инна чертушкина
Программа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка дополнительного образования
«Умелые ручки»
Актуальность.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта.
Публикация «Программа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста „Умелые ручки“» размещена в разделах
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду дополнительно, с этой целью и организован кружок «Умелые ручки».
Основные задачи кружка обучение детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрение интереса к изобразительной деятельности; обращение внимания на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
Еще одна из главных задач - это развитие мелкой моторики рук. Так как развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, поскольку слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Совместная деятельность в кружке заинтересовывает и увлекает ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей. Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи кружка:
1. Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
3. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
Сентябрь.
I. неделя.
1. Познакомить детей с работой кружка «Умелые ручки».
Цель. Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться. Развивать сенсорные способности детей. Формировать художественный вкус.
2. ИЗО. «Фрукты на тарелочке»
Цель: Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы.
Оборудование: альбомный лист, гуашь, салфетка,кисть, ватная палочка, персонаж - белочка, муляжи фруктов, Релаксация «Апельсин".
II неделя.
1. Пластилинография «Созрели яблочки в саду».
Цель. Формировать умение оттягивать детали от целого куска, прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность.
2. ИЗО. «Картошка».
Цель: Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.
Оборудование: картофель, гуашь, печатки картофельные, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде мешка, персонаж – крот, пальчиковая игра «Мешочки» .
III неделя
1. Аппликация «фрукты для компота».
Цель. Формировать умение работать с клеем и кистью, правильно пользоваться салфеткой. Воспитывать интерес к работе. И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников»
2. ИЗО. «Овощи в корзине».
Цель: Учить рисовать овощи (огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти.
Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу.
Оборудование: гуашь, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов, персонаж зайка, игра на вкус «Что ты съел?».
IV неделя.
1. Лепка из глины «Вазочка для фруктов».
Цель. Познакомить детей с новым материалом – глиной, ее фактурой и свойствами. Формировать умение лепить из целого кусочка глины, придавая ему округлую форму вазочки.
2. ИЗО. «Заготовки на зиму».
Цель: Учить изображать ягодки (вишня, виноград, смородина, клубника, подбирая соответствующую краску. Закреплять навык аккуратной работы. Развивать речь, образное мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой живописью»,моторику рук.
Оборудование: гуашь, картинки ягод, варенье, персонаж мишка, альбомный листы в виде баночки, тампоны, игра «Сладкое и кислое варенье».
Октябрь
I неделя. «Бусы».
1. Техника работы с мятой бумагой.
Цель. Формировать умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки при помощи воды и нанизывать их на нитку. Развивать умение работать аккуратно. Л. А. Садилова «Поделки из мятой бумаги».
2. ИЗО. «Картина»
Цель: Учить изображать небо в технике «по мокрому фону», используя синюю, серую краску. Закреплять навык аккуратной работы с изобразительным материалом, в технике «примакивания», изображать листву на земле. Работать щетинистой, тонкой кистью.
Оборудование: гуашь,кисти, лист с закрашенной землёй, салфетка, дедушка – Лесовичёк, картины осенней природы. Релаксация «Жарко - холодно»
II неделя.
1. Пластилинография «Грибок» .
Цель. Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 2-х разных цветов.
2. ИЗО. «Деревья и ёлочки в осеннем лесу» .
Цель: Учить изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям. Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое, низкое. Воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе.
Оборудование:Гуашь, салфетка, ватная палочка, кисть, образцы деревьев, Лесовичок, картины пейзажей, веточки с деревьев, физкультминутка «Ветер дует нам в лицо.»
III неделя.
1. Аппликация «Воздушные шары».
Цель. Формировать умение создавать работу из готовых форм, правильно располагать детали. Закреплять умение работать клеем и кистью. И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников».
2. «Осенняя листва на деревьях».
Цель: Учить изображать осеннюю листву приёмом «набивка салфеткой», сминать салфетку. Закреплять умение аккуратно работать гуашью. Воспитывать чувство красоты от природы в разное время года, желание работать самостоятельно.
Оборудование: салфетки,гуашь, картины осенней природы, листья с деревьев, Лесовичёк, физкультминутка «Мы листики осенние…».
IV неделя.
1. Лепка из глины «Ягоды в вазочке». Цель. Расширять знания детей о глине. Формировать умение скатывать небольшие шарики из глины, создавать композицию.
2. «Лесные животные».
Цель: Учить работать печатками и тушью, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине. Развивать моторику рук, внимание.
Оборудование: гуашь,бумажные салфетки,картины осеннего пейзажа с животными, пальчиковая игра «Вот помощники мои…»
Ноябрь
I неделя.
1. Знакомство детей с природными материалами (шишки, желуди, листья и т. д.).
Цель. Рассмотреть с детьми собранный материал, обследовать его, ощупать, перебрать. Способствовать запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
2. ИЗО. «Дерево в инее».
Цель: Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.
Оборудование: «манная» краска (клей ПВА, манка, гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, пальчиковая гимнастика «Дерево».
II неделя.
1. Композиция с использование шишек и пластилина «Ёжики на поляне»,
Цель. Формировать умение подобрать шишку нужной формы для туловища. Развивать умение примазывать пластилин к шишке для создания полного образа. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала».
2. ИЗО. Рисование «Ежики на поляне».
III неделя.
1. Аппликация «Рыбки в аквариуме «(из листьев) Продолжать учить детей создавать композицию. Учить красиво располагать рыбок на листе картона и аккуратно наклеивать готовую форму. Воспитывать желание создавать красивую картинку. И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников».
2. ИЗО. «Аквариум»
Цель: Учить рисовать по трафарету, передавать разнообразную окраску рыб. Развивать воображение. Дополнять самостоятельно детали.
IV неделя.
«Бусы из рябины «для уголка ряжения».
Цель. Формировать умение детей нанизывать готовые ягоды н а нитку, способствовать развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки.
Декабрь
I неделя.
1. Конструирование из природного материала «Лесовичок» (из шишек) Цель. Формировать умение соединять детали между собой при помощи пластилина, развивать фантазию и творчество при выполнении работы.
Л. А. Парамонова «Детское творческое конструирование».
2. Изо. «Ветка рябины». Рисование с натуры.
Цель: Учить делать простейшие зарисовки с натуры. Передавать образ рябины в рисунке. Развивать мелкую моторику рук.
II неделя.
1. Пластилиногафия «Снежинка».
Цель. Продолжать формировать умение примазывать пластилин на бумагу по нарисованному контуру. Совершенствовать точность в выполнении работы.
2. ИЗО. «Снежинка». Монотипия.
Цель: Познакомить детей с техникой монотипии. Учить изображать снежинки различных видов и форм.
III неделя.
1. Аппликация «Ёлочки».
Цель. «Обучать детей простейшему сенсорному анализу: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способствовать преобразованию частей бумаги. Способствовать развитию мелкой моторики. Воспитывать аккуратность в работе.
И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников
2. Изо. «Белый снег пушистый…»
Цель: Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение пользоваться в изображении приёмом «набивка салфеткой», знания о цвете. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.
Оборудование: салфетки, зубная паста, альбомный лист, «Погреем руки»
IV неделя.
1. Техника работы с мятой бумагой - «Снеговик».
Цель. Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея. Воспитывать аккуратность в работе.
2. ИЗО. «Ах, какая ёлочка - зелёная иголочка!»
Цель: Учить рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой. Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе. Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность.
Оборудование: гуашь, кисть, ватная палочка, салфетка, зайка, картинка ёлочка, веточка ели с иголками, альбомный лист, пальчиковая игра «Ёлка».
Январь
II неделя.
1. Знакомство с бросовым материалом (баночки, тюбики, спичечные коробки) .
Цель. Рассмотреть с детьми собранный материал, обследовать его, ощупать, перебрать. Расширять знания детей о способах изготовления различных поделок.
2. ИЗО. «Снеговик»
Цель: Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью. Развивать образное мышление, воображение, моторику рук.
Оборудование: губковые тампоны, веточки, гуашь белая, ватные палочки, картинка снеговика, образец,альбомный тонированный лист, игра «Снеговики».
III неделя.
1. Аппликация «Зимние шапочки для ребят (с использованием ваты). Цель. Формировать умение заканчивать композицию, приклеивая вату на рисунок, не выходя за контуры. Развивать фантазию, художественный вкус.
И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников».
2. ИЗО. «Домик»
Цель: Учить изображать домик с помощью мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведённой акварели и щетинистой кисти. Закреплять навык аккуратной работы кисточкой, карандашами. Развивать творчество, моторику рук,воображение.
Оборудование: альбомный лист с изображением лесного зверя, разведённая синяя акварель, щетинистая кисть, мелки, зимние картины, домик, образец,письмо из леса, запись ветра, пальчиковая игра «Строим дом».
IV неделя.
1. Конструирование из бросового материала «Санки».
Цель. Формировать умение детей делать простейшие игрушки из спичечных коробков и палочек для мороженого, соединяя детали при помощи клея. Воспитывать эстетические чувства.
2. Изо. «Горка»
Цель: Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой.
Оборудование: гуашь белая, кисть, губка, образец, картинка горки, тонированный лист (небо, вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон, песенка – игра «Саночки».
Февраль
I неделя.
1. Пластилинография «Флажок».
Цель. Продолжать формировать умение примазывать пластилин на бумагу по нарисованному контуру. Совершенствовать точность в выполнении работы.
2. «Снегирь»
Цель: Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном. Развивать ммр, речь, аккуратность умение дорисовать деталь кистью, внимание, ориентировку на листе, точность действий руки. Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.
Оборудование: трафареты, гуашь, поролоновый тампон, кисть, салфетки, картинки птиц, ягодки с рябины, тонированный альбомный лист с изображением ветки рябины, игра «Стань птицей».
II неделя.
1. Аппликация «Подарки папам и дедушкам к 23 февраля».
Цель. Учить составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.
И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников»
2. ИЗО. «Пушистый зайка»
Цель: Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью. Закреплять умение дорисовывать детали пальчиком. Развивать творчество, аккуратность в работе, моторику и силу рук, внимание, ориентировку. Воспитывать старание, желание помочь.
Оборудование: щетинистая кисть, гуашь (белая, чёрная, тонированный лист, тонкая кисть, зайка – игрушка, картинка, образец, салфетка,игра «Зайчик».
III неделя.
1. Конструирование из бросового материала «Тачка» .
Цель. Формировать умение детей делать простейшие игрушки из спичечных коробков и палочек для мороженого, соединяя детали при помощи клея. Воспитывать эстетические чувства.
2. ИЗО: «Автомобиль»
Цель: Учить дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура. Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами; тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, аккуратность в работе, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими части легковой машины.
Оборудование: альбомный лист с контурным изображением автомобиля, мелки, картинки машин, щетинистая кисть, разведённая коричневая акварель, образец, д/и «Сложи части», п/и «Мы едем, едем, едем…»
Март
I неделя.
1. Знакомство с тканью, как материалом для поделок.
Цель. Рассмотреть с детьми обрезки различных тканей, на ощупь определить их плотность, фактуру, способы использования.
2. ИЗО. «Весёлый и грустный мишка»
Цель: Учить рисовать медведя в технике «симметричная монотипия», рисовать быстро, смешивать коричневую краску. Закреплять умения в работе с палитрой, водой. Развивать речь, навык работы гуашью, губковым тампоном, умение дорисовать детали ватной палочкой. Воспитывать желание сделать подарок папе, чувство неожиданности и радости.
Оборудование: альбомный тонированный лист, гуашь, кисть, ватная палочка, игрушка животного,игра на эмоции «Грустный и весёлый»
II неделя.
1. Пластилинография «Косыночка для куколки».
Цель. Продолжать формировать умение примазывать пластилин на бумагу по нарисованному контуру. Совершенствовать точность в выполнении работы.
2. ИЗО. «Жар – птица»
Цель: Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты.
Оборудование: гуашь, альбомный тонированный лист, ватные палочки, салфетки, образец, картинка жар птицы, сюрприз, музыка, пальчиковая игра «Чудо - лебеди».
III неделя.
1. Аппликация коллективная «Подснежники для мам».
Цель. Продолжать учить детей составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением. Воспитывать любовь к маме.
И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников»
2. ИЗО. «Пёс «Дружок»
Цель: Учить изображать собаку, используя ладонь своей руки, гуашь коричневую, создавать композицию на листе. Закреплять умение смешивать коричневую краску. Развивать аккуратность в работе, моторику рук, умения в работе с палитрой, мышление. Воспитывать уважение к животным.
Оборудование: тонированный альбомный лист с изображением будки, гуашь, кисть, салфетка, ватная палочка, образец, сюрприз, пальчиковая игра «Собака».
IV неделя.
1. Конструирование из ткани «Неваляшки».
Цель. Учить составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.
2. ИЗО. «Золотая рыбка»
Цель: Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Закреплять умение тонировать разведённой акварелью и щетинистой кистью
(воду в аквариуме) Развивать навык аккуратной работы гуашью, умение дорисовывать детали с помощью печаток (камушки из овощей).Воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование: трафареты рыбок, тампоны, альбомные листы в виде аквариума с водорослями (мелки, ножницы для взрослых, скотч, гуашь, разведённая акварель, картинки рыбок, упражнение на релаксацию «Золотая рыбка».
Апрель
I неделя.
1. Техника работы с мятой бумагой «Колокольчик».
Цель. Формировать умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки при помощи воды и приклеивать их к бумаге, не выход за контуры рисунка. Развивать умение работать аккуратно.
2. ИЗО. «Далёкое небо»
Цель: Учить изображать звёзды, используя технику «граттаж», процарапывать карандашом. Развивать силу и моторику рук, речь, внимание, аккуратность на рабочем столе, ориентировку на альбомном листе, умение изображать на всём листе Воспитывать терпение, любознательность, творчество.
Оборудование: готовые листы с тонированным «граттажем», карандаш, картинки о космосе, звёздах, образец, сюрприз, упражнение на релаксацию «Звездочка».
II неделя.
1. Пластилинография «Птичка – невеличка».
Цель. Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка.
Использовать в работе пластилин 2-х разных цветов.
2. ИЗО. «Самолёт»
Цель: Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, ПВА. Закреплять умение тонировать небо поролоновым тампоном и разведённой акварелью. Развивать моторику рук, речь, внимание, аккуратность в работе, точность движений руки, ориентировку на листе, наблюдательность. Воспитывать удовольствие от работы изобразительными материалами, желание обыграть рисунок.
Оборудование: салфетки, гуашь, разведённая синяя акварель, поролоновые тампоны, образец, картинки самолёта, игра «Летят самолёты…»
III неделя.
1. Аппликация «Божья коровка».
Цель. Закрепить умение детей создавать картинку на бумаге в виде листочка сирени и правильно наклеивать детали. Воспитывать желание охотно работать с бумагой.
И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников».
2. ИЗО: «Плывёт, плывёт кораблик»
Цель: Учить изображать море с помощью парафина, разведённой акварели, зубной щётки. Закреплять умение тонировать половину листа. Развивать речь, моторику рук, речь, внимание, аккуратность, умение на листе ориентироваться, понимать положение неба, земли, закрашивать карандашами, не выезжая за край.
Оборудование: парафин, разведённая акварель, зубная щётка, тонированный на половину альбомный лист, кораблик из оригами, картина с морем, образец,пальчиковая игра «Пароход и лодочка».
IV неделя.
1. Конструирование из природного материала «Лодочка».
Цель. Формировать умение создавать простейшие поделки из ореховой скорлупы, спичек и листьев. Способствовать развитию сенсомоторики.
2. ИЗО. Тема: «Бабочка — красавица»
Цель: Учить рисовать бабочку, используя технику «симметричная монотипия». Закреплять умение смешивать зелёный, коричневый, оранжевый цвет. пользоваться палитрой. Развивать внимание, аккуратность, ориентировку на листе. Обогащать словарь. Воспитывать творчество, любознательность, интерес к играм с красками, чувство красоты.
Оборудование: палитра, гуашь, кисть,салфетка, картинка бабоче, пальчиковая игра «Бабочка».
Май
II неделя.
1. Пластилинография «Цветы на поляне».
Цель. Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов.
2. ИЗО. Открытка ко дню Победы.
Цель: Продолжать учить детей создавать самостоятельно открытки, поздравлять своих родных и близких. Напомнить, какой праздник отмечает российский народ 9 мая. Воспитывать дух патриотизма, чувство гордости за нашу страну.
III неделя.
1. Аппликация «Бабочки любуются незабудками».
Цель. Продолжать учить создавать объёмную картинку. Закрепить навыки работы с клеем и кисточкой. Воспитывать интерес к работе И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников».
2. ИЗО. «Море»- мазками.
Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить наносить мазки различной длинны и ширины, создавая из них картину.
IV неделя.
1. Техника работы с мятой бумагой «Курочка с цыплятами «. Цель. Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея. Воспитывать аккуратность в работе.
2. ИЗО. «Гусеничка» - оттиск пальцами.
Цель: Учить составлять из отпечатков пальцев изображение гусенички. Дорисовывать детали, трава, листья и т. д. По желанию детей.
Условия реализации программы и ресурсное обеспечение
Реализация программы кружка предполагает наличие учебного кабинета с детскими столами и стульями (по количеству детей, занимающихся в подгруппе).
Ресурсное обеспечение программы :
• Дидактические материалы для работы с детьми (демонстрационные пособия, схемы, листочки с играми и заданиями);
• Раздаточные материалы (цветная бумага, картон, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, клей);
• Технические средства обучения (мультимедийное оборудование или интерактивная доска, обучающий диск для просмотра, аудиотехника и музыкальные диски для создания творческого фона);
• Информационное обеспечение (библиотека книг по оригами с яркими картинками и понятными схемами для детей).
Литература:
1. И. М. Петрова «Аппликация для дошкольников» :Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб., 2004. 27
2. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала». – Ярославль, 2007.
3. Л. А. Садилова «Поделки из мятой бумаги». – М., 2007