Резниченко Наталья Александровна
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания:
- выбор и формулирование цели занятия (мероприятия);
- переформулированные цели занятия для учеников (воспитанников);
- формулирование и обоснование цели урока или задания;
- создание образа результата и объяснение системы требований к нему;
- описание способа достижения результата и объяснение требований к нему;
- отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.
Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности.
Цель, как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога действительно эффективной.
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников; умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь воспитанников в процесс формулирования целей и задач.
1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям воспитанника, формулируя цель, ставя перед детьми задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого воспитанника и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на воспитанника при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с воспитанниками как с группой, включающей детей одного возраста, так и с каждым отдельным воспитанником.
В экспертном листе воспитателя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.
- умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- корректирует цели и задачи деятельности на занятии в зависимости от готовности детей к освоению материала.
- умеет ставить цели занятий в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- знает и учитывает уровень развития детей при постановке целей и задач на занятии.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.
Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.
Воспитательная задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Для достижения одной цели может потребоваться решение нескольких задач, и наоборот. К цели педагог может идти разными способами. Постановка задач на основе целей предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности воспитанников, реалии общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.
Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог в своей практике оперирует преимущественно темами занятий. Однако педагог должен ясно представлять, чем отличается тема занятия от цели занятия, не отождествляя их между собой. Цель занятия определяется не только содержанием темы, но и характером той образовательной программы, которая выбрана педагогом. Умение различать тему и цели занятия является одной из важнейших проблем целеполагания и, как показывают эмпирические исследования, одной из самых распространенных ошибок, допускаемых педагогами в процессе постановки цели, является ее подмена темой занятия. Перед каждым педагогом стоит проблема перевода темы занятия в педагогическую цель и педагогические задачи.
Педагог должен не просто уметь перевести тему занятия в цель, но и конкретизировать ее до комплекса взаимосвязанных задач, которые могут быть решены как на одном занятии, так и в процессе организации целого цикла занятий. Независимо от сложности используемого учебного материала и характера темы занятия, педагогу необходимо осуществлять эту деятельность на основе любой темы, а не только тех, которые подробно прописаны в методических материалах.
В экспертном листе воспитателя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.
- умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.
- может сформулировать критерии достижения целей урока.
- умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.
- умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
3. Умение вовлечь воспитанников в процесс формулирования целей и задач. Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель занятия целью для воспитанника, насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность воспитателя при решении этой задачи зависит от того, насколько ребенок вовлечен в процесс формулирования целей и задач. Для того, чтобы вовлечь детей в процесс постановки цели, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в нем. Педагог, который может вовлекать детей в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описание программы действий и признаков, на которые можно ориентироваться при контроле, оценивании и прогнозировании изменений и др. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у воспитанников формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности.
В экспертном листе воспитателя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- умеет вовлечь воспитанников в процесс постановки целей и задач занятия.
- предлагает детям назвать результат деятельности на занятии и способы его достижения.
- предлагает детям самостоятельно сформулировать цель занятия в соответствии с изучаемой темой.
- спрашивает, как они поняли цели и задачи занятия.
- воспитанники принимают участие в формулировании целей и задач занятия.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.