Воронина Нина
Программа профессионального саморазвития педагога средней группы «В процессе ознакомления с живой и неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа
Профессионального
саморазвития педагога
Сроки реализации программы
2023-2024 учебный год
«Развитие познавательной активности
детей среднего дошкольного возраста в
процессе ознакомления с живой и неживой
природой посредством использования
дидактических игр.
Составила воспитатель
Темочки:
- Неживая природа
- Природа, планета Земля, экология
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
возраста
Воронина Нина Владимировна
г. Дзержинск
Пояснительная записка
Актуальность: Согласно федеральной образовательной программе область познавательного развития представлена несколькими направлениями, одно из важнейших направлений - природа.
Живая и неживая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег - всё это привлекает детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувство прекрасного к окружающему миру природы.
Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их игры, тем вернее они отражают. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Цель:Повышение собственной педагогической компетентности в вопросах формирования представлений об окружающей действительности у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Задачи:
Работа с детьми:
Формировать представления о многообразии природы родного края, о живой и неживой природе в процессе игровой деятельности.
Развивать внимание,зрительную и слуховую чувствительность.
Воспитание потребности в общении с природой.
Проведение первичной диагностики.
Работа с родителями:
Довести до родителей важность темы.
Выявление степени заинтересованности по данному направлению работы с детьми.
Повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста.
Работа педагога :
Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
Подобрать и изготовить дидактические игры, задание игрового содержания по ознакомлению с живой и неживой природой для оснащения РППС.
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Источники самообразования :
Литература (методическая, художественная, интернет - ресурсы, медиа - информация на различных ресурсах, мероприятиях по обмену опыта.
Ожидаемые результаты:
Обобщение опыта работы на муниципальном уровне и федеральном уровне (интернет сообществах).
Позитивное и бережное отношение к природе.
Осознание детьми социальных норм поведения в природе.
Активность в познании природы через дидактические игры и пособия.
Совершенствовать системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Планируемые результаты:
Разработка материалов в электронном виде, в том числе : картотека дидактических игр.
Оформление информационно -наглядного материала в родительском уголке.
Вовлечение родителей в обогащении РППС : информация «Роль дидактической игры - что это такое?» ; консультация «Дошкольник и экология».
Дата начала работы над темой : сентябрь 2023
Предполагаемая дата окончания : май 2024
План работы
Месяц Цель Деятельность воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями Обогащение РППС
сентябрь Изучение методической литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Выявление уровня развития познавательной активности у детей.
Выявление степени заинтересованности по данному направлению работы с детьми.
Проведение первичной диагностики.
Анкетирование родителей.
октябрь Знакомство с дидактическими играми для ознакомления с живой и неживой природой.
Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи.
Организация игровых досугов, праздничных утренников.
Расширять кругозор о многообразии природы родного края. «Вершки - корешки»
«Кто, что ест?»
«Фрукты и овощи»
«Что в корзину мы берём»
Городской «Эколого -биологический конкурс.
«Осенний утренник»
Проведение конкурса «Стихи природы» (в группе). Изготовление и внесение дидактических игр и пополнение в уголке природы.
Пополнение уголка природы поделками из природного материала.
Изготовление макета «Что нам осень принесла» и внесение его развивающую среду.
ноябрь Приобщить родителей к жизни детского сада, объяснить значимости дидактических игр для развития и обучения детей.
Оказать родителям своевременную помощь по вопросам окружающего мира. Информация в уголке для любознательных родителей.
Консультация для родителей «Дошкольник и экология» Информация для родителей «Дидактические игры - что это такое?»
декабрь Оказать родителям своевременную помощь по вопросам.
Знакомство с дидактическими играми с живой и неживой природой.
«Выбери нужное»
«Где снежинки?»
«Кто, где живёт?» Мастер - класс для родителей «Дидактические игры с ознакомлением с живой и неживой природой».
Изготовление, внесение и пополнение дидактическими играми уголок природы.
январь Оказание теоретической помощи в воспитании ребёнка.
Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Консультация для родителей.
Конкурс «Лучшая дидактическая игра». Оформление папки - передвижки «Дидактические игры в жизни
ребёнка».
Пополнение предметно - развивающей среды».
февраль Тематические подборы и составление картотеки дидактических игр.
Знакомство с дидактическими играми. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
«Воздух, земля, вода»
«Угадай, что в мешочке?»
«Когда это бывает?» Создание картотеки дидактических игр.
Внесение дидактических игр в предметно - развивающую среду.
март Распространение педагогических знаний среди родителей.
Знакомство с дидактическими играми. Совместная и самостоятельная деятельность.
«Звери, птицы,рыбы»
«Угадай, что где растёт»
«Весной, летом, осенью»
«Цветочный магазин» Информационный стенд «Играем совместно с детьми».
Внесение дидактических игр в предметно - развивающую среду.
апрель Познакомить детей с первичными весенними цветами нашего региона. Расширить знания о растениях.
Знакомство с дидактическими играми. Совместная и самостоятельная деятельность.
Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи. Рассматривание иллюстраций и гербария на тему: «Травы».
Беседа по данной теме.
«Назови детёныша»
«Угадай - ка»
«Съедобное - несъедобное»
Выставка рисунков «Природа глазами детей» Внесение иллюстраций и гербария на тему: «Травы».
Внесение дидактических игр в предметно- развивающую среду.
май Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Подготовка информации к отчёту «Сбор информации, фотографий». Диагностика в отчёт о результатах работы по самообразованию «Как мы играли и чему научились за год».
Список литературы:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»средняя группа.
Ю. А. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград Учитель >2008
Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера 2006 г.
Молодова Н. П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск 1996 г.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду - М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Шишкина В. А. Прогулка в природу : учеб. - метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич - М. : Просвещение, 2002 г.
Шорыгина Т. А. Зеленые сказки:экология для малышей. -М. : Прометей; Книголюб, 2003 г.
Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой - М. :АРКТИ, 2004 г.
Интернет ресурсы.
Нищева Н. В. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
Опыты, эксперименты. игры ООО «Издательство»Детство - Пресс», оформление,2013 г.