Татьяна Кругомова
Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Познавай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы - составители:
Беспомощнова Ирина Анатольевна, воспитатель
Кругомова Татьяна Александровна, воспитатель
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность:
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. В соответствии со Стандартом образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно она дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игры, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение. Основные особенности программы - ее игровой характер, открытость и вариативность. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков.
Публикация «Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Познавай-ка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка основ экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать, на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое развитие, развитие культуры чувств.
1.2. Цель: развитие основ экологического сознания у старших дошкольников в игровой и познавательной деятельности.
1.3. Задачи:
– развитие осознания понимания ценности природы;
–формирование у ребенка представлений о том, что он является частью природы;
– воспитание у детей уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;
– понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;
– воспитание у детей активной жизненной позиции;
– обучение основам элементарной экологической безопасности;
– формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ);
– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка);
– формирование представлений о неповторимости окружающего мира.
1.4. Ожидаемый результат:
1. Сформированы знаний и умений понимания ценности природы;
2. Ребенок осознает себя частью природы;
3. У ребенка сформировано уважительное отношение ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;
4. Дошкольник понимает, что в природе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;
5. У ребенка сформирована активная жизненная позиция;
6. Сформированы основы элементарной экологической безопасности;
7. Сформированы первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ);
8. Сформировано эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка);
9. Присутствует понимание неповторимости окружающего мира.
1.5. Учебная нагрузка:
Программа рассчитана на воспитанников 5-7 лет. Программа реализуется в режиме дня в различных видах деятельности с детьми. Для ее реализации целесообразно собирать детей в подгруппы по 8-10 человек.
1.6. Материалы и оборудование:
Мультимедийные презентации, ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, СD - диски, художественная литература, серии сюжетных картинок.
1.7. Формы и методы работы.
Целевые прогулки, экскурсии, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий и иллюстраций, экспериментирование с разнообразными материалами, рисование, лепка и др.
2. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
1. Мир, в котором я живу
2. Население и жилище
3. Водоемы родного края
4. Деревья моего края.
Октябрь.
1. Волшебница – осень.
2. Лесная аптека (травы).
3. Хлеб – всему голова.
4. Во саду ли, в огороде.
Ноябрь.
1. В грибном царстве, в ядовитом государстве.
2. Домашние животные.
3. Дикие животные.
4. Птицы – наши друзья.
Декабрь.
1. Зимушка – зима.
2. Как звери в лесу зимуют.
3. Жизнь птиц зимой.
4. Зимние явления в неживой природе.
Январь.
1. Неизвестное рядом. Уголок природы в группе.
2. Экзотические животные.
3. Воздух.
4. Вечная слава воде.
Февраль.
1. Космос.
2. Звезды.
3. Солнце – источник тепла и света
4. Огонь – природная стихия.
Март.
1. Подводный мир.
2. Хвойные деревья.
3. Весна пришла.
4. Животные Севера.
Апрель.
1. Песочное море пустыни.
2. Береза.
3. Мох - самое низкое растение.
4. Первоцвет – одуванчик.
Май.
1. В гости к яблоньке.
2. Мир насекомых.
3. Враг планете – это мусор.
4. Мы живем на планете Земля.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. А., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: старшая группа. – М. : ВАКО, 2008.
5. Дорошина И. Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy, 2015 г.
6. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М. : Карапуз, 2000.
7. Рыжова Н. А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.
8. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/10/kartoteka-didakticheskikh-igr-dlya-detey-5-6-let.
9. Интернет – ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/26/ekologicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov
10. Интернет-ресурс: http://www.ozeroskazok.com/skazki-dlia-shkolnikov/ekologicheskaia-skazka