Наталья Ильченко
Рабочая программа кружка «Мукасолька» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Творчество– всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.
Публикация «Рабочая программа кружка „Мукасолька“ (часть 1)» размещена в разделах
- Мука. Свойства муки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности среднего дошкольного возраста имели творческое начало. Использование технологии тестопластики при конструировании из соленого теста позволяет сделать данный процесс креативным.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
Актуальность: тесто – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется в художественном конструировании. Особенно привлекает средний дошкольный возраст возможность самим создавать такие поделки из теста, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Цель программы – способствовать развитию творческих способностей, развитие мелкой моторики, художественно–эстетическое воспитание детей средствами тестопластики.
Задачи программы :
1. создать условия для формирования творческих способностей личности ребенка через использования техники тестопластики;
2. показать детям способы создания поделок из теста, и применение их в различных видах деятельности;
3. пробудить интерес к искусству тестопластики и развитию творческих способностей;
4. содействовать развитию у детей эстетического восприятия;
5. стимулировать проявление инициативы, самостоятельности детей для создания поделок в детском саду и дома.
6. способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Работа с соленым тестом ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать и воспринимать устную инструкцию воспитателя;
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание собственных познавательных процессов.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет и разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО).
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №79» составлена с учётом примерных ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (реализуется во всех возрастных группах - №№ 1, 4, 5, 7, 8, 10-13, «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой (реализуется в средней группе - №3, «Детский сад – Дом радости» авт. Н. М. Крылова (реализуется в средней группе - №9). В основу рабочей программы по тестопластике была положена книга «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации вариативного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Так же в помощь используются журналы «самоделкин», «коллекция идей» и пособие А. Багрянцевой «Зоопарк из пластилина». Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.);
- Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16.
Локальные акты:
-Устав МБДОУ «Детский сад №79» г. Бийска
Основные принципы построения и реализации Программы :
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольный возраст (4-5 лет) и реализуется через непосредственно образовательную область в соответствии с расписанием, утверждённым заведующим МБДОУ «Д/с № 79».