Элина Агапова
Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание форм психологического сопровождения
Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса : детьми, педагогами, взрослыми. Взаимодействие с детьми происходит в форме групповых развивающих занятий (1 раз в неделю) и индивидуальной коррекционной работы (по запросу). Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиНом в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а также цели занятия. При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.
Публикация «Программа „Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т. п.) – по запросам, по плану, а также по тетради взаимосвязи.
Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации). также осуществляется согласно плану педагога-психолога, либо по запросу.
2.2. Психологическая диагностика
Организация психологической диагностики в ДОУ регламентирована ФГОС ДО следующим образом. Проводится с согласия родителя, направлена на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Результаты диагностики используются для обеспечения психологического сопровождения, а также для проведения квалифицированно коррекции развития ребенка.
Специфика раннего возраста не позволяет считать результаты психодиагностики устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое психологическое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
В группах раннего возраста психодиагностика проводится с помощью следующих методик и анкет:
1. «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ», (Адаптационные карты, автор А. Остроухова;
2. «Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей», автор Н. В. Верещагина.
2.2.1 «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ»
С целью определения поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации проводится методика А. Остроуховой «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ».
С помощью адаптационных карт оцениваются следующие поведенческие реакции:
-эмоциональное состояние ребенка;
-социальные контакты ребенка;
-сон ребенка;
-аппетит ребенка.
Каждая поведенческая реакция оценивается от +3 до -3. Степень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). Выделяют легкую, среднюю, усложненную адаптации и дезадаптацию. Воспитанники с усложненной адаптацией и дезадаптацией относятся к группе риска.
.Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
Легкая до 5 дн. - 1 нед. +12…+8 А-1 и П-1 высокий
А-1 и П-2 высокий
Средняя до 15 дн. - 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 средний
А-2 и П-2 средний
Усложненная до 25 дн. -5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 сложный
А-3 и П-3 сложный
Дезадаптация более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 дезадапт.
А-4 и П-4 дезадапт.
2.2.2 Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей
Цель методики: определить основную тенденцию в развитии ребенка 2—3 лет, особенно в ситуации без речевого контакта.
Результат методики: определение основного характера нарушенного развития:
-менее 1,7 балла — выраженное несоответствие возрастным нормативам (задержка психоречевого развития вероятна);
-от 1,71 до 2,3 балла — незначительное несоответствие возрастным нормативам (задержка речевого развития вероятна);
-более 2,31 балла — индивидуальные особенности ребенка (нормативные варианты в границах возрастного психоречевого развития).
Допускается участие ребенка от 1 года 10 месяцев, но не старше 3 лет.
Принципиальные отличия от существующих методик обследования речи детей в возрасте от 2 до 3 лет : учет индивидуальных психофизиологических особенностей, оценка двигательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
2.3. Коррекционно-развивающее направление
Психологическая работа с детьми по снижению напряженности периода адаптации и по развитию коммуникативных умений рассчитана на 1 год — с середины сентября по май, 1 раз в неделю. Первые две недели сентября психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателем, организует предметную деятельность дошкольников. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться в течение всего года обучения, занятия проводятся на протяжении всего учебного года.
Занятия по данной программе строятся в интересной и необычной для детей форме - игротренинга.
Игротренинг - это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности.
Две составляющие данной формы — «игра» и «тренинг», решая свои задачи, во взаимодействии дают возможность малышу почувствовать себя более уверенно и защищенно и развить свои коммуникативные качества, проживая определенные ситуации вместе со сказочным героем и своими ровесниками.
Игра дает возможность детям находиться в естественной для дошкольного возраста среде, позволяющей творчески осмыслять и отображать окружающий мир.
Используя тренинг как активный метод групповой психологической работы, взрослый усиливает решение задач по адаптации детей к дошкольному учреждению.
Тренинговая система формирует и развивает такие качества, как усидчивость, организация внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности, умение слушать, отвечать на вопросы и дополнять друг друга.
С самого начала педагогом-психологом предлагается определенная структура такого занятия, к которой дети постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия. (Упражнение «С добрым утром!»).
2. Разминка. (загадки, рассматривание предмета) .
3. Основное содержание занятия (данные виды работы варьируются в каждом занятии) :
-игры с правилами, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением (4—5 минут);
-пальчиковая гимнастика (2—3 минуты);
-игры с предметами (1—2 минуты);
-разыгрывание этюдов (2—3 минуты);
-релаксационные упражнения (2—3 минуты).
4. Итог занятия. (Упражнение «До свидания!» — 10 секунд).
Занятия проводятся согласно тематическому планированию занятий педагога-психолога.
2.4. Консультирование
Цель психологического консультирования : оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации программы.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционнопрофилактического и информационного характера.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Задачи:
• ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
• своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
• предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ТНР, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
• составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей образования и общения для педагогов и родителей;
• составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей в семье.
Направление и содержание консультирования
№ п/п Проблема Содержание психологической помощи
1 Консультирование по проблемам раннего развития детей Организация развивающих занятий с детьми, предметно-развивающей среды в семье. Организация игрового общения с детьми. Организация художественно-творческой деятельности ребёнка в семье. Интеллектуальное развитие ребёнка в семье. Проявления склонностей, способностей и одарённости. Особенности организации предметного пространства и взаимодействия с одарённым ребёнком, создание безопасной психологической базы, преодоление трудностей во взаимодействиях с окружающими. Проявление кризиса 3-х лет.
2 Консультирование по проблемам адаптации/ дезадаптации детей Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребёнка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушение норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к 22 общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником
3 Консультирование по проблемам детско-родительских Учёт особенностей дошкольного возраста в организации взаимодействия с детьми: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т. д. Определение оптимальных взаимоотношений требований к ребёнку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учёт типа темперамента ребёнка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами.
4 Консультирование по проблемам трудности в обучении Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, рассуждений. Приёмы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учёт детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности.
5 Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе. Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приёмы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приёмы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям.
6 Консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к обучению в школе Формирование компонентов готовности к школе. Проявление кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребёнком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребёнком в период адаптации к школьному обучению.
2.5. Психологическая профилактика
Цель психопрофилактики : предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение превентивных мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психопрофилактики :
• осуществлять психопрофилактическую работу с учетом особенностей детей раннего возраста;
• осуществлять превентивные мероприятия по предупреждению возникновения социальной дезадаптации через комплексные программы;
• разрабатывать методические рекомендации для воспитателей, направленных на предупреждение отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах развития детей;
• разрабатывать методические рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей детей.
Педагог-психолог проводит мероприятия по психологической профилактике согласно годовому плану работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.
2.6. Психологическое просвещение
Цель психопросвещения : создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, круглые столы, семинары, психологические тренинги и т. д.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе педагога-психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Педагог-психолог разрабатывает информационно-наглядный материал (памятки, буклеты и др.) для родителей и педагогв по вопросам развития ребенка раннего возраста согласно плану психологического просвещения (ранний возраст) на 2022-2023 учебный год