Кирилл Зверев
Программа психолого-педагогической работы по развитию коммуникативных способностей подростков в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Подростковый возраст является периодом формирования социального сознания подростков, понимания себя во взаимоотношениях с окружающими людьми; планирования будущей профессии и др. Все эти процессы будут успешны, если подростки будут обладать высоким уровнем коммуникативных способностей, развитие которых происходит в рамках ведущего вида деятельности - общения. Коммуникативные способности – это и есть способность к общению, умению слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Публикация «Программа психолого-педагогической работы по развитию коммуникативных способностей подростков в игровой деятельности» размещена в разделах
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель программы : развитие коммуникативных способностей подростков (способности к познанию поведения окружающих людей, умение обратиться к сверстнику с просьбой, умение вступить в контакт с другим человеком, контактность, реагирование на попытку вступить с тобой в контакт и др.).
Задачи программы :
1. активизация процесса самопознания и самоактуализации у подростков;
2. развитие способности понимания других себя и других людей;
3. развитие способностей слушать и высказывать свою точку зрения;
4. расширить способности к бесконфликтному общению и взаимодействию.
Программа реализуется в течение 4 месяцев в групповых формах. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме игровых тренингов продолжительностью 40 минут в свободное от учебной деятельности время.
Содержание занятий представлено в таблице 5.
Таблица 5
Содержание занятий по развитию коммуникативных способностей подростков
№ занятия Тема занятия, цель и задачи Содержание игрового тренинга
1 «Знакомство»
Знакомство участников между собой и с ведущим, выработка и закрепление правил работы 1. Игра – приветствие
2. Мини-лекция «Лестница коммуникативного мастерства».
3. Рефлексия
2 «Я в группе»
Создание положительного эмоционального настроя на работу в группе 1. «Приветствие без слов»
2. «Ласковое имя»
3. Игра в ассоциации
4. Рефлексия «Письмо себе»
3 «Мои достоинства»
Создание условий для укрепления самооценки подростков, развитие умения самопрезентации и уверенности в себе 1.«Мои достоинства»
2. «Маленькие успехи»
3. «Рекомендация»
4. Рефлексия
4 «Мои чувства»
Развитие умения распознавать свои чувства - Развитие умения выражать чувства 1. «Пара?»
2. «Эмоция»
3. «Сказочник»
4. Рефлексия
5 «Законы общения»
Развитие у подростков осознания выражения своих чувств, понимания и принятия чувств других людей, а также умения самопрезентации и самовыражения 1. «Три закона общения»
2. Рефлексия
6 «Есть контакт»
Развитие умений подростков устанавливать знакомство и контакт с окружающими 1. Игра «Дискуссия»
2. Игра «Переговоры»
3. Рефлексия
7 «Я вас слушаю»
Развитие умения понимать и слышать партнера по общению 1. «Слон, орел, жираф, осьминог»
2. Активное слушание
3. Рефлексия
8 «Я вас понимаю»
Развитие основ конструктивного общения между подростками и умения договариваться 1. Путешествие на воздушном шаре
2. Рефлексия
9 «Общение без слов»
Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности в общении 1. «Стеклянные двери»
2. «Разговариваем в рисунке»
3. «Незаконченные предложения»
4. Рефлексия
10 «Переговоры»
Развитие умения договариваться и аргументировать свою мысль 1. «Междугородняя почта»
2. «Рисунок по точкам»
3. «Походка»
4. Рефлексия
11 «Спокойствие»
Развитие умений самоконтроля в общении со сверстниками 1. «Спящие львы»
2. «Два дела»
3. «Каракули»
4. Рефлексия
12 «Конкуренция или сотрудничество?»
Развитие умения отстаивать свои интересы мирным путем 1.«Причина»
2. «Атомы-молекулы»
3. Рефлексия
13 «Кто я есть в конфликте»
Развитие умений адекватного поведения в конфликтной ситуации. 1. Конфликт
2. Шпионские сети.
3. Рефлексия
14 «Моя правильная сторона»
Развитие рефлексии, освоение навыков реагирования на критику. 1. Прокуроры и адвокаты
2. Рефлексия
15 «Я новый»
Развитие у подростка осознания уверенности в своих коммуникативных способностях 1. «Самопрезентация»
2. «Испорченный телефон»
3. «Заверши предложение.»
4. Рефлексия
16 «Портрет нашей группы»
Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга 1. «Дай руку мне»
2. «Двойник»
3. «Шляпы»
4. Рефлексия. Анкета обратной связи.
Развивающие занятия стали значимы для подростков, так как способствовали развитию ведущего вида деятельности, в том числе коммуникативных способностей со сверстниками и взрослыми.
Каждое занятие включало три этапа, вводный, на котором создается положительный настрой на работу в группе; основной этап, занятия включали игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных способностей подростков; заключительный этап включающий рефлексию занятия.
Ход программы также реализовывался по этапам, первые два занятия посвящены созданию положительного эмоционального настроя на работу в группе, знакомство с участниками как членами тренинговой группы. Далее два занятия направлены на развитие умений самопрезентации и уверенности в себе.
Основная часть 8 занятий (с 5 по13) направлены на развитие конкретных коммуникативных способностей в соответствии с целью и задачами программы (умения договариваться и аргументировать свою мысль, умений самоконтроля в общении со сверстниками, умения отстаивать свои интересы мирным путем, умений адекватного поведения в конфликтной ситуации, рефлексии).
Групповая форма занятий позволяла подросткам максимально реализовать свои потребности в общении со сверстниками.
В ходе участия в мероприятиях программы подростки смогли научиться устанавливать контакт в различных ситуациях общения со сверстниками, понимать некоторые сигналы мимики, отработали умения понимать другого человека и оценивать взаимоотношения между сверстниками, развивали эмпатические способности.