Эльвира Юрьевна Самойленко
Программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 26
станицы Павловской
ПРОГРАММА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
ст. Павловская
2015 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста является переход познавательных психических про-цессов ребёнка на более высокий уровень. Это выражается в более произ-вольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления, а также в формировании у ребёнка абстрактно-логических форм мышления.
Большую роль, играет развитие познавательных процессов дошкольников : внимания, восприятия, воображения, мышления. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно протекает физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе особенно важно воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Целенаправленная организованная работа, предполагаемая данной программой будет способствовать расширению познавательных возможностей обучающихся.
Данная программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы дошкольников. В жизни ребенку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т. д. Хорошее внимание, память - важнейшее условие дальнейшего успешного школьного обучения.
Недостаточное развитие данных процессов ведет к затруднениям в школьном обучении. Преобразование познавательной сферы, происходящее в дошкольном возрасте, имеет важное значение для дальнейшего полноценного развития. Этим и обусловлена актуальность данной программы.
Главной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает дошкольникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно – мотивационную сферу.
Все развивающие занятия данной программы способствуют формированию навыков самостоятельности, неординарности мышления, умению анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для овладения интеллектуальной компетенции.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитие мелкой моторики является важнейшим условием умственного развития ребенка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому в данной программе особое внимание уделяется практическим занятиям с крупой, нитками, ватными дисками, вискозными салфетками и рисованию по клеточкам. Это способствует развитию мелкой моторики рук, укреплению мускулатуры пальцев и координации движений рук.
Занятия данной программы ориентированы на групповую форму работы, которая предполагает развивающее воздействие не только со стороны педагога на каждого ребёнка, посещающего занятие, но и внутри группы при взаимодействии обучающихся. Все задания, преимущественно игровые, выполняются после речевой инструкции и по показу.
Цель программы : развитие мелкой моторики пальцев рук через изготовление аппликаций из нетрадиционных материалов, развитие познавательных процессов.
Задачи:
Обучающие:
- научить слушать указания взрослого и выполнять его инструкцию;
- познакомить с начальными знаниями об обществе и месте ребенка в нем;
- научить ребенка работать по образцу;
- углубить и расширить знания обучающихся об окружающем мире;
- познакомить обучающихся с историей театра.
Формировать:
- умение следовать устным инструкциям;
- умение рисовать по клеточкам;
- умение выполнять технологические действия;
- умение доводить действия до логической завершенности;
- чувство формы, пропорции и композиции;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- обучать приемам работы с ватными дисками, вискозными салфетка-ми, крупой и нитками;
Развивающие :
Развивать :
- коммуникативные и поведенческие навыки;
- базовые способности дошкольников (внимание, память, мышление, воображение, определяющие готовность к дальнейшему обучению;
- психологические предпосылки овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать взрослого, т. е. умение подчиняться словесным указаниям педагога;
- способность к перевоплощению;
- познавательную активность;
- наблюдательность;
- различные каналы восприятия;
- цветовое и тоновое восприятие;
- моторную память;
- композиционное мышление;
- активность, творческую инициативу, художественный вкус, целост-ность видения формы, чувство симметрии;
- мелкую моторику рук и мышцы рук;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать:
- умение работать коллективно, индивидуально, добиваясь положи-тельных результатов;
- культуру эмоциональных проявлений;
- нравственно – эмоциональную отзывчивость.
- навыки коллективного взаимодействия;
- основы эстетического восприятия;
- у обучающихся начальные навыки коллективного взаимодействия;
- культуру оформления работы;
- потребность в творческом самовыражении;
- аккуратность при изготовлении изделий;
- увлеченность декоративно - прикладным искусством;
- интерес к работе с нетрадиционными материалами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Срок реализации программы - 1 год. Программа включает в себя 144 занятия для детей дошкольного возраста 5- 6 лет.
Критерием эффективности реализации данной программы может служить :
- развитие мышления, внимания, памяти, сообразительности;
- развитие способности к длительному сосредоточению;
- умение работать по образцу;
- умение работать индивидуально и коллективно;
- культура эмоциональных проявлений;
- навыки коллективного взаимодействия.
- умение следовать устным инструкциям;
- умение создавать аппликации из ватных дисков, вискозных салфеток, ниток, крупы;
- культура труда;
- развитие устойчивости внимания и наблюдательности.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Разделы программы Всего часов
1. Вводное занятие 2
2. «Размышляй-ка» 7
3. «Внимательный гномик» 10
4. «Смекалочка» 26
5. «Страна фантазий» 6
6. «Отдыхай-ка» 5
7. Театральный калейдоскоп 13
8. Игры с предметами и танцевально ритмические упражнения 3
9. «Волшебные салфетки» 11
10. «Веселые крупинки» 19
11. «Умелые пальчики» 20
12. «Волшебная нить» 20
13. Итоговое занятие 2
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Тема. Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с детьми. Правила поведения в кабинете. Инструктаж по ТБ. Комплексное занятие «Путешествие с Почемучкой».
2. Тема: «Размышляй-ка» (7часов)
Упражнения на развитие логического мышления: «Чего не хватает?», «Бусы», «Догадайся какой рисунок», «Сравни животных», логические задачи.
Игровые упражнения: «Волшебные коробочки», «Последовательно-сти», «Собери круг», «Животные», «Зеркальное отражение», «Систематизация», «Найди общее слово», «Повтори», «Выполни арифметические действия», «Я начну, а ты продолжи», «Найди предмет».
Игры: «Узнай предмет», «Найди игрушку по описанию», «Собери картинку», «Наоборот», «Животные», «Запоминай порядок», «Попугай», Поезд», «Что сначала, что потом?», «Говори наоборот», «Лишние слова», «Угадай, что спрятано», «Снежный ком», «Лови – не лови», «Зеркала».
Отгадывание загадок и кроссворда, чтение стихов о цветах.
3. Тема: «Внимательный гномик» (10часов)
Упражнения на концентрацию и переключение внимания: «Хлопни в ладоши», «Корректурные пробы», «Графический диктант», «Повторяй», «Договори», «Кто наблюдательней", «Загадки и вопросы», «Найди ежика».
Игровые упражнения: «Собери картинку», «Сделай фигуру», «Хлопни, если знаешь.», упражнение «Дорисовка», «Запретное движение», «Запретное слово», «Найди 10 отличий», «Я узнал что…», «Найди цифры», Чего не хватает», «Разрезные картинки», «Я морской обитатель», «Найди 5 отличий».
Игры: Что изменилось?» «Невидимая надпись», «Четыре стихии», «Кто летает?», «Домик», «Это я, это я», «Поезд», «Внимание, флажок», «Невидимка», «Веселый гном», «Поварята».
Упражнения: «Выполни команду», «Запуск звездолета», «Перепиши», «Вещи вокруг нас», «Вспомни и нарисуй», «Повторяй за мной», «Слушай хлопки», «Круг, треугольник, квадрат».
4. Тема: «Смекалочка» (26 часов)
Игры на развитие сообразительности и смекалки: Отгадывание ребусов, «Метаграммы в картинках», «Найди неповторяющуюся картинку», «Шлем потерялся», «Медвежата-сладкоежки», «Найди отличия», «Сказочные герои», «Какие животные спрятались в лесу», "Найди 10 предметов”, «Город чудес», «Чудо-зверь», «Угадай как зовут щенка», «Веселый клоун», отгадывание филворда про зверей, отгадывание кроссворда про птиц, «Поправь художника», настольная игра «Путешествие по миру», «Помоги крокодильчику», «Поиск сокровищ», «Закончи предложения», «Что лишнее», «Раскрась яйца», «Дорисуй цилиндры», «Во что превратится», настольная игра «Найди эмоции», игры «Собери набор», «Найди отличия», «Пройди по лабиринту», «Что за чем», отгадывание ребусов, «Найди пары», «Зачеркни лишнее», «Наклей рисунок», «Соедини линиями».
Логические игры: «Кто, что ест», «Сколько фигур», «Сколько животных», «Найди 2 одинаковых домика», «Зачеркни одинаковое», «Найди шарики», «Дорисуй и раскрась животных», «Определи сколько тигрят», «Восстанови рисунок», «Какие предметы нужны клоуну», «Дорисуй клоуна», «Доведи туриста до палатки», «Найди и назови посуду», «Найди и раскрась предметы», «Расставь цифры», «Прочитай имена», «Сосчитай сколько», «Сколько фигур», «Чем отличаются», «Найди выделенные фрагменты», «Дорисуй», «Помоги собаке», «Найди предметы», «Помоги зайчику», «Раскрась одинаковые предметы», «Найди дома», Соедини стрелками», «Нарисуй», «Найди закономерность», «Перенеси буквы», «Переложи спички», «Сколько машин», «Найди закономерности в рисунке», «Какая бабочка», «Красная шапочка», «Найди отличия», «Расставь рисунки», «Реши задачу», «Помоги малышам, «Зачеркни лишнее», «Нарисуй коврик», «Помоги Югорке», «Разложи овощи», «Собери цепочку», «Нарисуй недостающий фрукт», «Чего не хватает», «Догадайся какой рисунок», «Зачеркни одинаковое», «Догадайся кто выступал», «В какой руке», «Лабиринт».
5. Тема: «Страна фантазий» (6часов)
Игры на развитие воображения : «Мне нравится что ты…», «Плохое настроение», «Изобрази животное, «Пожатие руки», «Путаница», «Угадай, кто я», Придумай названия несуществующим животным, «Оживим камушки», «Геометрические ковры», «Обведи по точкам».
Упражнения: «Раскрась картинку», «Прояви фантазию, «Нарисуй школу», «Звездолет», «На что похоже», «Дорисуй», «Придумай название рисунку».
Творческая работа: «Портрет друга», «Укрась одежду», «Браслет», «Раскрась картину», коллективное рисование «Цветок», рисование живот-ных, рисование пальцами и ладошками гуашью «Морское дно», рисование «Каким я вижу лето». Инструктаж по ТБ.
6. Тема: «Отдыхай-ка» (5 часов)
Психомышечная тренировка (релаксация) : «Отражение», «Давай по-нюхаем цветок», «Медведь», «Радуга», Звуки моря», «Звуки леса», «Звуки летнего леса», «Звуки дождя».
Игровые упражнения: «Погружение», «Школа», «Я или не я».
Этюды: «Цветок», «Буратино», «Пароход».
Психогимнастика: «Сказочная страна», «Шалтай-болтай».
7. Тема: «Театральный калейдоскоп» (13часов)
Беседы: «Что такое театр?», «Виды театров», «Правила поведения в театре».
Загадки на тему «Театр».
Просмотр видеофильма о театре.
Чтение и обсуждение сюжета и героев сказок: «Теремок», «Репка», «Возвращение Колобка». Распределение ролей по сказке. Разучивание слов.
Инсценировка сказок: «Теремок», «Репка», «Возвращение Колобка».
Театральные игры: «Что мы делали, не скажем», «Король», «День Рождения»
Театральное занятие-игра «Путешествие по сказкам».
8. Тема: «Игры с предметами и танцевально-ритмические уп-ражнения» (3часа)
Игры: «Повторяй за мной» «Джаз тела», «Живое, неживое», «Чей это инструмент», «Шофёр», Игры: «Лови мяч», «Какой игрушки не хватает», «Что сначала, а что потом?», «Кто быстрее», «Скажи наоборот», «Составь фигуру», игры с воздушными шарами.
9. Тема: «Волшебные салфетки» (10 часов)
Открытки: «Пудель», «Букет цветов».
Аппликации: «Зайка», «Ваза с цветами», «Золотая осень».
10. Тема: «Веселые крупинки» (19 часов)
Аппликации из гречневой, манной и рисовой круп и зерен кофе: «Совенок», «Аквариум», «Веселый ежик», «После дождя», поделки «Снегирь на рябиновой ветке», «Новогодняя елочка», «Чебурашка», «Цыпленок», «Папочке любимому я кораблик подарю!», «Зайчик», «Кролик на полянке».
Открытки: «Мимоза», «Забавный котик».
Поделка «Новогодняя елочка».
Контрольный срез по темам «Весёлые крупинки», «Волшебные сал-фетки».
11. Тема: «Умелые пальчики» (20 часов)
«Выполни штриховку». «Срисуй по клеточкам». «Дорисуй поло-вину». «Продолжи ряд» ( упражнения на темы: «Грибы», «Город», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные готовятся к зиме», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Зима, зимняя одежда», «Транспорт», «Времена года», «Первоцветы», «Насекомые и пауки», «Посуда», «Части тела»).
Раскрашивание штриховкой: «Зубастый крокодил», «Веселый жи-раф», «В поисках Немо», «Петушок», «Енот».
12. Тема: «Волшебная нить» (20часов)
Аппликации из ниток: «Полянка», Инструктаж по ТБ, «Нежные под-снежники», «Солнышко», «Панда», «Одуванчик», «Забавная пчелка», «Божья коровка», «Бабочка и цветок», «Забавный ежик», «Золотая рыбка», «Лебедь на пруду».
Поделка из ниток и картона «Рамка для фотографий»
13. Тема: Итоговое занятие (1час)
Выставка работ. Контрольный срез.
IV. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п Вид контроля Форма контроля Сроки
проведения
1. Вводный Комплексное занятие сентябрь
2. Промежуточный Контрольный срез декабрь
3. Итоговый Выставка работ
Контрольный срез май
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому все занятия программы построены на основе игровых заданий с использованием наглядного материала (кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты).
Занятия проходят в различных формах: групповая работа, игровые занятия, творческая работа. В процессе выполнения упражнений и игровых заданий, развиваем его способности к восприятию, все это способствует запоминанию, удержанию внимания и стимулируем мыслительные процессы. Сама же деятельность детей носит познавательно - творческий характер.
Развивающие занятия имеют определенную структуру:
1) Ритуал приветствия. Создание настроя на совместную работу. Коллективное упражнение «Приветствие» (передача друг другу мяча и произношение приятных, ласковых слов);
2) Игровые задания на развитие познавательных процессов (внимания, мышления, воображения);
3) Психомышечная тренировка (релаксация). Упражнения, этюды, направленные на снятие напряжения у детей («Шум моря», «Поющие птицы в лесу);
4) В заключительной части каждого занятия проводится церемония прощания. Рефлексия - совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций, которое объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.
5) Ритуал прощания. Коллективное упражнение «Прощание» ( дети берутся за руки и говорят друг другу: «До свидания»).
При выполнении игр из темы «Смекалочка» важно объяснить ребенку правила разгадывания ребусов, кроссвордов, филвордов и метаграмм и научить разгадывать их.
При выполнении упражнений из темы «Отдыхайка» (психомышечная
релаксация, очень важно, чтобы обучающиеся максимально могли расслабиться, а для этого необходимо создавать благоприятный психологический климат при помощи включения аудиозаписей: «Звуки природы», «Шум мо-
ря», «Пение птиц».
Особое внимание при инсценировки сказки следует уделять речи детей. Очень важно, чтобы речь была образной, выразительной и сочеталась с действиями персонажей сказки. Поскольку все игры - инсценировки рассчитаны на эмоциональную активность детей, необходимо не мешать обучающимся свободно выражать свои чувства, отношение к персонажам спектакля.
Материалы и оборудование для обучающихся: раздаточный материал: развивающие задания – карточки, настольные игры (игра-путешествие, «Найди эмоции», цветные карандаши.
Материалы и оборудование для педагога: демонстрационный материал (картинки с изображением животных, леса, аудиозаписи со звуками природы (звуки моря, леса, пение птиц).
Особое внимание на занятиях уделяется уточнению знания детей о знакомых предметах, формах, качествах, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдению окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств.
В занятиях педагог использует словесные и наглядные методы обучения. Игровые приемы могут быть использованы в любом занятии и в каждом из его частей. Его деятельность направлена на стимулирование индивидуальных творческих возможностей обучающихся.
В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет, аккуратно ли наклеена крупа, пуговицы или нитки (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает деятельность детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к выполненным работам. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей. В заключительной части каждого занятия проводится беседа «Что нового узнали?».
Для изготовления аппликаций из круп, ниток используются зерна кофе, рисовая, манная и гречневая крупы, вязальные и швейные нитки, нитки мулине. Для изготовления поделок из ваты используются ватные диски и ватные шарики.
Педагог в начале занятия объясняет детям, какое изделие они будут выполнять и демонстрирует образец. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания.
При анализе образца педагог вопросами привлекает внимание детей к рассматриванию : из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку, педагог проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий. Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете дети не могут, поэтому педагог разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать крупу, пуговицы или нитки.
Особое внимание при выполнении упражнений из темы «Умелые пальчики», следует уделять упражнениям на штриховку. В первую очередь необходимо обучить ребенка штриховке слева - направо, далее ребенок обучается штриховке сверху – вниз, а потом – по диагонали.
При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 - 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.
Важно штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий.
Упражнения «Срисуй по клеточкам» направлены на тренировку зри-тельного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве. Очень важно при рисовании наиболее четко и точно срисовать предложен-ный рисунок, просчитывать количество клеток, необходимых для рисунка. Если ребенок затрудняется срисовывать по клеточкам, допустимо в первое время обучения ставить ему «опорные точки рисунка» - в начале, в конце, в поворотах линий.
Упражнения «Дорисуй половину» (или нарисуй полностью зеркальное изображение предмета» учит различать лево и право, строить симметричный рисунок.
Упражнения «Продолжи ряд» направлены на тренировку чувства ритма (необходимого для выработки красивого почерка).
Материалы и оборудование для обучающихся:
Клей ПВА, кисти, ватные диски, вата, вискозные салфетки, крупа (ри-совая, гречневая, манная, зерна кофе, гуашь, пластилин, цветной и белый картон, цветные и простые карандаши, нитки (вязальные, швейные, мулине, вата, шаблоны картинок для аппликаций, бусины, ножницы.
Необходимыми материалами для занятий обучающихся обеспечивают родители и законные представители.
Материалы и оборудование для педагога: образцы готовых изделий, видео физминутки.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. О. И. Крупенчук, «Тренируем пальчики», Санкт – Петербург, 2013г;
1. Т. Ф. Панфилова «Рукоделие: поделки из ткани, ниток, тесьмы», Москва. Школьная Пресса, 2007.
2. Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков «Психолого - педагогиче-ская готовность ребенка к школе», Москва 2001;
3. О. С. Жукова «Проверяем мышление и логику», М: Астрель; СПб, 2012;
4. Потапова Т. Н., Прасолова З. Г. «Игра и дети» (сценарии праздников, игр, викторин, Краснодар, 2003;
5. Филипенко Е. В. «Нескучные каникулы». Игры и конкурсы в школе и загородном лагере. Ярославль: Академия развития, 2005.
С. Е. Гаврина «Школа для дошколят», Развиваем внимание, ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008;