поет казачьи песни?

Дети: Народ.

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо, это не просто колесо, а колесо времени. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад. Скажите, а вы знаете что означает слово «казак»?

Дети: «Казак» – означает «вольный человек».

4. Сообщение новых знаний:

Воспитатель: Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

После войны с Турцией река Кубань стала границей, и вся правобережная часть кубанского края вошла в состав России.

Слайд 2, 3

Для того чтобы обеспечить надежную охрану южной границы русского государства, было решено поселить на правом берегу Кубани черноморских казаков. Войсковому судье Головатому удалось получить высочайшую Жалованную грамоту Императрицы Екатерины II. о пожаловании Черноморскому казачьему войску «в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная».

Воспитатель: А какое знакомое название города вы сейчас услышали?

Дети: Усть-Лабинск.

Воспитатель: Верно. Когда- то Усть-Лабинск был крепостью с хорошими укреплениями для защиты границы от врагов. В наше время от неё остались только руины (показ иллюстраций). Как вы думаете, почему и для чего царица подарила казакам землю?

Слайд 4, 5, 6

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.

Слайд 7, 8

Воспитатель: А возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения новых земель Атаман Захария Чепега. (показ портрета) И сказал Атаман казакам «Здесь граду быть». Слово «град» означает город. Так казаки начали строить город. Они начертили план города и преступили к строительству города. Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота. На высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления. Город назвали Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Так и стали обживаться казаки на Кубани.

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, как теперь называется этот город?

Дети: Краснодар.

Воспитатель: Как казаки начали строить город?

Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

5. Чтение художественной литературы:

Воспитатель: Послушайте стихотворения, которые написал И. Варавва

- «Люблю тебя, мой солнечный простор,

Мое неповторимое сказанье:

Размашистые станы синих гор,

Седая даль желтеющей Кубани.

Под камышовой крышей вырос я,

Собрав пути ушедших поколений.

И нет мне в жизни этой забытья,

От дум твоих, от песен и волнений»

- «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я прочитала вам стихотворения Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не собирались отсюда уходить, это была их земля, их дом, их Родина.

Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Как вы думаете, из какого материала строили хаты?

Слайд 9

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не падал, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.

Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Слайд 10

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Но самым главным занятием для казаков было все таки охранять южные границы России от врагов. Казаки были людьми смелыми, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру

Игра «Кубанка – шапка казака»

Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.

Воспитатель: У нас ребята все ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Слайд 11

Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур.

Воспитатель: Эти дворы назывались подворьем. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. А как вы думаете на месте нашей станицы мог стоять курень?

Дети: Да мог, со временем он превратился в красивую, большую станицу Ладожскую.

Воспитатель: Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.

6. Рефлексия:

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, уважали своих предков и еще больше стремились познать историю своего народа и любили свою Родину еще сильнее. Что было самым интересным для вас? Какие трудности возникали? Что запомнили?

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группеКонспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группе Конспект НОД «Знакомство с цифрой 6» в подготовительной группе Цель: Создать условие для ознакомления с цифрой 6. Задачи: - активизировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей появления кубанского казачества»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 17:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей появления кубанского казачества»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Сметанина (УИ 2814309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД