Иванова Светлана Александровна
Программа по дополнительному образованию для воспитанников 3–4 лет «Бумажная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик программ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области».
6. Устав Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 14.02.2022г.)
Актуальность программы заключается в том, что аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Отличительные особенности и новизна программы. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности
Адресат программы - Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие.
Количество обучающихся: 10-12 человек
Особенности комплектования учебных групп: воспитанники вторых младших групп, являющиеся основным составом объединения.
Состав группы - постоянный.
Объем и срок освоения программы - 1 год обучения - 36 часов
Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу (15 мин)
Формы обучения - очно
Уровень программы: ознакомительный. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, развитие мотивации.
Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы и представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного учебного года.
Организационные формы обучения:
- фронтальные - одновременная работа со всеми детьми;
- коллективные - организация проблемно - поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально - фронтальные - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- коллективно - групповые - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполненных заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальные - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1.2. Цель программы
развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи программы.
• -формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• -учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
• -умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• -учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции) обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
• -развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• -развитие речевых навыков;
• -развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• - воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• -воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего
часов Теория Прак-
тика
1. «Мозаичная апликация» 5 3 2
1.1. Введение
1.2.«Осенние листочки»
1.3.«Дождик, дождик – кап, кап»
1.4.«Строим горку из снега»
1.5.«Облака белокрылые лошадки» 1
1
1
1
1 1
0.5
0.5
0.5
0.5 0
0.5
0.5
0.5
0.5
Начальная диагностика
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
2. «Аппликация «Бумажный комочек» 14
7 7
2.1. «Яблоки в корзине»
2.2. «Запасливые ежи»»
2.3. «Кудрявый барашек»
2.4. «Толстые животики»
2.5.«А на ветках снегири, кушают рябину»
2.6 «Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки»
2.7 «Зайка беленький сидит»
2.8 «Покормим птичек»
2.9 «Весёлая ракета»
2.10 «Весёлый клоун»
2.11 «Мороженое в вафельном стаканчике»
2.12 «Праздничный салют»
2.13 «Гусеница» 1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1 0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5 0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5 выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
3 Аппликация коллективная 11
5.5
5.5
3.1 «Ветка рябины»
3.2 «Сугробы, снег на деревьях»
3.3 «На полянку, на лужок выпал беленький снежок»
3.4 «Цветок в подарок маме»
3.5 «Вышла курочка хохлатка с нею жёлтые цыплятки»
3.6 «Белые кораблики»
3.7 «Одуванчики на траве»
3.8 «Божья коровка, лети на цветочек» 1
1
1
2
1
2
2
1 0.5
0.5
0.5
1
0.5
1
1
0.5 0.5
0.5
0.5
1
0.5
1
1
0.5 выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
4. Аппликация из готовых деталей «Коллаж» 5 2.5 2.5
4.1 «Мы слепили снеговика»
4.2. «Новогодняя ёлочка»
4.3. «Мы милашки, куклы-неваляшки»
4.4 «Солнышко нарядись, красное покажись» 1
2
1
1 0.5
1
0.5
0.5 0.5
1
0.5
0.5 выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
выставка готовых работ
Диагностика 1 1 0
36 19 17
Содержание учебного плана
1. Мозаичная апликация (5 ч.)
Теория (3 ч.):Введение, «Осенние листочки», «Дождик, дождик – кап, кап», «Строим горку из снега», «Облака белокрылые лошадки».
Практика (2 ч.):Введение, «Осенние листочки», «Дождик, дождик – кап, кап», «Строим горку из снега», «Облака белокрылые лошадки».
Формы контроля: Начальная диагностика, выставка готовых работ
2. «Аппликация «Бумажный комочек» (14 ч).
Теория (7 ч):«Яблоки в корзине», «Запасливые ежи»», «Кудрявый барашек», «Толстые животики», «А на ветках снегири, кушают рябину», «Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки», «Зайка беленький сидит», «Покормим птичек», «Весёлая ракета», «Весёлый клоун», «Мороженое в вафельном стаканчике», «Праздничный салют», «Гусеница».
Практика (7ч):«Яблоки в корзине», «Запасливые ежи»», «Кудрявый барашек», «Толстые животики», «А на ветках снегири, кушают рябину», «Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки», «Зайка беленький сидит», «Покормим птичек», «Весёлая ракета», «Весёлый клоун», «Мороженое в вафельном стаканчике», «Праздничный салют», «Гусеница».
Формы контроля: выставка готовых работ
3. Аппликация коллективная (11 ч)
Теория (5.5 ч) «Ветка рябины», «Сугробы, снег на деревьях», «На полянку, на лужок выпал беленький снежок», «Цветок в подарок маме» «Вышла курочка хохлатка с нею жёлтые цыплятки», «Белые кораблики» «Одуванчики на траве» «Божья коровка, лети на цветочек»
Практика (5.5 ч) «Ветка рябины», «Сугробы, снег на деревьях», «На полянку, на лужок выпал беленький снежок», «Цветок в подарок маме» «Вышла курочка хохлатка с нею жёлтые цыплятки», «Белые кораблики» «Одуванчики на траве» «Божья коровка, лети на цветочек»
Формы контроля: выставка готовых работ
4. Аппликация из готовых деталей «Коллаж» (5ч)
Теория (2.5ч) «Мы слепили снеговика», «Новогодняя ёлочка», «Мы милашки, куклы-неваляшки», «Солнышко нарядись, красное покажись».
Практика(2.5ч) «Мы слепили снеговика», «Новогодняя ёлочка», «Мы милашки, куклы-неваляшки», «Солнышко нарядись, красное покажись».
Формы контроля: выставка готовых робот.
1.4. Прогнозируемые результаты
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»
разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.
Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
2.2. Условия реализации программы
Материально – технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения воспитанниками требований к результатам освоения программы, должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующем требованиям технике безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Групповая имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей основ финансовой грамотности, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• интерактивная доска;
• демонстрационный столик;
• технические средства обучения (ТСО) - компьютер;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• игрушки для обыгрывания;
• картотека игр.
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео, специальные компьютерные программы, информационные технологии.
Информационное обеспечение
-аудио,-видео,-фото,-интернет источники.
Электронные образовательные ресурсы.
Социальная сеть работников образования.
Мой детский сад. [Электронный ресурс]: сайт для воспитателей детского сада и родителей. Режим доступа (15.08.2024) (https://www.moi-detsad.ru/)
Кадровое обеспечение
Воспитатель высшей квалификационной категории, имеющий неполное высшее образование, обладающий большим практическим опытом, знаниями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
2.3. Форма аттестации
Для определения результативности усвоения программы применяются стартовый, промежуточный и итоговый контроль.
Формы проведения: опрос, наблюдение, выставка готовых работ, контрольное занятие.
Стартовый контроль: определение первичного уровня знаний воспитанников.
Промежуточный контроль: осуществляется при помощи исследований, игровых занятий, викторин, разбора ситуаций, творческих заданий, мини спектаклей. Проводится по окончанию изучения определенной темы.
Итоговый контроль: открытое занятие. Оно помогает не только оценить знания и умения, полученные детьми в течении всего учебного года, но и приучает воспитанников справедливо и объективно оценивать свою работу, работу товарищей. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов – диагностическая карта, выставка творческих работ, открытое занятие, презентация результатов образования по программе для родителей и педагогов.
2.4. Оценочные материалы
При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками рекомендуется использовать диагностический инструментарий согласно целевым ориентирам, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяю по трем уровням:
Высокий уровень. Показатель сформирован (достаточный уровень) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым.
Средний уровень. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Низкий уровень. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
2.5. Методические материалы
Методы обучения. В процессе занятий используются различные формы занятий: интегрированные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, и другие. Методы и приёмы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (объяснение и обсуждение хода работы, беседа, рассказ, чтение художественной литературы, словесные игры и упражнения и т. д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др. Таким образом, программа «Бумажные фантазии» ориентирует дошкольников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Многие поделки функциональные: их можно использовать для игры, создание более сложных композиций, украшения интерьера групповой комнаты или подарить друзьям и родным. Создавая их, дети приобретают навыки конструктивной, учебно-исследовательской работы, опыт взаимодействия в коллективе. Научившись работать с бумагой, дошкольники могут успешно осваивать различные техники использования других материалов.
Технологии:
• Здоровьесберегающие (динамические паузы, физминутки,
пальчиковые гимнастики)
• Информационно – коммуникативные (использование Интернет-ресурсов, создание презентаций и видеороликов, электронные образовательные ресурсы)
• Игровые технологии - (игры- путешествия, игры- знакомство, игры со словами).
• Интерактивные - (групповые дискуссионные: презентации, обсуждение)
• Апликация «Бумажный комочек», Мозаичная апликация, апликация из готовых деталей «Коллаж», коллективная апликация.
Формы организации - беседа, практическая работа, выставки
творческих работ, чтение художественной литературы, презентации.
Дидактические материалы Оборудование и инструменты:
• цветная, белая бумага;
• листы ватмана;
• картон белый и цветной,
• клей (наилучшим является клей ПВА,
• кисточки для клея,
• разноцветные салфетки,
• клеенка,
• магнитофон,
• телевизор, для показа видео и мультимедийных материалов.
Алгоритм учебного занятия
Содержание учебного занятия раскрывается через конкретизацию его основных компонентов: цель, задачи, методы (технологии, критерии и показатели оценки результатов. В целом занятие любого типа можно представить в виде следующих этапов:
• организационный момент (подготовка детей к работе, создание психологического настроя, активизация внимания);
• проверка знаний и умений, полученных ранее (установка правильности и осознания полученных знаний на прошлом занятии, выявление пробелов и их коррекция);
• организация творческой среды для восприятия новой информации (подготовка к новому содержанию, обеспечение мотивации и принятие детьми цели и задачи учебно-познавательной деятельности);
• новая информация (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения);
• организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы (установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция);
• обобщение изученного материала на занятии (дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы)
• рефлексия (мобилизация детей на самооценку, выявление содержательности и полезности учебного занятия).
• Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогической цели.
2.6. Рабочая программа воспитания
Воспитательная работа в ДОУ предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
Воспитательная деятельность предусматривает личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. Обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса
Создание благоприятных условий для усвоения детьми дошкольного возраста социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
2. Формы и содержание деятельности
• образовательное предложение для группы детей
• режимные моменты
• ключевые дела
• кружки, секции, клубы, студии
• экскурсии, экспедиции, походы
• взаимодействие взрослых и детей
• взаимодействие с семьей
• организация предметно-пространственной среды
3. Планируемые результаты
• сформированы волевые качества, проявлять усердие, терпение в работе;
• умеют творчески подходить к изготовлению моделей, использовать в процессе работы личные наблюдения и фантазию;
• умеют работать в составе коллектива: проявлять уважение, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, обладать выдержкой и терпением.
• сформирован устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством;
• умеют представлять выполненную работу; - проявляют самостоятельность в изготовлении бумажных моделей.
Список литературы для педагога.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «100 лучших оригами для детей»/ И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240с.
2. Анистратова А. А., Гришина Н. И. «Поделки из кусочков бумаги»/ А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Изд-во Оникс, 2010. – 64с.
3. Афонькин С., Афонькина Е. «Игрушки из бумаги»/ С. Афонькин, Е. Афонькина. : Изд-во «Литера» Санкт-Петербург, 1998. – 192с
4. Давыдова Г. Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы»/ Г. Н. Давыдова. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2007. - 36с.
5. Долженко Г. И. «200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами»/ Г. И. Долженко. – Ярославль. : Академия развития, 2011. - 320с.
6. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»/ Л. В. Куцакова. : Изд-во Мозаика-Синтез Москва, 2019. - 158с.
7. Куцакова Л. В. «Творим и мастерим»/ Л. В. Куцакова. - Серия библиотека программы воспитания и обучения. - Изд-во Мозаика-синтез Москва, 2018. - 112с.
8. Новикова И. В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду»/ И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2011. - 112с.
9. Сержантова Т. Б. «Оригами. Базовые формы»/ Т. Б. Сержантова. – М. : Айрис-пресс, 2020. - 160с.
10. Петрова И. М. «Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие»/И. М. Петрова. – СПб. : «Детствопресс», 2020. – 48 с.
11. Мусиенко С. И. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада»/ С. И. Мусиенко. – М. : Обруч, 2010. – 96с.
Список литературы для родителей:
1. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детских садов и родителей»/ З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1992. - 208с.
2. Горяева Н. А. «Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы»/ Н. А. Горяева. - М. : Просвещение, 2013. – 208с.
3. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»/ В. Б. Косминская, Н. Б. Халезонова. - М. : Просвещение, 1986. – 150с.
4. Хайн Д. «Игрушки-мобиле»/ Д. Хайн. - М. : Айрис Пресс, 2008.- 32с.
5. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010
Список литературы для детей
1. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»/ Г. И. Долженко. – Ярославль. : Академия развития, 2002. – 144с.
2. Малков В. И. «Бумажные фантазии»/ В. И. Малков. - М. : Просвещение, 2012. - 16 с.
3. Петрова И. М. «Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие»/ И. М. Петрова. – СПб. : «Детство-пресс», 2000. – 48с.
4. Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги»/ Л. А. Садилова. - М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2011. - 40с.
5. Черкасова И. А., Руснак В. Ю., Бутова М. В. «От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой»/ И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова. - М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2014. - 56с.
Приложение
№ критерии баллы
1 Соответствие работы заданной теме 0-1 баллов – низкий бал
2-3 средний бал
4-5 баллов –высокий бал.
2 Проявление творческой индивидуальности 0-1 баллов – низкий бал
2-3 баллов – средний бал
4-5 баллов – высокий бал
3 Выкладывание форм
в определенной последовательности
(узор)
0-1 баллов низкий бал
2-3 баллов – средний бал
4-5 баллов –высокий бал.
4 Владение техническими навыками намазывание,формы,наклеивание, аккуратность
0-1 баллов –низкий бал
2-3 баллов –средний бал;
4-5 баллов -высокий бал
5 Выкладывание изображения
(предмет)
0-1 баллов – низкий бал
2-3 баллов – средний бал
4-5 баллов – высокий бал