серёгина оксана
Программа по обучению чтению детей 5–7 лет посредством «Песочницы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ПРОГРАММЫ.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги-психологи поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе. В соответствии с «Законом РФ об образовании», федеральным государственным стандартом дошкольного образования основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Самым главным преимуществом методики «Песочница» является то, что это полная программа, где не только рекомендации о том, как учить детей читать, но и описание игр на закрепление пройденного материала. Данная программа представляет собой пошаговую инструкцию, как ребёнка, не знающего ни одной буквы, научить читать.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Чтение, детская литература
- Темочки
Ещё одно важное достоинство программы : для обучения чтению используется традиционный метод, т. е. дети учатся читать традиционным способом, когда запоминается звукобуква, затем осваивается принцип слияния букв в слоги, а слоги в слова. А значит процесс адаптации к школе пройдёт мягко и безболезненно. Иными словами, программа обеспечит преемственность дошкольного обучения со школой. Особенность данной методики в том, что занятия с детьми проходят не за букварями, книгами или рабочими тетрадями, а в песочнице с песком. На каждом занятии взрослый расставляет фигурки сказочных персонажей в песочницу (специальный ящик, желательно с настоящим речным песком) и по ходу рассказывает сказку, а ребёнок (или дети, помогая героям в проблемных ситуациях, учится читать. Песок - это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Среди позитивных феноменов, зафиксированных специалистами, можно выделить наиболее значимые. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, имеющая ряд преимуществ перед стандартными формами обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений, движений. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции. Так, работа с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей.
Нормативно-правовая основа программы :
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Обучение чтению по методике «Песочница» разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ№ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письма Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-18-44 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Теоретико-методологической основой данной программы стали теоритические положения возрастной педагогической психологии, представленные в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Кравцовой, Н. И. Гуткиной, И. В. Дубровиной. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе. В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невротические проявления у детей : повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н. Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С. Ю. Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А. В. Валиева, «Чудеса на песке» Т Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т. д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
За всю историю отечественной и зарубежной педагогики специалисты, работающие с детьми, предлагали самые разные способы обучения чтению. Какие-то способы усложняли и затягивали процесс обучения, какие –то влекли за собой нарушения грамматических навыков у детей, а какие – то оказались не состоятельными в России. Единственным и рекомендованным и признанным Министерством образования РФ способом, обучавшим детей чтению уже много лет назад и обучавшим по сегодняшний день, является позвуковой способ. Во всех российских школах государственный образовательный стандарт подразумевает освоение навыкам чтения путём слияния звуков в слоги, слогов – в слова. Дошкольники, занимающиеся по методике «Песочница», осваивают навык чтения традиционным способом и затем легко адаптируются к школьному обучению. Занятия с дошкольниками строятся следующим образом: взрослый рассказывает сказку и разыгрывает мини- спектакли при помощи специальных фигурок – сказочных персонажей, а ребёнка побуждает помочь главным героям в трудных ситуациях на каждую букву алфавита составлена своя сказка. Например, первая сказка про аистёнка по имени А, у которого буква «А» нарисована на воротничке. Буквы методики «Песочница» называются песенками, потому, что герои их поют, песенки помогают им в разных ситуациях: от правильного пения происходят чудеса, случается что-то волшебное, интересное. Это мнемотический приём, облегчающий запоминание алфавита. Когда ребёнок научится читать, можно ему рассказать, что все песенки героев в школе называются звуками, а рисунки песенок на воротничках героев сказок называются буквами. Только после того, как ребёнок уже хорошо читает, можно вводить понятие «буква» и давать название букв «ЭМ», ЭЛ», «Эр», «ПЭ», «ДЭ» и т. д. сказка разыгрывается в песочнице с песком и это не случайно. Песок – необыкновенный материал, стабилизирующий эмоциональную сферу. В тексте каждой даны методические рекомендации взрослому: в какой момент нужно взять указку, задать вопрос ребёнку, или попросить что-то сделать. Каждое занятие по чтению – новая сказка и знакомство ребёнка с новой буквой. На каждом занятии ребёнок учится сливать звуки в слоги или в слова. Задания с каждым разом усложняются. Слова для чтения становятся всё длиннее и труднее. Так, тридцать три занятия по чтению подразумевает знакомство с последующей буквой алфавита и уже хорошее владение навыком самостоятельного чтения. Таким образом, изучение алфавита идёт параллельно с освоением самого чтения. Также обучение чтению по методике «Песочница» предполагает использование игр на закрепление знаний и навыков на занятиях.
Практическая часть методики «Песочница» включает:
1. 33 сказки на каждую букву алфавита: сказка про аистёнка по имени А, утёнка по имени У и т. д. это мнемонический приём, облегчающий запоминание алфавита.
2. Игры на закрепление букв, на умение сливать слоги и слова.
3. Персонажи сказок в виде фигурок – герои с буквами на воротничках.
Выгодное отличие методики «Песочница» - это возможность получения дополнительных эффектов.
Общеразвивающий эффект. Обучаясь чтению, параллельно дошкольники получают новые знания об окружающем мире. Узнают о тукане, птичке Юле, хамелеоне, их особенностях и т. п. Когда ребёнок отвечает на вопросы взрослого после занятий, у него развивается внимание, память, мышление, воображение, речь.
Логопедический эффект. Каждое занятие помогает детям чище и красивее говорить. Программа построена таким образом, что последовательность изучения детьми звукобукв учитывает возрастные этапы появления этих звуков в детской речи. Сначала ребёнок произносит и запоминает лёгкие по произношению звуки [А], [У], [O] и т. д. Затем [Ш], [Ж ], [Щ], [Л], [Р] и другие. При этом каждая сказка - игра включает в себя описание правильной артикуляции нового звука, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка и соответственно улучшает звукопроизношение. А упражнения на нахождение букв развивают фонематический слух у дошкольников.
Психологический эффект. Сюжеты сказок составлены таким образом, что способствуют личностному развитию дошкольников. Герои сказок учатся дружить, борются со страхами, познают способы разрешения конфликтных ситуаций, а параллельно всему этому и многому другому учат ребят.
Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа основана на следующих педагогических принципах:
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип личностного подхода;
- принцип социальности;
- принцип системности;
- принцип гуманности;
- принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.
Целью программы является обучение чтению старших дошкольников по методике «Песочница»;
Задачи:
1. Обучающая задача : обучить чтению старших дошкольников по методике «Песочница»
2. Развивающие задачи, стимулирующие развитие физической и компонентов психологической готовности к школе:
• Развивать познавательные интересы.
• Формировать навыки учебной деятельности.
• Развивать произвольность психических процессов: внимания, памяти; восприятия, мышления.
• Тренировать в ориентировке на листе и в клетке.
• Развивать координацию в системе «глаз-рука»; зрительные мышцы, психомоторные функции.
• Тренировать мелкую моторику руки, готовить руку ребёнка к освоению навыков письма.
3. Воспитательные задачи, способствующие формированию мотивационного и личностного компонентов психологической готовности к школе:
• Укреплять эмоционально- положительное отношение старших дошкольников к школе.
• Развивать желание учиться.
• Формировать мотивацию учения и интерес к процессу обучения.
• Воспитывать уверенность в себе.
• Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
Интеграция образовательных областей при реализации программы :
- познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира);
- физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений);
- социально – коммуникативное (развивает свободное общение со взрослыми и детьми);
Нормативный срок развивающей работы рассчитан на 1 учебный год. Форма проведения занятий – групповая. Периодичность - 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Продолжительность каждого занятия до 25 минут.
Основной формой работы. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм, соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Используемые методы и приемы обучения :
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный (рассказ/ сказка, беседа, художественное слово);
- практический (проигрывание сказки на песке, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
Формы работы:
групповая/подгрупповая
Используемые технологии:
Групповые технологии - организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
Технология личностно - ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка;
Репродуктивная деятельность - прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения;
Здоровьесберегающие технологии - обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.
Практическая направленность программы.
Данная программа является развивающей программой дополнительного образования. Включает в себя взаимосвязанные упражнения, игры, развивающие все компоненты психолого-педагогической коррекции детей дошкольного возраста.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое
• Физическое развитие, с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий.
Данная программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. Программа составлена с учетом :
- характера ведущей деятельности;
- ведущих мотивов и потребностей ребенка;
- целей дошкольного воспитания.
Требования к результатам усвоения программы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка дошкольного возраста, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- ребёнок внимательно научится слушать сказку. Так как ему нужно следить за ходом всей истории не упуская деталей.
- у ребенка сформируется усидчивость, он постепенно научится сидеть до конца занятия.
- речь ребенка обогатится новыми словами. В процессе работы формируется пассивный и активный словарь дошкольника.
- ребенок будет стремиться к общению со взрослым и активно подражать ему в движениях и действиях.
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
- ребёнок ознакомится со звуковым строение слова;
- у ребёнка сформируется познавательный интерес к чтению;
- ребёнок овладеет навыками чтения по слогам.
- у ребёнка сформируется умение печатать буквы, слоги, слова;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ТЕМА ЗАНЯТИЙ Кол–во часов
1. Диагностика. Вводное занятие. 1
2. Сказки-игры направленные на изучение букв, слогов, слов. 33
3. Повторение. 1
Итого 35 часов
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Цель программы : обучение чтению старших дошкольников по методике «Песочница»; Категория обучающихся : младшие дошкольники 5-7 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительность – до 25 мин.
№ п/п Наименование блоков Всего часов Планируемые сроки Фактические сроки
1. Диагностика.
Вводное занятие. 1
Сказки-игры направленные на изучение букв, слогов, слов.
2. Тема: буква «А».Сказка-игра «Странная песенка». 1
3. Тема: буква «У». Сказка –игра «Трудолюбивые утята». 1
4. Тема: буква «О». Сказка – игра «Бедный Ослик». 1
5. Тема: буква «Э». Сказка – игра «Трусливый страус Эму». 1
6. Тема: буква «И». Сказка-игра «Волшебный камень». 1
7. Тема: буква «Н». Сказка –игра «Сказочные огоньки». 1
8. Тема: буква «М». Сказка – игра «Таинственные пропажи». 1
9. Тема: буква «П». Сказка-игра «Опасная шутка». 1
10. Тема: буква «Т». Сказка-игра «В плену у паука». 1
11. Тема: буква «Б». Сказка - игра «Спасение бычка». 1
12. Тема: буква «Х». Сказка –игра «Застенчивый Хамелеон». 1
13. Тема: буква «В». Сказка –игра «Чудесные вещицы». 1
14. Тема: буква «Д». Сказка-игра «Общий дом». 1
15. Тема: буква «Г». Сказка-игра «Жадность Гуся». 1
16. Тема: буква «Ы». Сказка – игра «Смелый ЫХ» 1
17. Тема: буква «К». Сказка – игра «Город мыльных пузырей». 1
18. Тема: буква «Ф». Сказка- игра «Фазан и Мудрец». 1
19. Тема: буква «Й». Сказка - игра «Неведомый зверёк». 1
20. Тема: буква «С». Сказка – игра «Колдовство Бабы - Яги». 1
21. Тема: буква «Ь». Сказка – игра «Мягкий зверёк». 1
22. Тема: буква «З». Сказка – игра «Гончий заяц». 1
23. Тема: буква «Ц». Сказка – игра «Сомнения Цыпочки». 1
24. Тема: буква «Ш». Сказка – игра «Дразнилка». 1
25. Тема: буква «Ж». сказка – игра «исполнение желаний». 1
26. Тема: буква «Ч». Сказка – игра «Медлительная черепаха». 1
27. Тема: буква «Щ». Сказка – игра «Находчивый Щегол». 1
28. Тема: буква «Л». Сказка – игра «Упрямая лошадь». 1
29. Тема: буква «Р». Сказка – игра «Плохое настроение». 1
30. Тема: буква «Е». Сказка – игра «Ужасный день». 1
31. Тема: буква «Я». Сказка – игра «Хвастливая Ящерица». 1
32. Тема: буква «Ё». Сказка – игра «Колючий Ёжик». 1
33. Тема: буква «Ю». Сказка – игра «Юла и паук». 1
34. Тема: буква «Ъ». Сказка – игра «Солдат». 1
35. Повторение. Игры и упражнения на закрепление пройденного материала. 1