Наталья Петрова
Программа по самообразованию «Утренний сбор «Время круга»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренний сбор Время круга
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» №62, п. Октябрьский, Красноярского края, Богучанского района
Программа по самообразованию
Утренний сбор «Время круга»
2021 – 2022 учебный год.
Использование технологий
Свирской Л. И
Методика проведения утреннего сбора во 2 мл группе «Светлячки»
Подготовила: Петрова Н. М.
Публикация «Программа по самообразованию „Утренний сбор „Время круга“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Актуальность.
Утренний сбор (групповой сбор или время круга) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака. Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали
Проблема в том, что большинство дошкольников (особенно маленького возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.
Цель: проведения утреннего сбора — создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребёнка уверенности, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
• Создаё т условия для общения детей и взрослых: • Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи. • Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику. • Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом. • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.). • Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками. • Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми.
Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично. • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости. Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам. Этапы группового сбора и приёмы их проведения Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.
Позывные для утреннего сбора.
Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора : весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.
Организация круга.
Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.
Приветствие.
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Новости.
Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).
На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
Динамическая пауза.
Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.
Проблемные ситуации.
Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.
Игры по теме проекта. (Игровые центры)
Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).
Предоставление права выбора центра активности. (ИГРЫ)
Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.
У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Перспективный план утренних сборов
Сентябрь
1. Позывной «Дудочка».
2. Знакомим детей с фруктами и овощами. Рассматривание картинок.
3. Игра-тренинг. «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель: способствовать воспитанию элементарных правил здорового образа жизни.
Октябрь
1. Расскажем детям, что такое зеркало, для чего оно нужно и что можно в нём увидеть.
2. Тема «Отражение в зеркале»
3. Позывной - приветствие с колокольчиком.
Цель. Познакомить детей с отражение в зеркале.
Ноябрь
1 Просмотр презентации по теме.
2. Утренний сбор на тему : «Мир животных»
3. Позывной «Громко дудочка поет ребятишек в круг зовё».
4. Проблемная ситуация по пальчиковой игре «сидит белка на тележке»
Цель: учим детей отличать домашних и диких животных.
Декабрь
1. Украшение группы к Новогоднему празднику, просмотр презентации «Новый год у ворот»
2. Тема «Новогодний калейдоскоп»
Цель: Познакомить детей с праздником,
С традициями этого праздника.
Январь
1. Тема «Зимние забавы»
Игра-тренинг.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Мы все здоровы.
Цель: научить детей различать лёд от снега. Познакомить с зимними забавами и играми.
Февраль
1. Тема: «Мой домашний питомец»
2. Позывной «Мягкая игрушка – котёнок»
Цель: познакомить детей с домашними питомцами (котик, собачка. Черепашка, рыбки и т. д)
Рассказать как за ними ухаживать.
Март
Тема: Игрушки из глины и пластилина МАРТ
Позывной «Игрушка- свистулька»
Цель: Познакомить детей с игрушками из глины и дерева. Познакомить с хохломской росписью.
Апрель
Тема: «Разноцветный мир»
Цель: Учим с детьми все цвета радуги. Учимся отгадывать загадки. Способствовать хорошему настроению у детей.
Май
Тема: «Коля и Катя в гостях у детей»
Цель: закрепить знание правил поведения, приветствия, активизировать речь детей.