Агафонова Анна
Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг 1 «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство участников.
Задачи: установление групповых правил; установление контакта с участниками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания в целях работы программы.
Ход тренинга:
Вводная часть:
Правила групповой работы.
1. Искренность в общении. В группе не стоит лицемерить и лгать. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.
Публикация «Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
3. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то, проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
4. Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму – воспользуйтесь этим принципом.
5. Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю.», «я чувствую.», «мне кажется.».
6. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
7. Общение между всеми участниками и ведущим – на «ты». Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях.
8. Правило «0:0». Участники не должны опаздывать на занятия. Введение санкций за опоздание: прочитать стихотворение, спеть, рассказать анекдот и другие.
Основная часть:
Руководитель группы представляется и просит по кругу назваться остальных членов группы, при этом участники могут выбрать тот вариант имени, которым они хотели бы называться в группе.
1. Упражнение «Познакомимся».
Оборудование: мягкая игрушка или мяч.
Процедура проведения: группа разбивается на пары. Каждый участник рассказывает своему соседу о себе, слушатель должен не перебивая рассказчика следить за его рассказом. Группа собирается вместе. Каждый участник коротко пересказывает то, что ему поведал о себе напарник, не пропустив ни одной детали.
2. Упражнение «Комплименты».
Оборудование: листы бумаги (по количеству участников, пишущие принадлежности.
Процедура проведения: вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т. е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного.
3. Упражнение ««Позитивное представление».
Процедура проведения: разделиться на пары. В течение 5 минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру событие положительное, которое с ним произошло. Через пять минут пары меняются. Обмениваемся информацией об участниках группы.
Заключительная часть:
4. Рефлексия:
1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?
2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?
3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?
Тренинг 2 «Продолжаем знакомство»
Цель: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Задачи: установление контакта с участниками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания в целях работы программы.
Ход тренинга:
Вводная часть:
Ритуал приветствия: участники сидят в кругу. «Начнём сегодняшний день так: встанем, (психолог встаёт, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся, причём это надо сделать с каждым, никого не пропуская».
1. Разминка «Здравствуй, уважаемый…»
В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе. Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника — поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый. (имя соседа)» и выполнив какое-либо движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.
Основная часть:
2. Упражнение «Изображение своего настроения».
Процедура проведения: ведущий предлагает старшим подросткам выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. Нарисовать своё настроение в данный момент, поделиться впечатлением, дать обратную связь. Использование ярких и светлых цветов свидетельствует об эмоциональном благополучии участников, использование серых, черных и фиолетовых цветов, напротив, говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.
3. Упражнение «Общий рисунок».
Процедура проведения: поделить участников на группы по 5-6 человек, дать ватман, и дать задание, чтобы рисунок был целостным, но каждый рисовал за себя. При этом сказать, что общаться запрещено.
Заключительная часть:
4. Рефлексия:
1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?
2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?
3) что вы узнали нового о своих товарищах?
Ритуал прощания: участникам предлагается при помощи фразы: «Спасибо тебе за то, что…» обратится к участнику сидящему, слева от него. Тот - следующему и так по часовой стрелке до завершения круга. Затем ведущий просит участников сказать дружно всем вместе – «До свидания!».
Тренинг 3 «Какой я на самом деле?»
Цель: актуализация знаний о себе.
Задачи: продолжить знакомство с участниками; создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям; закрепить навыки самоанализа, способность к более глубокому самораскрытию, которое ведёт к изменению себя.
Ход тренинга:
Вводная часть:
Ритуал приветствия: участники сидят в кругу. «Начнём сегодняшний день так: встанем, (психолог встаёт, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся, причём это надо сделать с каждым, никого не пропуская».
1. Разминка «Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника»
Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый — тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.
В другой версии игры первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я – гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я – доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением. Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором.
Основная часть:
2. Упражнение «Счёт до десяти».
Процедура проведения: все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустив свои носы вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т. д. Однако в игре есть одно правило: цифру должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счёт начинается сначала. «Всё ясно? Начали? У вас есть десять попыток. Если вы доведёте счёт до десяти и не собьётесь, считайте себя волшебниками, а свою группу - необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки, вы можете открыть глаза и посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга, но без переговоров».
3. Упражнение «Какой я человек?»
Оборудование: листы бумаги и ручки.
Процедура проведения: «человек часто задаёт вопросы, но в основном другим. Эти вопросы могут быть о чём угодно, только не о себе. Сейчас мы с вами попытаемся ответить на вопрос, «какой я человек?» Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы:
1) Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи? С чем это связано?
2) Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сёстры, другие близкие? Возможно, ли что-то изменить? И хотелось бы?
3) Моё мнение о том, как видят меня другие?
Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так, как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. В конце занятия у вас накопятся ответы на этот простой и одновременно такой сложный вопрос «какой я человек?» Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе.
Заключительная часть:
4. Рефлексия:
1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?
2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?
3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?
Ритуал прощания: участники встают в круг, кладут при этом свои руки на плечи соседа справа и слева. По счёту психолога «один, два, три» говорят все дружно «До свидания!».
Тренинг 4 ««Калейдоскоп эмоций»
Цель: формирование чувства доверия в группе.
Задачи: снятие физического и эмоционального напряжения; активизация участников; заряд положительными эмоциями.
Ход тренинга:
Вводная часть:
Ритуал приветствия: психолог говорит участникам: «сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом. Мы же все вместе будет повторять каждое предложенное приветствие».
1. Разминка «Что нового?»
Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника. После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д. Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.
Основная часть:
2. Упражнение «Калейдоскоп»
Процедура проведения: ведущий просит каждого участника представить себя какой-нибудь одной частью тела – рукой или головой. Затем он называет эмоцию или чувство, а участники должны выразить их от имени той части тела, которую они выбрали. После выполнения упражнения участники делятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было передавать легче.
3. Упражнение «Впечатление».
Процедура проведения: участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один из участников рассказывает другому, какое хорошее впечатление тот на его произвел. Говорить стоит тепло и искренне. Через 5 минут пары меняются.
4. Упражнение «Поменяемся местами».
Процедура проведения: игра проводиться в кругу. Один стул убирается. Водящий, находящийся в центре круга, произносит: «Поменяются местами те, кто…» Участникам надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел, занимает место ведущего.
Заключительная часть:
5. Рефлексия:
1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?
2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?
3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?
Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая двумя руками руку участника, говорят «До свидания! Мы ещё встретимся!».
Тренинг 5 «Калейдоскоп чувств»
Цель: регуляция эмоционального состояния.
Задачи: снятие физического и эмоционального напряжения; активизация участников; заряд положительными эмоциями.
Ход тренинга:
Вводная часть:
Ритуал приветствия: психолог говорит участникам: «сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом. Мы же все вместе будет повторять каждое предложенное приветствие».
1. Разминка «Волны»
Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника — максимально точно и быстро передать полученное движение дальше. Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.
Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды. Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце цепи, по его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале.
Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.
Основная часть:
2. Упражнение «Дыхательная гимнастика».
Процедура проведения: участникам предлагается выполнить сведущие дыхательные упражнения (можно выполнять в любой позе: сидя, стоя, лежа): На счет 1-2- 3-4-5- делаем вдох; На счет 1-2-3-4-5-6-7- глубокий выдох. Повторите 3-5 раз. На счет 1-2- 3-4-5-6-7- делаем вдох; На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9- глубокий выдох. Повторите 3-5 раз. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9- делаем вдох; На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11- глубокий выдох. Повторите 3-5 раз.
3. Упражнение «Моечная машина».
Процедура проведения: все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Заключительная часть:
4. Рефлексия:
1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?
2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?
3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?
Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая двумя руками руку участника, говорят «До свидания! Мы ещё встретимся!».