Получи документы

Проект «Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности» для второй младшей группы (10 фото)

Айгюль Хадыева
Проект «Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности» для второй младшей группы

Проект «Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности» для второй младшей группы

1 этап - Целеполагание

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Проект „Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности“ для второй младшей группы» размещена в разделах

Дети в возрасте 3-4 лет очень любознательны. Они часто задают взрослым разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Детей в этом возрасте интересуют явления как живой, так и неживой природы. Мир вокруг нас так удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, научить бережно, относиться к миру природы. Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности, проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Цель: обогатить и расширить представления детей об объектах живой и неживой природы посредством опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

- Систематизировать и обогатить систему работы по использованию опытно-экспериментальной деятельности, направленной на обогащение знаний детей на окружающую природу;

- Реализовать систему опытов по ознакомлению с живой и неживой природой;

- Создать единое образовательное пространство детей, родителей, воспитателей по обогащению знаний о природе;

- определить эффективность работы;

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: длительный

Предполагаемый результат.

- у детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;

- дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;

- у детей будут формироваться познавательные интересы к объектам живой и неживой природы

- сотрудничество с родителями.

2 этап - Подготовительный

Задачи:

- Определить уровень знаний детей о воде;

- Разработать план мероприятий реализации проекта;

- Создать условия для реализации проекта.

На подготовительном этапе мы начали заниматься сбором информации, нужной для работы. Провели диагностику, направленную на формирование элементарных представлений об объекте неживой природы (воде, ее значении для человека, животных и растений. Было продиагностировано 13 детей.

Результаты диагностики показали:

низкий уровень: 10 детей.

средний уровень: 3 детей.

высокий уровень: 0

Результаты диагностики показали, что дети плохо ориентируются во временах года, не умеют, отличать живую природу от неживой и выделять её признаки. Не знают о том, кому еще нужна вода кроме людей, а также о том, что без воды могут погибнуть растения. Не имеют представления о том, для чего нужно беречь природу.

Так же было проведено анкетирование родителей, из результатов мы узнали о том, что родителей тоже очень волнует проблема экологии и экологического воспитания детей с младшего возраста.

Таким образом, мы пришли к выводу, о необходимости в реализации проекта.

Исходя из анализа результатов мониторинга, нами был разработан план мероприятий по реализации проекта.

Для родителей мы подготовили консультации на темы: «Интересные факты о воде», «Занимательные эксперименты дома», «Экологическое воспитание детей в семье», «Экология и мы». Для мотивации детей на занятиях нами был изготовлен персонаж «Капитошка»

На данном этапе проводилась работа по организации развивающей предметно - пространственной среды:

- подбор иллюстративного материала и дидактических игр;

- подбор литературы (стихи, потешки, загадки, сказки);

- подбор игр-экспериментов с водой и растениями;

Родители принимали активное участие в сборе оборудования для опытов и экспериментов, в посадке и оформлении огорода на подоконнике в группе. Был изготовлен Лэпбук «Капелька воды».

3 этап – Основной

На основном этапе были поставлены следующие задачи:

- провести работу по реализации мероприятий проекта;

- создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта.

На основном этапе проводилась работа с детьми и родителями в соответствии с планом.

- ООД по теме;

- Пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

Содержание этого этапа стали беседы, рассматривание картин и иллюстраций, развивающие и пальчиковые, сюжетно-ролевые и дидактические игры, опыты - эксперименты.

Работа на этом этапе была разбита на несколько блоков:

1 блок «Неживая природа (вода)»

Задачей 1 блока является:

- познакомить детей с водой, её значением и свойствами;

- дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека и других живых организмов;

- воспитывать бережное отношение к воде.

На данном этапе мы рассматривали иллюстрации с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. Проводили беседы «Где живёт вода», «Кому нужна вода», «Вода вокруг нас».

Фото «Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Во время бесед и чтения сказки Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели» дети узнали, какое огромное значение имеет вода для человека и природы. Что её надо беречь и нельзя загрязнять. Знакомились с разновидностями водоёмов (река, озеро, пруд, море и др.). Читали потешки: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще», разгадывали загадки.

Читали сказки о воде: «Мойдодыр» нас учил, что надо мыться по утрам и вечерам. А из сказки «Федорино горе», узнали, что вода нам помогает поддерживать чистоту в доме. Читая потешку: «Водичка, водичка…», учили умываться чумазую куклу Катю.

Через трудовые поручения (полив комнатных растений, мытьё игрушек, сюжетно-ролевые игры (купание кукол, стирка белья, мытье посуды и др., беседы, наблюдения за трудом младшего воспитателя, дети знакомились с тем, для чего нужна вода человеку.

Проект  для второй младшей группы - фото
Фото №1 этап Целеполагание Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей

Во время прогулок наблюдали за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, за снегом «Снег – какой он?», за сосульками «Превращение сосульки». В группе проводили различные опыты - эксперименты «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса?», «Тонет-не тонет», «Цветные льдинки», «Лед и снег - это вода».

Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему Неутолимая жажда новых впечатлений любознательность постоянное стремление экспериментировать самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения Исследовательская активность естественное состояние ребенка он настроен на познание мира он хочет все знать Это огромная возможность для детей думать пробовать экспериментировать а самое главное самовыражаться

2 блок «Живая природа (растения)»

Задачами 2 блока являются:

- Обогащать знания детей о комнатных растениях;

- Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей;

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, любознательность, активность в познавательной деятельности;

- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам;

- Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.

В группе на подоконнике мы оформили огород. Изготовили таблички-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

Дети наблюдали за ростом растений, поливали, протирали листочки. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины, модель строения растения. Проводились занятия, дидактические игры «Вершки – корешки», беседы «Что нужно растениям для роста», «Как растение впитывает воду», «Условия, необходимые для жизни растений». Проводили опыты – эксперименты «Для чего нужны корни растению?», «Может ли растение пить воду?»

Фото №2 Опыты чем то напоминают детям фокусы они необычны они удивляют

Так же провели опыт-эксперимент с растением (укроп) «С водой и без воды», один горшочек с укропом поливали, а другой нет. Спустя несколько дней тот укроп, который не поливали начал увядать.

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».

3 блок Творческий

В творческом блоке дети закрепляли знания о воде, отражая их в творческих работах: аппликации из пластилина «Рыбки в аквариуме» и рисунок в смешанной технике восковых мелков и акварели «Капля воды» рисование методом тычка «Кап – кап – капель», прослушивали записи шума водопада, волн моря и звон веселого ручейка.

4. Презентация проекта.

Презентация проекта была проведена в форме оформления стенгазеты «С водой играем – кругозор развиваем», фотографии для которой родители делали сами, проводя опыты с детьми дома. Оформили выставку творческих работ детей «Рыбки в аквариуме», «Капля воды». Так же изготовили лэпбук «Капелька воды» для детей, наполнили его различным материалом: стихи, загадки, раскраски, пазлы, опыты-эксперименты т. д. Время проведения проекта совпало с Всемирным днём воды (22 марта, в этот деть мы с детьми раздавали буклеты-памятки «Польза воды для человека»

Фото №3 Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно исследовательской поисковой деятельности направленной на познание окружающего мира

5. Заключительный этап.

С целью подведения итогов для выявления эффективности проделанной работы был проведён сравнительный анализ результатов диагностики.

Результаты анализа показали следующую динамику:

Низкий уровень 5 детей;

Средний уровень 8 детей;

Высокого уровня нет.

Мы считаем, что в проделанной работе есть положительные результаты:

Дети пополнили и расширили знания о живой и не живой природе, расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов, узнали, узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле, осознали о важности воды и бережном отношении к ней.

Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.

Вывод.

Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Перспектива.

Детское экспериментирование является эффективным и необходимым методом для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Считаем, что проект достиг цели, заинтересовал детей и родителей.

Публикации по теме:

STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» Для того чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия во второй младшей «Разноцветные сосульки» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре Задачи:.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности» для второй младшей группы
Опубликовано: 27 мая 2024 в 20:20
+250Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Знакомство с живой и неживой природой посредством опытно-экспериментальной деятельности» для второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Айгюль Хадыева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД