Светлана Назарова
Программа по коррекции мышления умственно отсталых младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое обоснование: коррекционная работа по развитию мышления в школе VIII вида занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента школы имеются стойкие нарушения мышления.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников школы VIII вида.
Публикация «Программа по коррекции мышления умственно отсталых младших школьников» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.
Цель программы:
Создание коррекционно- педагогических условий для успешного развития мышления умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.
2. Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
3. Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, речь.
4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
5. Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
6. Выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.
7. Научить детей находить причину событий.
1. Тема: Мир вокруг нас.
Цель: Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.
Методы и приемы:
• Кто что любит?
• Кому что надо?
• Положи картинки на своё место.
• Скажи, что не верно
2. Тема: Обобщения
Цель:Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
Методы и приемы:
• Назови одним словом
• Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний»)
• Классификация предметов
• Разложи фигуры (классификация)
3. Тема: Играем в слова
Цель:Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, развивать творческих способностей, речи.
Методы и приемы:
• Отвечай, как можно быстро.
• Ассоциации
• Говори наоборот
4. Тема: Последовательность
Цель:Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
Методы и приемы:
• Кто кем будет?
• Разложи по порядку и составь рассказ (последовательность)
• Отгадывание небылиц
5. Тема: Логика и сообразительность
Цель:Развивать логическое мышление, сообразительность, умение устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.
Методы и приемы:
• Продолжить ряд изображений (последовательность)
• Бусинки
• Найди ошибку
6. Тема:Узнаем предмет на основе отдельных признаков Цель:Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
Методы и приемы:
• Волшебные очки
• Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака.
• Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков
7. Тема:Вербально-логические формы мышления
Цель:Выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.
Методы и приемы:
• Определение понятий
• Сравнение и различение понятий
• Маленькая хозяйка
8. Тема:Логика и аналогии
Цель: Выявить характер логических связей и отношений между понятиями.
Методы и приемы:
• Кому что нужно (профессии)
• Вербальные аналогии
• Рассказ по картине
9. Тема: Логика и понимание
Цель:Развивать логическое мышление.
Методы и приемы:
• Звёздочки
• Сейф
• Объяснялочка
10. Тема:Логика и понимание
Цель: Научить детей находить причину событий.
Методы и приемы:
• Ситуации
• События
• Зима
11. Тема:Слово, предложение, рассказ
Цель:Развивать речь, логическое мышление, находчивость и сообразительность, развивать (закрепление) навыки звукового анализа.
Методы и приемы:
• «Слова и звуки»
• «Буква волшебница»
• Объясни пословицу
• Найди лишнее слово
• Чистоговорки
12. Тема:Общая осведомленность
Цель:Систематизировать полученные знания, развивать умение классифицировать предметы.
Методы и приемы:
• Классификация предметов
• «История в картинках»
• Игра-соревнование «Как это можно использовать?»
Конспект коррекционного занятия в школе 8 вида № 12 «Общая осведомленность».
Цель: Систематизировать полученные знания.
Задачи: 1. Развивать умение классифицировать предметы.
2. Развивать умение мыслить последовательно.
3. Развивать волевые качества.
3. Воспитывать умение работать сообща.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент:
Игра «Вот так!
Как живете, мои детки? (Вот так)
Как идете, мои детки?
Как стоите, мои детки?
Как едите, мои детки? Как молчите, мои детки?
Как сидите, мои детки?
Как вы спали, мои детки?
Сначала игра проводится по старым правилам (молча, с показом только жестов). После этого педагог предлагает сделать игру более веселой, то есть озвучить. Дети повторяют игру заново. Выбирают вариант, который им больше нравится.
II Основная часть:
1. Дидактическая игра «Классификация предметов».
Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.
2. Дидактическое задание «История в картинках».
При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
3. Игра-соревнование «Как это можно использовать?».
Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т. п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
III. Рефлексия.
Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали, и какое задание вам понравилось больше всего.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и пошлем друг другу импульс нашего хорошего настроения.
Спасибо вам всем за занятие.