Сагдатуллина Альбина
Программа развития творческих способностей дошкольников средствами волшебной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств. Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Сказка – это многофункциональное средство, способное решать множество задач, понятным для ребенка языком. Цель сказки - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. В сказке важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем, окружающим миром в целом. Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий.
Публикация «Программа развития творческих способностей дошкольников средствами волшебной сказки» размещена в разделах
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для дошкольников разного возраста. Дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь. Они интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности.
Основная цель программы – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
Развивающие :
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
- совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей;
Воспитательные:
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Реализация задач, программы развития творческих способностей дошкольника средствами волшебной сказки возможна при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
- интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Описание программы. В программе представлена система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в волшебную сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. Программа рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ. Сроки реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
- Развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления (гибкость, оригинальность, беглость, любознательность и т. д.);
- Выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
-Развитие инициативности;
- Повышение самооценки;
- Овладение навыками публичных выступлений, развитие коммуникативных навыков, выведение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный.
Содержание и этапы реализации программы :
I Этап - подготовительный. Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации детей к чтению и прослушиванию волшебных сказок. Знакомство с ее признаками, композицией, героями.
Мероприятия Содержание Сроки Ответственный
- Диагностика детей;
- Подготовка практического материала;
- Подготовка консультационного материала.
Подбор наглядно– дидактических пособий («Узнай сказку», «Собери сказку», «Узнай по силуэту», иллюстраций, аудио и видео материалов, подбор библиотеки; Оформление уголка для родителей по волшебным сказкам; консультации, советы, рекомендации для всех участников процесса; подбор и оформление выставки волшебных сказок с яркими иллюстрациями; Сентябрь Психолог
Психолог, воспитатель группы, музыкальный руководитель
Психолог, воспитатель
- Чтение и анализ волшебных сказок;
- Ряжанье в костюмы.
Беседы по итогам сказки; анализ поступков героев.
Перевоплощение в героев сказок.
Октябрь Воспитатель, родители
Воспитатель, музыкальный руководитель
- Продуктивная деятельность.
Создание своих иллюстраций в различных техниках к прочитанным произведениям; лепка героев сказок как их представляют и видят дети; конструирование жилишь персонажей (замок царевны, избушка Бабы Яги) Ноябрь Психолог, воспитатель
II Этап – Основной. Работа по раскрытию своего творческого потенциала, своих новых возможностей, скрытых талантов, самореализация.
- Проектная деятельность;
Консультационный материал. Проект по истории создания одной из волшебных сказок, по автобиографии одного из авторов волшебных сказок;
Советы, рекомендации для всех участников процесса; Декабрь Родители, воспитатель
Психолог
- Анализ поступков, эмоций героев сказок;
- Драматизация сказок.
Расширение диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); перевоплощение в героев сказок, Обыгрывание сказок, показ настольного театра, кукольного театра, пальчикового театра, театра теней; развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера Январь Психолог, воспитатель, музыкальный руководитель
Психолог, воспитатель, музыкальный руководитель
- Сочиняем сказку. Сочинение собственной волшебной сказки, создание к ней иллюстраций (Приложение 2). Февраль Психолог, воспитатель, родители
- Создаем и воображаем
- Проведение совместных мероприятий с родителями Решение творческих заданий (Приложение 3);
Мастер-класс, семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю); Март Психолог, воспитатель
Родители, психолог, воспитатель
III Этап – Заключительный. Цель данного этапа - поощрение навыков самостоятельного сочинения сказок, инициативности, креативности. Мотивация к дальнейшей творческой деятельности.
- Проведение совместных мероприятий с родителями Совместное продуктивное творчество детей и родителей по изготовлению костюмов, декораций; совершенствование импровизационных возможностей детей, развитие инициативы и самостоятельности в создании образов различных персонажей; Апрель Родители, психолог, воспитатель
- «Внимание! Внимание! Внимание!»
Итоговая диагностика детей. Театрализованная постановка собственной сказки с участием всех детей, а так же их родителей; Рефлексия (самоанализ); Май Родители, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель
Психолог