Кристина Жукова
Программа развития эмоциональной сферы ребенка в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты констатирующего эксперимента, представленные в предыдущей главе, показали, что эмоциональная сфера дошкольников недостаточно развита. Поскольку развитие эмоциональной сферы детей в обеих группах был примерно одинаковым, экспериментальная группа была выбрана произвольно с точки зрения удобства организации работы. Группа «Радуга» стала экспериментальной, так как именно в данной группе работает автор исследования.
Публикация «Программа развития эмоциональной сферы ребенка в системе дополнительного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для развития эмоциональной сферы в группе «Радуга», нами был разработан и проведен цикл занятий «Мир эмоций» по художественно – эстетической деятельности. Группа «Непоседы» не посещала дополнительные занятия, так как является контрольной. Цикл занятий «Мир эмоций», проводился раз в неделю, в рамках кружка по художественно – эстетическому образованию, его целью было более глубокое знакомство с базовыми эмоциями через формирование умения понимать эмоции художника, которые он выразил в картине, а так же умения выражать свои эмоции через рисунок.
Цикл занятий «Мир эмоций»
Цель: развивать эмоциональный мир дошкольника.
Задачи:
- формировать умение распознавать и вербализировать эмоции;
- способствовать осознанию своих эмоций;
- сформировать умение выражать различные эмоции в рисунке;
-формировать умение чувствовать эмоции, которые художник выразил в своей картине;
- развивать графические навыки;
- воспитывать умение работать в группе.
Занятия проводились один раз в неделю, в вечернее время. Каждое занятие было посвящено одной эмоции. При проведении занятия создавалась развивающая среда : использовались картины художников пейзажи и портреты, которые отражали эмоцию в соответствии с темой занятия. Дети, заходя в помещение, видели зрительный ряд и слышали музыку, педагог предлагает пройти и рассмотреть картины. Потом детям задаются вопросы:
Какое настроение вызвало у них рассматривание картин?
Что натолкнуло их на эту эмоцию?
Какие ощущения у них возникли?
После беседы и рассматривания картин проводится игра на развитие эмоциональной сферы, например «Оживлялки».[11]
Затем детям предлагается представить себя в роли художника и изобразить в своем произведении эмоцию. После следует продуктивная деятельность – рисование эмоции. В процессе рисования дети не ограничиваются в выборе способа и материала для создания рисунка.
Данный цикл предусматривает работу, как с отрицательными, так и с положительными эмоциями. А также разбит на две части: в первой дети работали над рисунками индивидуально, во второй – дети создавали только один предмет, который, по их мнению, отражал ту или иную эмоцию, а затем из этих изображений создавалась единая композиция, что способствовало сплочению детского коллектива и развитию положительного эмоционального фона у детей. Во время проведения занятий педагог помогает советом или действием по просьбе детей. Данная помощь заключается в наводящих вопросах и показе практических навыков по необходимости. После занятия проводилось рассматривание работ и обсуждение достижений каждого ребенка, что способствовало созданию ситуации успеха для каждого.
В процессе занятия использовались следующие методы: словесные, игровые, наглядные.
В каждой части были поставлены свои задачи:
№ Тематика занятия Задачи
1 Радость 1. Познакомить с эмоцией радость (грусть, страх и т. д.) : почему возникает, как выражается;
2. Формировать умение понимать настроение художника, выраженное в картине;
3. Формировать умение выражать данную эмоцию не вербально, при помощи мимики и пантомимики и понимать эту эмоцию у других;
4. Формировать умение выражать эмоцию в рисунке при помощи цвета и изображения предмета, который ассоциируется у ребенка с данной эмоцией;
5. Развивать графические навыки, умение использовать в работе смешанные стили изображения.
2 Грусть
3 Страх
4 Гнев
Коллективные работы
5 Радость 1. Продолжать знакомить с эмоцией;
2. Продолжать формировать умение понимать настроение художника, выраженное в картине;
3. Продолжать формировать умение выражать данную эмоцию не вербально, при помощи мимики и пантомимики и понимать эту эмоцию у других;
4. Продолжать формировать умение выражать эмоцию в рисунке при помощи цвета и изображения предмета, который ассоциируется у ребенка с данной эмоцией;
5. Продолжать развивать графические навыки, умение использовать в работе смешанные стили изображения, составлять единую композицию из разных элементов, работая в группе.
6 Грусть
7 Страх
8 Гнев
Для создания художественно – эстетической среды использовались следующие материалы:
Тема Радость Грусть Страх Гнев
Картины художников Васнецов В. М»Царевна Лягушка»;
Ге Н. Н. «Дорога в лесу» Васнецов В. М. «Аленушка»; Веницианов А. Г. «Вот те и батькин обед» Воробьев М. Н. «Дуб раздробленный молнией»; Айвазовский И. К. «Ураган на море» Брюлов К. П. «Последний день Помпеи»; Васнецов В. М «Снегурочка»
Музыка
Чайковский «Полька» Чайковский
«Болезнь куклы» Чайковский
«Баба Яга» Чайковский
«Спящая красавица»
Игра «Узнавание эмоций»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей.
Дети по очереди загадывают эмоцию и показывают ее без слов, другие отгадывают. «Интервью»
Цель: развитее социальных эмоций.
Детям предлагается дать интервью. Пример вопросов: Что вы делаете, когда рядом кто – нибудь плачет? Почему? «Узнавание эмоций 2»
Цель: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей.
Дети выбирают карточку с изображением эмоции и рассказывают когда они испытывают эту эмоцию. «Оживлялки»
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Дети рассматривают картинки с изображением разных эмоций и потом по очереди пытаются изобразить картинку, которую выбрали, другие отгадывают.
Тема работы Индивидуальные «Летний пейзаж» или «Радостная осень» «Дождливый день» или «Грустная зима» «Чего я боюсь» «Буря на море» или ураган в саду»
Коллективные «Планета радости» «Мы грустим» «Самые страшные предметы» «Что меня злит»
Развивающая среда, состоящая из репродукций картин (пейзажей и портретов, а так же классическая музыка, способствует более глубокому погружению в творческую атмосферу и развитию эстетических чувств.
Беседы выстраиваются таким образом, чтобы дети чувствовали себя полноправными участниками процесса, что обеспечивает комфортную обстановку для общения. Это помогает установить эмоциональный контакт с каждым ребенком. В процессе беседы детям объясняется, почему возникают эмоции, что это нормальная реакция человека, даются примеры адекватного выражения эмоций.
Использование игр из практикума по детской психокоррекции (автор Истратова О. Н., позволяет формировать умение выражать свои эмоции не вербально, корректирует эмоциональный фон, помогает наладить общение.
Обсуждение итогов работы позволяет создать ситуацию успеха, которая дает уверенность в себе и своих силах, благодаря чему дети перестают испытывать стеснение и дискомфорт, находясь в детском коллективе.