Валентина Денисова
Программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по дополнительному образованию детей
дошкольного возраста
художественно – эстетической направленности
«Радуга»
Автор программы :
Денисова Валентина Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа «Радуга» является авторской и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для кружковой работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Публикация «Программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности» размещена в разделах
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, а также средство формирования всесторонне развитой личности. Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Необходимо пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, зажечь сердце, развить творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными методами обучения. В программе применяются новые методы, технологии и материалы, которые помогают развить воображение, побуждают детей к экспериментированию. Использование музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей.
Яркий, радостный мир детства - это неиссякаемый источник для творчества. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.
Результаты кружковой работы позволяют родителям проследить за деятельностью детей, а при желании и закрепить полученные знания и навыки дома.
Цель:
Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной; развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.
Задачи:
1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2. Развивать творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
3. Развивать умения сочетать различные техники изобразительной деятельности.
4. Вызвать радостное настроение, эмоциональный отклик, интерес к коллективной творческой деятельности.
5. Предоставить детям возможности воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
6. Поддерживать личностное творческое начало.
7. Способствовать духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей.
Пути реализации поставленных задач:
- моделирование предметно-пространственной среды, создающей условия для развития интереса к творчеству и импровизации;
- учет личностных особенностей каждого ребенка;
- взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- индивидуальная работа с детьми;
- работа с родителями.
Формы работы:
- творческие занятия;
- чтение литературы;
- просмотр фильмов и мультимедийных презентаций;
-оформление индивидуальных и коллективных выставок.
Основные методы:
- репродуктивный;
-объяснительно-иллюстративный;
- творческий;
- исследовательский.
Дидактическое обеспечение:
-наглядные пособия, образцы работ дошкольников;
- видеофильмы, мультимедийные презентации, аудио записи (звуки природы, отрывки из классических произведений, детские песни);
- иллюстрации шедевров живописи, декоративно-прикладного искусства и графики;
- схемы, технологические карты.
Программа адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста (4-5 лет).
Курс образовательной программы рассчитан на один учебный год – (сентябрь-май)
Возможны индивидуальные занятия с 1-2 детьми, 1-2 раза в неделю по 10-15минут.
Численность группы – 8-10 человек.
Примерное распределение материала на учебный год
№ Тематические разделы Количество занятий
1 вводный 1
2 репродуктивно-творческий 16
3 заключительный 1
Итого:18
+ коллективные и персональные выставки.
Уровни освоения программы
Низкий
У ребенка есть представления о процессе художественной деятельности, некоторых видах искусства, но он не всегда добивается положительного результата. Владеет материалами и инструментами; изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего закрепления. При активной позиции взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого.
Средний.
Ребенок проявляет интерес к творчеству. Воспринимает эмоциональные состояния и настроения в произведениях искусства, эмоционально откликается. При активной помощи взрослого осваивает навыки и умения последнего и внимательного восприятия прекрасного в окружающем, может соотносить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Добивается положительного результата. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может создать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность, элементы творчества в выборе средств выразительности.
Высокий
Ребенок проявляет устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, испытывает от этого радость и удовольствие. Видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения. Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создать выразительные и интересные образы. Проявляют самостоятельность и творческую инициативу.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ассоциативности и образности мышления, сенсорных способностей, чувства цвета, ритма, композиции.
2. Освоение языка различных видов искусства, восприятия художественных произведений и самостоятельной творческой деятельности; самоопределение в видах и формах художественного творчества.
3. Коммуникабельность, эмоциональная отзывчивость, непринуждённость в общении.
Литература.
Бабаева Т. И. Дошкольник в детском саду : учебно – методическое пособие. -
С-Пб. : Детство-Пресс, 2015.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству – С-Пб. : Детство- Пресс, 2004.
Комарова Т. С. ИЗО в детском саду – М. : Мозаика -Синтез, 2013.
Электронные ресурсы.
www.youtube.com/watch?v=oN8MUbMd3dM
https://stranamasterov.ru/node/1257
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности каждого ребенка, поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало - вот главная задача реализуемая через работу по программе «Радуга». Детское восприятие должно протекать целостно.
«Красота сама собой влияет на душу, - замечал В. А. Сухомлинский, - и не требует разъяснения.» (Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. ,1973.-С187).
На занятиях по программе «Радуга» вместе с детьми мы радовались солнцу, дождю, туману и ветру, «ловили» солнечных зайчиков, смотрели сквозь листья дуба, и это помогало увидеть, как прекрасен мир и отразить полученные впечатления в работах.
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности позволило экспериментировать с художественными материалами и инструментами в процессе освоения способов создания образов. Ребята с увлечением рассматривали и обследовали натуру, предложенную для рисования или моделирования, изучали «на глаз» и тактильно художественны материалы, формы, поверхности; осваивали самые разные приемы и техники, а так же особенности бумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.
Объем, разработанной программы позволяет коснуться лишь некоторых вопросов, пройти лишь несколько начальных шагов по пути к творчеству.
Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряются новые педагогические технологии, позволяющие детям раскрыться и насладиться творчеством, а так же незаметно для детей развить в них не только творческие способности, но и важные психические функции: память, мышление, речь, воображение и фантазию
Занятия по программе «Радуга» помогают решить многие задачи: раскрепощение ребенка и овладение им навыков общения и коллективного творчества, активизирование мыслительного процесса, формирование изобразительных умений и навыков, развитие чувства соучастия и сопереживания, эмоциональной отзывчивости.
Занятия посещают дети с разными способностями, но, безусловно, все талантливы!
Результат работы:
В результате в каждом ребенке развиваются и закрепляются качества творца, радость от созидания. Дети учатся думать, мечтать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, им открывается красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. Выставки рисунков, поделок наполняют гордостью родителей и педагога.
Доброта и творчество – что может быть прекраснее!
Краткий отчет о реализации программы
Программа «Радуга» художественно-эстетической направленности предназначена для дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста. Программа «Радуга» разработана в 2016 году.
Данная программа помогает создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, развить творческие способности в продуктивных видах детской деятельности, вызвать радостное настроение, эмоциональный отклик, интерес к коллективной творческой деятельности. Все дети с удовольствием рисуют, вырезают, клеят. На занятиях ребята знакомятся с различными приемами и техниками изобразительной деятельности. Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряются новые педагогические технологии, позволяющие детям раскрыться и насладиться творчеством, а так же незаметно для детей развить в них не только творческие способности, но и важные психические функции: память, мышление, речь, воображение и фантазию. По опыту знаю, как волнует родителей то, что делает их ребенок в детском саду, чем занимается, каковы его успехи. Персональные и коллективные выставки помогают родителям проследить за деятельностью детей, а при желании закрепить полученные знания и навыки дома. Совместные занятия (дети, родители, педагог) и праздники способствуют общему психическому развитию и эмоциональному сближению.