Захарова Надежда Александровна
Программа по здоровьесбережению в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по здоровьесбережению
в средней группы «Солнышко».
Пояснительная записка.
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье обеспечивает определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед общественностью.
Публикация «Программа по здоровьесбережению в средней группе» размещена в разделах
Актуальность проблемы в современном мире ставится особенно остро, когда мы наблюдаем какими быстрыми темпами распространялась коронавирусная инфекция по всему миру и летальные исходы, чаще всего, происходили с людьми, имеющими какие-то сопутствующие, хронические заболевания.
Основные задачи медработников и воспитателей детского сада предупредить формирование рецидивирующей и хронической патологии различного рода заболеваний, отрицательного влияния повторных случаев на состояние здоровья детей.
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и психологические перегрузки. Всегда и особенно в настоящее время актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Постоянный поиск путей укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни, разностороннее развития двигательных способностей, оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы положительного влияния на организм - должно быть приоритетным направлением в работе сотрудников детских садов в настоящее время.
К проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу,за компьютером). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Одним из приоритетных направлений работы в ДОУ является здоровьесбережение. С учётом ФГОС В ДОУ реализуется личностно-ориентированная модель взаимодействия, поиск конкретных целей и задач для создания оптимальных условий воспитания и образования каждого ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Нормативно-правовая база:
• Конвенция ООН «О правах ребёнка».
• «Семейный кодекс РФ».
• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
• Устав ДОУ.
Основные принципы программы :
• научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
• систематичности (реализация профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
• оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
Цель программы - охрана здоровья детей и формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• формирование культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
Требования к уровню усвоения содержания образовательной области и интегративных качеств у детей.
Освоение содержания образовательной области:
• Ребенок с интересом узнает новое о человеке, стремится как можно больше узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.
• Ребенок может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
• Стремится к самостоятельному выражению своих витальных потребностей, осуществлению личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук с мылом, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками).
• Ребенок активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации питания, режимных моментов.
• Осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками.
• Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Итегративные качества ребенка:
• Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены.
• Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.
Содержание рабочей программы
Формирование культурно-гигиенических навыков
- развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; - самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей;
- помогать взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом;
- самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность.
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни -развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом, особенностях его здоровья; правилах здоровьесообразного поведения в обществе; формировать умения элементарно описывать свое самочувствие; привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
-обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы
-способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию самостоятельности детей;
- воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
- развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Способы проверки обученности воспитанников
Мониторинг освоения детьми образовательной области проводится два раза в год – в начале и конце учебного года, по следующим критериям:
Снижение заболеваемости;
Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств в динамике);
Сформированность потребности в движениях (умение самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь)
Диагностические задачи. Методы диагностики
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни Индивидуальные беседы с ребенком.
Проблемные диагностические ситуации
Проективные методы
Контекст -анализ продуктов детской деятельности. Наблюдение.
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди». Беседы. Диагностические игровые задания. Проблемные ситуации. Наблюдение. Опрос родителей и педагогов.
Изучение особенностей здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
-задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
Наблюдение. Диагностические игры. Проблемные ситуации.
Средства, методы и приемы обучения
1. Игра
2. Ситуативный разговор
3. Беседа
4. Рассказ
5. Чтение
6. Игровая беседа
7. Интегративная детская деятельность
8. Проблемная ситуация
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Процесс формирования навыков самообслуживания осуществляется постоянно и практически одновременно. В планировании всегда уточняется некоторая последовательность такой работы.
Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Данные приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. Ниже приводятся игровые приемы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.
Режимные процессы. Содержание навыков. Методические приемы.
Первый квартал
Питание. Закреплять умение аккуратно есть ложкой, брать булочки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ежика»
Одевание — раздевание. Совершенствовать умения одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в индивидуальном шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи,не путать с одеждой других детей.
Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки», С. Прокофьева «Сказка про башмачки».
Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике».
Умывание. Закреплять навыки, полученные ранее: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком.
Дидактические игры: «Поучим Винни-Пуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо».
Содержание в порядке одежды и обуви. Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым. Показ приемов работы, объяснение, напоминание.
Второй квартал
Питание. Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости Показ, упражнение, объяснение.
Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой».
Одевание — раздевание. Закрепить умение одеваться и раздеваться самостоятельно. Мокрую одежду сушить, после прогулки, развесить для просушки, мокрую обувь поставить под батарею.
Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.
Проведение опытно-исследовательской деятельности: определение мокрой и сухой ткани. Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду». Игровые упражнения, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее.
Умывание. Закрепить знание правил поведения в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Закрепить умение перед умыванием засучить рукава, мыть руки с мылом, после прогулки и после посещения туалета. Дидактическая игра «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит».
Содержание в порядке одежды и обуви. Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д. Дидактическая игра «Расскажем куклам, как приводить себя в порядок».
Третий квартал
Питание. Формирование умения есть вторые блюда с помощью вилки, правой рукой (исключение-левша). Беседа «Мы умеем кушать вилкой». Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Одевание — раздевание. Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы замечаем непорядок в одежде и исправляем его». Продуктивная деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках
Умывание. Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой. Учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком Рассказ воспитателя «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».
Чтение: С. Прокофьева «Сказка про воронье гнездо».
Дидактическая игра «Расскажем мишке, как правильно чихать».
Содержание в порядке одежды и обуви Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Формировать умение чистить одежду с помощью взрослого Показ приемов работы. Рассказ воспитателя о поддержании в порядке одежды.
Четвертый квартал
Питание. Закрепить умение аккуратно пользоваться ложкой, вилкой; аккуратно резать и отрывать кусочки котлетки вилкой.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Одевание — раздевание. Совершенствовать навыки, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.
Беседа «Как мы умеем быстро одеваться».
Дидактические игры: «Расскажем Филе, как мы складываем одежду перед сном», «Научим куклу Машу правильно раздеваться после прогулки».
Умывание. Учить правильно пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью.
Рассказ воспитателя «Как правильно пользоваться носовым платком».
Дидактическая игра «Напомним игрушкам, где лежат наши вещи».
Закреплять навыки, полученные в течение года, учить пользоваться только предметами личной гигиены, проявлять к ним бережное отношение.
Содержание в порядке одежды и обуви. Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.
Беседа «Мы уже почти большие и умеем содержать в порядке свою одежду».
Дидактические игры: «Погладим кукольную одежду», «Почистим куклам пальто».
Продуктивная деятельность «Наши красивые и аккуратные вещи»
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Закаливание.
Элементы повседневного закаливания. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении.
Воздушно -темпер. режим От +21 до +18
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды
Сквозное проветривание (в отсутствие детей) Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Перед возвращением детей с прогулки + 18 .
Во время дневного сна одностороннее проветривание 30 мин. В теплое время года проводится в течении всего дневного сна.
Утренний прием детей на улице проводится в теплый период летом.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в теплое время года на улице, в холодное время года в группе.
Физкультурные занятия в зале, группе + 18
Воздушные ванны проводятся ежедневно при температуре + 20 +22 в группе.
Прогулка
Обувь и одежда должна всегда соответствовать метеорологическим условиям. Прогулка осуществляется до — 15. Физические упражнения, подвижные игры на улице ежедневно.
Дневной сон
В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая сквозняка).
Гимнастика, самомассаж, упражнения, игры.
Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, упражнения на дыхание, игровой самомассаж, артикуляционная и бодрящая гимнастика, пальчиковые игры, зрительная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. В теплое время года проводятся на свежем воздухе.
Упражнения для профилактики переутомления
Релаксация, элементы психогимнастики, физминутки.
Гигиенические процедуры
Ежедневно в течение всего режима дня.
Специальные закаливающие воздействия
Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры.
Ходьба босиком Хождение босиком по тропе здоровья.
Обширное умывание водой комнатной температуры. После дневного сна. (лицо, руки, шея, грудь)
Дозированные солнечные ванны период с 9.00-11.00 (с 3 мин. – 20 мин)
Мытье ног летом, после прогулки, в теплый период.
Бодрящая гимнастика после сна в группе.
Месяц. Тема и содержание.
Сентябрь. 1. Пробуждение. «Прилетели воробьи»(с элементами дыхательной гимнастики). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Октябрь. 1. Пробуждение. «Дрессированная собачка»(с элементами коррегирующей гимнастики). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Ноябрь. 1. Пробуждение. «В гостях у солнышка»(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Декабрь. 1. Пробуждение. «Забавный Буратино»(с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Январь. 1. Пробуждение. «Просыпающиеся котята»(с элементами самомассажа). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Февраль. 1. Пробуждение. «Жучки-паучки»(с элементами корригирующей гимнастики). 2. Ходьба по тропе здоровья, комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Март. 1. Пробуждение. «Веселый зоопарк» (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастик). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Апрель. 1. Пробуждение. «Растем здоровыми»(с элементами корригирующей гимнастики). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Май. 1. Пробуждение. «Прятки»(с элементами дыхательной гимнастики). 2. Ходьба по тропе здоровья; комбинированный бег. О. Р. У. 3. Самомассаж. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Водные процедуры.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Задачи работы с родителями.
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через консультации, семинары.
6. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями.
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
4. Совместные мероприятия для детей и родителей.
5. Организация совместных дел.
Беседы и лекций с родителями.
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
Учебно- методическая литература.
Лечебная физкультура для дошкольников / О. В. Козырева. – М. : Просвещение,2003.
Воспитание здорового ребенка/ М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 1997.
Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада/ Л. В. Кочеткова. - М. : МДО, 1999.
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ Под ред. Т. С. Яковлевой. - М. : Школьная пресса, 2006.
Бодрящая гимнастика для дошкольников. /Харченко Т. Е. - Санкт-Петербург: