Светлана Насонова
Программа по дополнительному образованию «Кружок «Капелька» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Капелька»
(для детей группы раннего возраста)
Автор: Воспитатель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
Насонова Светлана Михайловна
с. Новая Малыкла, 2017 г.
Дополнительное образование
Кружок «Капелька»
Пояснительная записка
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводиться в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельно) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Актуальность. Детское экспериментирование является одним из важнейших методов развития естественнонаучных представлений малышей. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует основы логического мышления, что обеспечивает максимальную эффективность его интеллектуального развития.
Цель: формирование познавательного интереса у детей раннего возраста в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формировать представления ребенка об окружающем мире.
• Продолжать развивать способность детей к пониманию речи окружающих.
• Способствовать зарождению интереса к художественному слову.
• Формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.
• Приобщать детей к миру природы и экспериментированию.
• Обогащать чувственно — сенсорный опыт в процессе знакомства с различными предметами и материалами.
Условия, необходимые для осуществления познавательно-исследовательской деятельности:
• Создание и обогащение предметно — развивающей среды.
• Разработка конспектов занятий, игр, бесед, экскурсий, опытов.
• Приобретение дидактического материала, накопление природного и бросового для использования в исследовательской деятельности.
• Обеспечение безопасности детей во время исследовательской деятельности.
• Соблюдение санитарно—гигиенических требований.
Работа проводится с детьми, начиная с полуторного возраста.
Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в месяц, 18 занятий в год.
Продолжительность занятий 8-10 минут. При сохранении интереса у детей и желании продолжать деятельность, занятия могут быть продлены на 4-б минут.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием персонажей, игрушек и т. д.
Ожидаемые результаты:
1. Уметь различать воду в разном состоянии (вода, снег, лёд).
2. Уметь пользоваться во время опытов материалами разного качества.
3. Определять и называть качества и свойства исследуемого объекта.
Учебно-тематический план работы
кружка «Капелька»
Форма
проведения Тема занятия Цель Оборудование
Сентябрь 2-я неделя
Знакомство с разными состояниями воды
Наблюдение за работой взрослого. Опыт № 1 Физические свойства воды
Формирование начальных представлений о свойствах воды; Игрушка Капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли). Тазик с водой, тряпочка, бумага.
Сентябрь 4-я неделя
Практическая деятельность детей. Опыт № 2 Исследование физического свойства воды (теплая-холодная) Познакомить детей со свойствами воды : бывает теплая и холодная, смачивает предметы Два тазика - с холодной и теплой водой.
Октябрь 2-я неделя
Окрашивание воды. Опыт № 3 «Вот какая разная: белая и красная» Выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Октябрь 4-я неделя
Практическая деятельность детей. Опыт № 4 «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Поролоновая губка, пластмас-совый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ноябрь 2-я неделя
Замораживание в формах воды разного цвета. «Чудесные бусы» (превращение воды в лед) Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и превращается в лед. Формы для замораживания воды разных размеров.
Ноябрь 4-я неделя
Д/и «Плывет кораблик»
(Камешки тонут, кораблик — нет) «Тонут — не тонут» Познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды. Таз с водой, камешки разного размера, игрушка кораблик.
Декабрь 2-я неделя
Наблюдение за таянием снега «Снег — вода» Дать детям представление о свойстве снега превращаться в воду, развитие тактильных ощущений Игрушка снеговик, чистый снег в тазу.
Воздух
Декабрь 4-я неделя
Дуть через соломинку в стакан с водой.
Опыт № 1. «Буря в стакане» Дать детям представление о ветре: дует, качает предметы Стаканчики с водой, трубочки.
Январь 2-я неделя
Практическая деятельность детей Опыт № 2. «Надувание мыльных пузырей» Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Вызвать желание пускать мыльные пузыри. Мыльные пузыри.
Январь 4-я неделя
Дети дуют каждый в свою мисочку. В каждой миске свое «море» -
получаются волны. «Море волнуется — раз.»
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, развитие любознательности. Миски с водой.
Опыт с землей, песком
Февраль 2-я неделя
Наблюдение за опытом взрослого Свойства песка Дать детям представление о свойствах песка. Формочки для песка, песок.
Февраль 4-я неделя
Д/и «Мельница» (песок сыплется через воронку) Сухой песок Расширять знания детей о свойствах сухого песка - сыплется, не прилипает, рыхлый. Песок, емкости для песка, воронка.
Март 2-я неделя
Из мокрого песка можно «лепить» куличики и строить крепость. Опыт № 2. Мокрый песок Расширять знания детей о свойствах мокрого песка - лепится, прилипает к рукам Песок, формочки, подносы, лейка с водой.
Март 4-я неделя
Подготовить емкость для земли, насыпать и посадить лук или комнатное растение. Мини — огород (наблюдение) Дать детям знания о том, что для жизни растениям нужны земля, вода и тепло. Емкость для земли, земля, лук, лейка с водой.
Знакомство с солнцем
Апрель 2-я неделя
Наблюдение за солнцем в ясную погоду «Солнышко, посвети» Дать детям представление о солнце - греет и светит.
«Поймай зайчика» «Солнечные зайчики» Познакомить с естественным источником света - солнцем. Маленькие зеркала
Знакомство с природными материалами
Апрель 4-я неделя
Шишки шероховатые на ощупь, а камни гладкие (дети обследуют предметы, развитие тактильных ощущений). Опыт № 1. «Шишки и камни» Знакомить с природными материалами - камни, шишки. Развивать тактильные ощущения, познавательную активность. Камешки разной величины и структуры, шашки
Листочки летят, плавают в воде, шуршат под ногами. Опыт № 2. «Листочки» (природный материал) Формировать знания о листьях деревьев - легкие, летят на ветру, шуршат под ногами. Листочки, емкость с водой.
Итого: 18