Светлана Насонова
Программа по дополнительному образованию «Кружок «Капелька» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Капелька»
(для детей группы раннего возраста)
Автор: Воспитатель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
Насонова Светлана Михайловна
с. Новая Малыкла, 2017 г.
Дополнительное образование
Кружок «Капелька»
Пояснительная записка
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Кружок „Капелька“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводиться в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельно) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Актуальность. Детское экспериментирование является одним из важнейших методов развития естественнонаучных представлений малышей. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует основы логического мышления, что обеспечивает максимальную эффективность его интеллектуального развития.
Цель: формирование познавательного интереса у детей раннего возраста в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формировать представления ребенка об окружающем мире.
• Продолжать развивать способность детей к пониманию речи окружающих.
• Способствовать зарождению интереса к художественному слову.
• Формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.
• Приобщать детей к миру природы и экспериментированию.
• Обогащать чувственно — сенсорный опыт в процессе знакомства с различными предметами и материалами.
Условия, необходимые для осуществления познавательно-исследовательской деятельности:
• Создание и обогащение предметно — развивающей среды.
• Разработка конспектов занятий, игр, бесед, экскурсий, опытов.
• Приобретение дидактического материала, накопление природного и бросового для использования в исследовательской деятельности.
• Обеспечение безопасности детей во время исследовательской деятельности.
• Соблюдение санитарно—гигиенических требований.
Работа проводится с детьми, начиная с полуторного возраста.
Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в месяц, 18 занятий в год.
Продолжительность занятий 8-10 минут. При сохранении интереса у детей и желании продолжать деятельность, занятия могут быть продлены на 4-б минут.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием персонажей, игрушек и т. д.
Ожидаемые результаты:
1. Уметь различать воду в разном состоянии (вода, снег, лёд).
2. Уметь пользоваться во время опытов материалами разного качества.
3. Определять и называть качества и свойства исследуемого объекта.
Учебно-тематический план работы
кружка «Капелька»
Форма
проведения Тема занятия Цель Оборудование
Сентябрь 2-я неделя
Знакомство с разными состояниями воды
Наблюдение за работой взрослого. Опыт № 1 Физические свойства воды
Формирование начальных представлений о свойствах воды; Игрушка Капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли). Тазик с водой, тряпочка, бумага.
Сентябрь 4-я неделя
Практическая деятельность детей. Опыт № 2 Исследование физического свойства воды (теплая-холодная) Познакомить детей со свойствами воды : бывает теплая и холодная, смачивает предметы Два тазика - с холодной и теплой водой.
Октябрь 2-я неделя
Окрашивание воды. Опыт № 3 «Вот какая разная: белая и красная» Выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Октябрь 4-я неделя
Практическая деятельность детей. Опыт № 4 «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Поролоновая губка, пластмас-совый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ноябрь 2-я неделя
Замораживание в формах воды разного цвета. «Чудесные бусы» (превращение воды в лед) Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и превращается в лед. Формы для замораживания воды разных размеров.
Ноябрь 4-я неделя
Д/и «Плывет кораблик»
(Камешки тонут, кораблик — нет) «Тонут — не тонут» Познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды. Таз с водой, камешки разного размера, игрушка кораблик.
Декабрь 2-я неделя
Наблюдение за таянием снега «Снег — вода» Дать детям представление о свойстве снега превращаться в воду, развитие тактильных ощущений Игрушка снеговик, чистый снег в тазу.
Воздух
Декабрь 4-я неделя
Дуть через соломинку в стакан с водой.
Опыт № 1. «Буря в стакане» Дать детям представление о ветре: дует, качает предметы Стаканчики с водой, трубочки.
Январь 2-я неделя
Практическая деятельность детей Опыт № 2. «Надувание мыльных пузырей» Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Вызвать желание пускать мыльные пузыри. Мыльные пузыри.
Январь 4-я неделя
Дети дуют каждый в свою мисочку. В каждой миске свое «море» -
получаются волны. «Море волнуется — раз.»
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, развитие любознательности. Миски с водой.
Опыт с землей, песком
Февраль 2-я неделя
Наблюдение за опытом взрослого Свойства песка Дать детям представление о свойствах песка. Формочки для песка, песок.
Февраль 4-я неделя
Д/и «Мельница» (песок сыплется через воронку) Сухой песок Расширять знания детей о свойствах сухого песка - сыплется, не прилипает, рыхлый. Песок, емкости для песка, воронка.
Март 2-я неделя
Из мокрого песка можно «лепить» куличики и строить крепость. Опыт № 2. Мокрый песок Расширять знания детей о свойствах мокрого песка - лепится, прилипает к рукам Песок, формочки, подносы, лейка с водой.
Март 4-я неделя
Подготовить емкость для земли, насыпать и посадить лук или комнатное растение. Мини — огород (наблюдение) Дать детям знания о том, что для жизни растениям нужны земля, вода и тепло. Емкость для земли, земля, лук, лейка с водой.
Знакомство с солнцем
Апрель 2-я неделя
Наблюдение за солнцем в ясную погоду «Солнышко, посвети» Дать детям представление о солнце - греет и светит.
«Поймай зайчика» «Солнечные зайчики» Познакомить с естественным источником света - солнцем. Маленькие зеркала
Знакомство с природными материалами
Апрель 4-я неделя
Шишки шероховатые на ощупь, а камни гладкие (дети обследуют предметы, развитие тактильных ощущений). Опыт № 1. «Шишки и камни» Знакомить с природными материалами - камни, шишки. Развивать тактильные ощущения, познавательную активность. Камешки разной величины и структуры, шашки
Листочки летят, плавают в воде, шуршат под ногами. Опыт № 2. «Листочки» (природный материал) Формировать знания о листьях деревьев - легкие, летят на ветру, шуршат под ногами. Листочки, емкость с водой.
Итого: 18