Захарова Елена
Программа по развитию речи и обучению грамоте «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АБВГДейка»
развитие речи и обучение грамоте
Направленность программы : социально-педагогическая
Уровень программы : ознакомительный
Возраст учащихся: 4-6 лет
Срок реализации программы : 2 года
Автор-составитель программы :
Публикация «Программа по развитию речи и обучению грамоте „Абвгдейка“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Захарова Елена Николаевна, воспитатель дошкольного отделения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы : социально-педагогическая
Уровень программы : ознакомительный
Актуальность программы :
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Данный курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Цель и задачи программы
Цель программы - комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, всестороннее развитие ребенка.
Задачи программы
Задачи в обучении :
1. Расширять словарный запас.
2. Уточнять знания об окружающем мире.
3. Знакомить с правилами употребления синонимов и антонимов.
4. Формировать умение употреблять в речи простые и сложные предложения.
5. Упражнять в образовании новых слов, в согласовании слов в предложении.
Задачи в развитии :
1. Развивать речевое творчество, выразительность речи.
2. Развивать интонационную выразительность речи.
3. Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков родного языка.
4. Развивать фонематический слух.
5. Формировать приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование.
Задачи в воспитании:
1. Формировать мотивацию к процессу обучения.
2. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
3. Развивать звуковую культуру речи.
Категория учащихся по программе : дети 4-6 лет
Срок реализации программы : 2 года, с октября по май, 64 занятия в год.
Формы и режим занятий:
Форма обучения :
– очная;
–групповая
Режим занятий:
на 1-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
Планируемые результаты реализации программы
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки) :
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- соединять буквы в слоги;
- читать слова по слогам;
- выделять позицию звука в слове;
- печатать маленькие и большие буквы алфавита;
- производить звуковой анализ слова.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Первый год обучения (возраст 4-5 лет)
№ Тема занятия Количество часов Формы аттестации/ контроля
теория практика всего
1 Знакомство. 20 мин 10 мин 30 мин Первичный мониторинг
2 Игрушки. Разучивание стихотворений об игрушках. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
3 Человек. Части тела. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
4-5 Осень. Описательный рассказ по картине. 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
6 Овощи. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
7 Фрукты 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
8-9 Собираем урожай. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг знаний и умений
10 Загадка-описание. Дом. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
11 Мебель. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
12 Электрические приборы 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
13-14 Семья. Составление рассказа. 30 мин 30 мин 1 час Мониторинг речевого развития
15-16 Посуда. Рисование узоров по образцу. 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
17 Рабочие инструменты. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
18 Головные уборы. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
19 Одежда 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
20 Обувь. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
21 Играем в магазин. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
22-23 Зима. Разучивание стихотворений о зиме. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг речевого развития
24 Животные. Дикие животные. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
25 Домашние животные. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
26 Здравствуй, Новый год! 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
27 Поездка на ферму. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
28 Птицы. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
29 Животные жарких стран. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
30 Рыбы. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
31 Идем в зоопарк. 10 мин 20 мин 30 мин Открытый показ
32 Хлебные продукты. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
33 Молочные продукты. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
34 Мясные продукты. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
35 Ждем гостей к обеду. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг речевого развития
36-37 Виды транспорта. Наземный, водный и воздушный транспорт. 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
38-39 Город. Мой родной город. 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
40 Почта. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
41 Театр, музыкальные инструменты. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
42 Мы артисты! 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг речевого развития
43 Спорт 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
44-45 Весна. Разучивание стихотворений о весне. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг речевого развития
46-47 Профессии. «Кем быть?» 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
48 Детский сад. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
49 Лес, грибы. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
50 Цветы. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
51-52 Рифма. Сочиняем стихи сами. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг речевого развития
53 Мои друзья. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
54 Пословицы и поговорки. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
55 Волшебные слова. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
56 Вода вокруг нас. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
57-58 Гигиена и здоровье. На приеме у доктора Пилюлькина. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг знаний и умений
59 Растения. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
60-61 Русские народные сказки. Сочиняем сказку. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг речевого развития
62 Насекомые.
Летняя тематика. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
63-64 Скоро лето. Разучивание стихотворений о лете. 20 мин 40 мин 1 час Открытый показ
Второй год обучения (возраст 5-6 лет)
№ Тема занятия Количество часов Формы аттестации/ контроля
теория практика всего
1. Звуки и буквы. 10 мин 20 мин 30 мин Первичный мониторинг
2. Слова. Звуки. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
3. Звук [А]. Буква А. Написание буквы А. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
4. Звук [О]. Буква О. Написание буквы О. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
5. Звук [Э]. Буква Э. Написание буквы Э. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
6. Звук [И]. Буква И. Написание буквы И. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
7. Звук [Ы]. Буква Ы. Написание буквы Ы. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
8-9 Дифференциация звуков [И] – [Ы]. Буквы И-Ы. Написание букв И- Ы. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг знаний и умений
10 Звук [У]. Буква У Написание буквы У. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
11-12 Гласные звуки и их дифференциация. Гласные буквы их написание. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг знаний и умений
13-14 Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Буква М. Написание буквы М. 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
15 Звук [М]. Твердые и мягкие согласные. Буква М. Написание слогов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
16 Звук [Н]. Буква Н. Написание буквы Н. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
17-18 Звук [Н]. Буква Н. Написание слогов с данной буквой 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
19 Звук [П]. Буква П. Написание буквы П. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
20 Звук [П]. Буква П. Написание слогов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
21 Звук [Т]. Буква Т. Написание буквы Т 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
22 Звук [Т]. Буква Т. Написание слогов с буквой Т. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
23 Звук [К]. Буква К. Написание буквы К. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
24 Звук [К]. Буква К. Написание слогов и слов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
25 Звук [Х]. Буква Х. Написание буквы Х. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
26 Звук [Х]. Буква Х. Написание слогов и слов с буквой Х. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
27 Дифференциация звуков [К] – [Х], [К] – [Х]. Буквы К-Х. Написание букв, слогов и слов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
28 Звук [Ф]. Буква Ф. Написание буквы Ф. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
29 Звук [Ф]. Буква Ф. Написание слогов и слов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
30 Звук [Й]. Буква Й. Написание с буквы Й. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
31 Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки. Буква Ё. Написание буквы Ё. 10 мин 20 мин 30 ми Открытый показ
32 Звук [Йу]. Буква Ю. Написание буквы Ю. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
33 Звук [ЙА]. Буква Я. Написание буквы Я. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
34 Звук [ЙЭ]. Буква Е. Написание буквы Е. 10 мин 20 мн 30 мин Включенное наблюдение
35 Дифференциация звуков [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА]. Написание букв Е, Ё, Ю, Я. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
36 Звуки [Л] и [Л]. Буква Л. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
37 Звуки [Л] и [Л]. Буква Л. Написание слогов и слов с данной буквой. 10 мин 20 ми 30 мин Включенное наблюдение
38 Дифференциация звуков [Л] и [Й]. Написание букв Л и Й. Слоги и слова с данными буквами. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
39 Звуки [В] и [В]. Буква В. Написание буквы В. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
40 Дифференциация звуков [В] – [Ф], [В] – [Ф]. Буквы В-Ф. Их написание. 10 ми 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
41 Звук [Ч]. Буква Ч. Написание буквы Ч. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
42 Звук [Щ]. Буква Щ. Написание буквы Щ. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
43-44 Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]. Написание букв, слогов, слов с буквами Ч,Щ. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
45 Звуки [Б] и [Б]. Буква Б. Написание буквы Б. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
46-47 Дифференциация звуков [Б] – [П], [Б] – [П]. Буквы Б и П. Написание букв, слогов и слов. 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг знаний и умений
48 Звуки [Д[ и [Д]. Буква Д. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
49-50 Дифференциация звуков [Д] – [Т], [Д] – [Т]. Буквы Д-Т. Написание букв, слов, слогов с данными буквами 20 мин 40 мин 1 час Мониторинг знаний и умений
51 Звуки [С] и [С]. Буква С. Написание буквы С. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
52-53 Звуки [С] и [С]. Буква С. Написание слогов и слов с данной буквой. 20 мин 40 мин 1 час Включенное наблюдение
54 Звук [Ц]. Буква Ц. Написание буквы Ц. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
55 Дифференциация звуков [Ц] – [С], [Ц] – [Ч]. Буквы Ц-С, Ц-Ч. Написание слогов, и слов. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
56 Звуки [Г] и [Г]. Буква Г. Написание буквы Г. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
57 Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г] – [К]. Написание букв, слогов и слов с Г-К. 10 мин 20 мин 30 ми Мониторинг знаний и умений
58 Звук [З]. Буква З. Написание буквы З. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
59 Звук [З]. Буква З. Написание слогов, слов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
60 Дифференциация звуков [С] – [З], [С] – [З]. Свистящие согласные звуки.
Буквы С-З. Их написание в слогах и в словах. 10 мин 2 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
61 Б Звук [Ш]. Буква Ш. Написание буквы Ш. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
62 Дифференциация звуков [Ш] – [С], [Ш] – [Щ]. Буквы Ш-С, Ш-Щ. Их написание в слогах, словах. 10 мин 20 мин 30 мин Мониторинг знаний и умений
63 Звук [Ж]. Буква Ж. Написание буквы Ж. 10 мин 20 мин 30 мин Включенное наблюдение
64 Звук [Р]. Буква Р. Написание слогов и слов с данной буквой. 10 мин 20 мин 30 мин Открытый показ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– Входной контроль в начале года ( сроки: начало — середина октября).
Форма: первичный мониторинг.
– Текущий контроль ( сроки: в течение всего учебного года).
Форма: индивидуальное включенное наблюдение в процессе реализации и усвоения программы.
– Промежуточный контроль ( сроки: в течение учебного года).
Форма: открытый показ.
– Итоговый контроль ( сроки: конец мая).
Формы: мониторинг знаний и умений.
Формы и критерии оценки учебных результатов программы : символическая.
Методы выявления результатов воспитания и развития : включенное наблюдение, мониторинг речевого развития.
Формы подведения итогов реализации программы : презентация образовательных результатов программы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению (ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.
Требования к мебели:
Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей.
Требования к оборудованию учебного процесса:
Магнитно-маркерная доска, маркеры (синий, зеленый, красный, игрушки, музыкальные инструменты, цветные карандаши). Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.
Требования к оснащению учебного процесса:
- материалы учебного характера: постоянные (учебно, методический комплект по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в Комплексной программе «Детский сад 2100», наборы карточек с буквами по количеству детей) и периодические (демонстрационный материал, комплекты иллюстраций, картотека физминуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастики);
- материалы общеразвивающего характера (иллюстрации, сборники художественной литературы, настольно-печатные игры);
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Название учебного раздела (учебной темы) Название и форма методического материала
1. Развитие умений говорения и слушания, обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонематического слуха.
2. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа, обогащение словаря для успешного обучения чтению
3. Подготовка руки к письму, развитие навыков звуко-буквенного анализа. 1. Учебно, методический комплект по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в Комплексной программе «Детский сад 2100» :
2. Методические рекомендации к частям 1 и 2 пособия "По дороге к Азбуке"
3. "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (4-5 лет) Часть 1
К Демонстрационный материал — комплекты иллюстраций к каждой изучаемой теме.
РР Раздаточный материал: наборы карточек с буквами.
Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых и дидактических игр.
Перечень методических материалов к программе
Нормативно-правовые акты и документы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. ;
4. Методические рекомендации по обновлению содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (проект);
5. О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922;
6. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308;
7. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074;
8. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 30 августа 2016 года № 1035;
9. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности (Департамент образования города Москвы, 2016 год);
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) : приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
Список литературы
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. : Дрофа, 2007.
2. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
3. Гризик Т. И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2011.
4. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М. : ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
6. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, Л. М. Денякина и др. М. : Баласс, 2008.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.