Кляхина Ирина Васильевна
Использование технологии «Критическое мышление» в системе освоения программы дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Содержание статьи – это инструмент научной организации труда (НОТ) педагога в методической работе во время подготовки к занятиям. Основной задачей её является, оказание помощи педагогу дополнительного образования и учащимся реализовать свой творческий потенциал на основе использования отдельных приёмов, и методов технологии критического мышления для формирования метапредметных результатов, необходимых не только в образовательном процессе, но и в обычной жизни.
Ключевые слова: технология «Критическое мышление», планируемые результаты.
Публикация «Использование технологии „Критическое мышление“ в системе освоения программы дополнительного образования» размещена в разделах
Мудрые люди говорят, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Я, веду занятия в объединениях: «Дизайн в жизни» и «Декупаж – искусство декорирования изделий». Приоритетной целью для меня является – развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И, как следствие этого - повышение результативности и качества дополнительного образования. Одной из передовых педагогических практик, которая помогает решить поставленную цель, является использование технологии «критическое мышление». Технология «критическое мышление» – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе дополнительного образования.
Технология «критическое мышление» дает обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение результативности творческой деятельности.
Технология «критическое мышление» дает педагогу:
- умение создать на занятии атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- повышение качества образования.
Технология «критическое мышление» состоит из трё х стадий: Вызов, Осмысление, Рефлексия.
1 - я СТАДИЯ - «ВЫЗОВ» - это анализ накопленной информации обучающихся по данной теме, проблеме. На этой стадии я использую следующие методические приё мы: «Парная мозговая атака», «Перепутанные логические цепи».
Приём «Парная мозговая атака». Обучающиеся, распределяются по парам и записывают то, что, им известно по теме занятия. Если они затрудняются, то запись ведётся в форме вопросов о том, что они хотели бы выяснить. Сначала работу необходимо выполнить индивидуально, а затем в парах обсудить всё, что записано каждым, и составить общий список идей и вопросов.
К планируемым результатам при использовании этого приёма для повышения результативности и качества образования относятся : общеучебные умения – учебно-информационные и метапредметные результаты: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Приём «Перепутанные логические цепи». Этот приём используется одновременно со всеми обучающимися в группе. Педагог выбирает 4 – 6 событий, находящихся в причинно-следственной связи. Каждое событие помещается на отдельный лист. Затем перемешиваются и нумеруются листы. Листы размещаются на доске. Обучающимся предлагается восстановить правильный, по их мнению, порядок. Педагог записывает на доске цифровые варианты последовательности событий, а затем группа выбирает тот вариант, который большинство считает правильным.
К планируемым результатам при использовании этого приё ма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные, учебно-управленческие; и метапредметные результаты: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
2 - я СТАДИЯ - «ОСМЫСЛЕНИЕ». Нахождение ответов на вопросы, полученных на основе анализа накопленной информации по данной теме, проблеме. На стадии «Осмысление» обучающиеся должны максимально самостоятельно проявлять собственную активность. В этом им помогают следующий методический приём - «Взаимообучение».
«Взаимообучение». Хорошо известно, что самый эффективный способ чему – то научиться – это начать обучать этому других. «Взаимообучение» происходит в группе из 4 – 6 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся по очереди играют роль «педагога».
Прежде, чем применять этот приём педагог должен сам продемонстрировать, как следует действовать в роли «педагога».
К планируемым результатам при использовании этого приё ма относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-управленческие (УУ, учебно-информационные (УИ, учебно-логические (УЛ); метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
3 –я СТАДИЯ - «РЕФЛЕКСИЯ» размышление и обобщение того, «что узнал» обучающийся на занятии, анализ, поставленных целей и решение вопросов. Многие приёмы, которые предлагались на стадиях «Вызов» и «Осмысление», продолжают использоваться и на стадии «Рефлексия», достигая своего логического завершения:
• «Синквейн».
• Свободные письменные задания. Пятиминутное эссе.
• Приёмы оценочной деятельности.
Приём «Синквейн» - это стихотворение, в котором в образной форме схватывается содержание тех или понятий.
Приём «Свободные письменные задания. «Пятиминутное эссе». Педагог предлагает обучающимся выполнить два задания: написать, что нового они узнали по данной теме и задать один вопрос, на который они не получили ответа.
Приёмы оценочной деятельности.
«Лесенка» - ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
• нижняя – не понял;
• средняя – требуется небольшая помощь;
• верхняя – хорошо усвоил материал.
«Светофор» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Жёлтый – умею, но ещё не уверен.
Зелёный – я умею сам.
«Смайлики»
• весёлый – я доволен собой (справился с заданием);
• простой – мне было трудно, но я справился;
• грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод о том, что технология «критическое мышление» - является средством и инструментом саморазвития, и самообразования человека (обучающегося, и педагога, а также является средством повышения результативности и качества дополнительного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веденов А. А. Моделирование элементов мышления. -М. : Наука, 2015-160 с.
2. Елинский М. Критическое мышление релятивистское в онтологии. -М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2015-168 с.
3. Стьюер Ш. Креативное мышление в Photoshop.-М. : НТ Пресс, 2015. - 272 c.
4. Харлампьева Т. В. Критическое мышление студентов вуза. -М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2016-216c.
ИНТЕРНЕТ - ресурсы
1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» https://www.ct-net.net/ru/
2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей https://festival.1september.ru
3. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций https://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm