серёгина оксана
Программа по обучению чтению детей 5–7 лет посредством «Песочницы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ПРОГРАММЫ.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги-психологи поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе. В соответствии с «Законом РФ об образовании», федеральным государственным стандартом дошкольного образования основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Самым главным преимуществом методики «Песочница» является то, что это полная программа, где не только рекомендации о том, как учить детей читать, но и описание игр на закрепление пройденного материала. Данная программа представляет собой пошаговую инструкцию, как ребёнка, не знающего ни одной буквы, научить читать.
Публикация «Программа по обучению чтению детей 5–7 лет посредством „Песочницы“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Темочки
Ещё одно важное достоинство программы : для обучения чтению используется традиционный метод, т. е. дети учатся читать традиционным способом, когда запоминается звукобуква, затем осваивается принцип слияния букв в слоги, а слоги в слова. А значит процесс адаптации к школе пройдёт мягко и безболезненно. Иными словами, программа обеспечит преемственность дошкольного обучения со школой. Особенность данной методики в том, что занятия с детьми проходят не за букварями, книгами или рабочими тетрадями, а в песочнице с песком. На каждом занятии взрослый расставляет фигурки сказочных персонажей в песочницу (специальный ящик, желательно с настоящим речным песком) и по ходу рассказывает сказку, а ребёнок (или дети, помогая героям в проблемных ситуациях, учится читать. Песок - это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Среди позитивных феноменов, зафиксированных специалистами, можно выделить наиболее значимые. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, имеющая ряд преимуществ перед стандартными формами обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений, движений. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции. Так, работа с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей.
Нормативно-правовая основа программы :
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Обучение чтению по методике «Песочница» разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ№ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письма Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-18-44 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Теоретико-методологической основой данной программы стали теоритические положения возрастной педагогической психологии, представленные в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Кравцовой, Н. И. Гуткиной, И. В. Дубровиной. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе. В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невротические проявления у детей : повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н. Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С. Ю. Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А. В. Валиева, «Чудеса на песке» Т Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т. д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
За всю историю отечественной и зарубежной педагогики специалисты, работающие с детьми, предлагали самые разные способы обучения чтению. Какие-то способы усложняли и затягивали процесс обучения, какие –то влекли за собой нарушения грамматических навыков у детей, а какие – то оказались не состоятельными в России. Единственным и рекомендованным и признанным Министерством образования РФ способом, обучавшим детей чтению уже много лет назад и обучавшим по сегодняшний день, является позвуковой способ. Во всех российских школах государственный образовательный стандарт подразумевает освоение навыкам чтения путём слияния звуков в слоги, слогов – в слова. Дошкольники, занимающиеся по методике «Песочница», осваивают навык чтения традиционным способом и затем легко адаптируются к школьному обучению. Занятия с дошкольниками строятся следующим образом: взрослый рассказывает сказку и разыгрывает мини- спектакли при помощи специальных фигурок – сказочных персонажей, а ребёнка побуждает помочь главным героям в трудных ситуациях на каждую букву алфавита составлена своя сказка. Например, первая сказка про аистёнка по имени А, у которого буква «А» нарисована на воротничке. Буквы методики «Песочница» называются песенками, потому, что герои их поют, песенки помогают им в разных ситуациях: от правильного пения происходят чудеса, случается что-то волшебное, интересное. Это мнемотический приём, облегчающий запоминание алфавита. Когда ребёнок научится читать, можно ему рассказать, что все песенки героев в школе называются звуками, а рисунки песенок на воротничках героев сказок называются буквами. Только после того, как ребёнок уже хорошо читает, можно вводить понятие «буква» и давать название букв «ЭМ», ЭЛ», «Эр», «ПЭ», «ДЭ» и т. д. сказка разыгрывается в песочнице с песком и это не случайно. Песок – необыкновенный материал, стабилизирующий эмоциональную сферу. В тексте каждой даны методические рекомендации взрослому: в какой момент нужно взять указку, задать вопрос ребёнку, или попросить что-то сделать. Каждое занятие по чтению – новая сказка и знакомство ребёнка с новой буквой. На каждом занятии ребёнок учится сливать звуки в слоги или в слова. Задания с каждым разом усложняются. Слова для чтения становятся всё длиннее и труднее. Так, тридцать три занятия по чтению подразумевает знакомство с последующей буквой алфавита и уже хорошее владение навыком самостоятельного чтения. Таким образом, изучение алфавита идёт параллельно с освоением самого чтения. Также обучение чтению по методике «Песочница» предполагает использование игр на закрепление знаний и навыков на занятиях.
Практическая часть методики «Песочница» включает:
1. 33 сказки на каждую букву алфавита: сказка про аистёнка по имени А, утёнка по имени У и т. д. это мнемонический приём, облегчающий запоминание алфавита.
2. Игры на закрепление букв, на умение сливать слоги и слова.
3. Персонажи сказок в виде фигурок – герои с буквами на воротничках.
Выгодное отличие методики «Песочница» - это возможность получения дополнительных эффектов.
Общеразвивающий эффект. Обучаясь чтению, параллельно дошкольники получают новые знания об окружающем мире. Узнают о тукане, птичке Юле, хамелеоне, их особенностях и т. п. Когда ребёнок отвечает на вопросы взрослого после занятий, у него развивается внимание, память, мышление, воображение, речь.
Логопедический эффект. Каждое занятие помогает детям чище и красивее говорить. Программа построена таким образом, что последовательность изучения детьми звукобукв учитывает возрастные этапы появления этих звуков в детской речи. Сначала ребёнок произносит и запоминает лёгкие по произношению звуки [А], [У], [O] и т. д. Затем [Ш], [Ж ], [Щ], [Л], [Р] и другие. При этом каждая сказка - игра включает в себя описание правильной артикуляции нового звука, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка и соответственно улучшает звукопроизношение. А упражнения на нахождение букв развивают фонематический слух у дошкольников.
Психологический эффект. Сюжеты сказок составлены таким образом, что способствуют личностному развитию дошкольников. Герои сказок учатся дружить, борются со страхами, познают способы разрешения конфликтных ситуаций, а параллельно всему этому и многому другому учат ребят.
Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа основана на следующих педагогических принципах:
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип личностного подхода;
- принцип социальности;
- принцип системности;
- принцип гуманности;
- принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.
Целью программы является обучение чтению старших дошкольников по методике «Песочница»;
Задачи:
1. Обучающая задача : обучить чтению старших дошкольников по методике «Песочница»
2. Развивающие задачи, стимулирующие развитие физической и компонентов психологической готовности к школе:
• Развивать познавательные интересы.
• Формировать навыки учебной деятельности.
• Развивать произвольность психических процессов: внимания, памяти; восприятия, мышления.
• Тренировать в ориентировке на листе и в клетке.
• Развивать координацию в системе «глаз-рука»; зрительные мышцы, психомоторные функции.
• Тренировать мелкую моторику руки, готовить руку ребёнка к освоению навыков письма.
3. Воспитательные задачи, способствующие формированию мотивационного и личностного компонентов психологической готовности к школе:
• Укреплять эмоционально- положительное отношение старших дошкольников к школе.
• Развивать желание учиться.
• Формировать мотивацию учения и интерес к процессу обучения.
• Воспитывать уверенность в себе.
• Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
Интеграция образовательных областей при реализации программы :
- познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира);
- физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений);
- социально – коммуникативное (развивает свободное общение со взрослыми и детьми);
Нормативный срок развивающей работы рассчитан на 1 учебный год. Форма проведения занятий – групповая. Периодичность - 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Продолжительность каждого занятия до 25 минут.
Основной формой работы. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм, соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Используемые методы и приемы обучения :
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный (рассказ/ сказка, беседа, художественное слово);
- практический (проигрывание сказки на песке, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
Формы работы:
групповая/подгрупповая
Используемые технологии:
Групповые технологии - организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
Технология личностно - ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка;
Репродуктивная деятельность - прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения;
Здоровьесберегающие технологии - обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.
Практическая направленность программы.
Данная программа является развивающей программой дополнительного образования. Включает в себя взаимосвязанные упражнения, игры, развивающие все компоненты психолого-педагогической коррекции детей дошкольного возраста.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое
• Физическое развитие, с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий.
Данная программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. Программа составлена с учетом :
- характера ведущей деятельности;
- ведущих мотивов и потребностей ребенка;
- целей дошкольного воспитания.
Требования к результатам усвоения программы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка дошкольного возраста, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- ребёнок внимательно научится слушать сказку. Так как ему нужно следить за ходом всей истории не упуская деталей.
- у ребенка сформируется усидчивость, он постепенно научится сидеть до конца занятия.
- речь ребенка обогатится новыми словами. В процессе работы формируется пассивный и активный словарь дошкольника.
- ребенок будет стремиться к общению со взрослым и активно подражать ему в движениях и действиях.
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
- ребёнок ознакомится со звуковым строение слова;
- у ребёнка сформируется познавательный интерес к чтению;
- ребёнок овладеет навыками чтения по слогам.
- у ребёнка сформируется умение печатать буквы, слоги, слова;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ТЕМА ЗАНЯТИЙ Кол–во часов
1. Диагностика. Вводное занятие. 1
2. Сказки-игры направленные на изучение букв, слогов, слов. 33
3. Повторение. 1
Итого 35 часов
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Цель программы : обучение чтению старших дошкольников по методике «Песочница»; Категория обучающихся : младшие дошкольники 5-7 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительность – до 25 мин.
№ п/п Наименование блоков Всего часов Планируемые сроки Фактические сроки
1. Диагностика.
Вводное занятие. 1
Сказки-игры направленные на изучение букв, слогов, слов.
2. Тема: буква «А».Сказка-игра «Странная песенка». 1
3. Тема: буква «У». Сказка –игра «Трудолюбивые утята». 1
4. Тема: буква «О». Сказка – игра «Бедный Ослик». 1
5. Тема: буква «Э». Сказка – игра «Трусливый страус Эму». 1
6. Тема: буква «И». Сказка-игра «Волшебный камень». 1
7. Тема: буква «Н». Сказка –игра «Сказочные огоньки». 1
8. Тема: буква «М». Сказка – игра «Таинственные пропажи». 1
9. Тема: буква «П». Сказка-игра «Опасная шутка». 1
10. Тема: буква «Т». Сказка-игра «В плену у паука». 1
11. Тема: буква «Б». Сказка - игра «Спасение бычка». 1
12. Тема: буква «Х». Сказка –игра «Застенчивый Хамелеон». 1
13. Тема: буква «В». Сказка –игра «Чудесные вещицы». 1
14. Тема: буква «Д». Сказка-игра «Общий дом». 1
15. Тема: буква «Г». Сказка-игра «Жадность Гуся». 1
16. Тема: буква «Ы». Сказка – игра «Смелый ЫХ» 1
17. Тема: буква «К». Сказка – игра «Город мыльных пузырей». 1
18. Тема: буква «Ф». Сказка- игра «Фазан и Мудрец». 1
19. Тема: буква «Й». Сказка - игра «Неведомый зверёк». 1
20. Тема: буква «С». Сказка – игра «Колдовство Бабы - Яги». 1
21. Тема: буква «Ь». Сказка – игра «Мягкий зверёк». 1
22. Тема: буква «З». Сказка – игра «Гончий заяц». 1
23. Тема: буква «Ц». Сказка – игра «Сомнения Цыпочки». 1
24. Тема: буква «Ш». Сказка – игра «Дразнилка». 1
25. Тема: буква «Ж». сказка – игра «исполнение желаний». 1
26. Тема: буква «Ч». Сказка – игра «Медлительная черепаха». 1
27. Тема: буква «Щ». Сказка – игра «Находчивый Щегол». 1
28. Тема: буква «Л». Сказка – игра «Упрямая лошадь». 1
29. Тема: буква «Р». Сказка – игра «Плохое настроение». 1
30. Тема: буква «Е». Сказка – игра «Ужасный день». 1
31. Тема: буква «Я». Сказка – игра «Хвастливая Ящерица». 1
32. Тема: буква «Ё». Сказка – игра «Колючий Ёжик». 1
33. Тема: буква «Ю». Сказка – игра «Юла и паук». 1
34. Тема: буква «Ъ». Сказка – игра «Солдат». 1
35. Повторение. Игры и упражнения на закрепление пройденного материала. 1