Витеева Ксения Олеговна
Программа по дополнительному образованию «Азбука безопасности» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи программы
3. Принципы построения программы
4. Организационно-методическое обеспечение программы
5. Методы и приёмы
6. Материалы и оборудование
7. Предполагаемый результат
8. Мониторинг усвоения программы дополнительного образования
9. Перспективный план работы
10. Литература
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Азбука безопасности“ в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
С целью формирования навыков безопасного поведения у детей в моей группе организована программа дополнительного образования (кружок) «Азбука безопасности». Работа кружка запланирована на один год обучения, составлен перспективный план работы с детьми. План составлен соответственно следующим принципам:
1. Принцип полноты
2. Принцип системности
3. Принцип сезонности
4. Принцип учета городской и сельской местности
5. Принцип возрастной адресованности
6. Принцип интеграции
7. Принцип координации деятельности педагогов
8. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения, семьи.
Направленность кружка «Азбука безопасности» социально-воспитательная.
В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации стране и в мире.
В России не снижается количество людей погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных фактов.
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» поможет дать детям знания об элементах социальных и технических систем безопасности, а в последствии закрепить эти знания, сформировать у детей старшей дошкольной группы устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, к организации здорового и безопасного образа жизни. А самое главное данная программа поможет подготовить самых маленьких жителей нашей огромной земли к тяжёлой, порой жестокой, взрослой непредсказуемой жизни.
Программа «Азбука безопасности» включает в себя самые важные, необходимые аспекты, которые очень точно направят детей на дальнейшее осознание проблемы, стоящей перед обществом. Программа разработана именно для среднего дошкольного возраста. Весь материал доступен и прост, а главное интересен для детей 4-5лет.
2. Цель и задачи программы
Цели, которые ставим мы перед собой - это формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формировать осознание к необходимости укреплять своё здоровье;
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• воспитание гражданской ответственности, патриотизма;
• развитие личности её духовно-нравственной, физической культуры.
Одно из направлений работы кружка - формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Для этого необходимо решить несколько задач:
• создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
• развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
• вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
• воспитывать в детях грамотных пешеходов.
4. Принципы построения программы
1. Доступности и индивидуальности
2. Систематичности и последовательности (от простого к сложному);
3. Наглядности;
4. Деятельностный подход.
5. Насыщенности предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
6. Дифференциации;
7. Взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
8. Толерантности (терпимости).
9. Связи с жизненным опытом.
5. Организационно-методическое обеспечение программы.
1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.
Кружок «Азбука безопасности» посещают дети средней группы дошкольного возраста (4-5 лет). Продолжительность занятия составляет 20 минут.
Срок реализации кружковой работы: 2019-2020 учебный год (сентябрь 2019 г. – май 2020 г.).
Кружковое занятие проходит в помещении группы, в зоне для игр, в спортивном зале, на улице.
Группа детей состоит из 32 человек, на подгруппы деления не происходит.
6. Методы и приемы, используемые в работе кружка
1. Словесные (рассказы, объяснения, беседы);
2. Наглядно - действенные (методы иллюстраций и демонстраций);
3. Практические (организация продуктивной деятельности детей).
4. Игровые методы;
5. Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от окружающего мира.
Формы работы
1) специально организованные занятия познавательного цикла;
2) встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;
3) наблюдение за движением транспорта;
4) экскурсии, целевые прогулки в соответствии с тематикой;
5) рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков;
6) чтение художественной литературы;
7) продуктивная деятельность.
7. Материалы и оборудования
Повышение уровня безопасного поведения способствует соответствующая Предметно- психологическая обстановка.
• Наличие помещения;
• Наличие наглядного материала;
• Наличие ТСО;
• Материла для практических действий.
8. Предполагаемый результаты освоения программы
К пяти годам ребенок:
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т. п.);
• При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в общении с ними;
• Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может охарактеризовать свое самочувствие (болит голова, болит живот, тошнит);
• Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, пред едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде, часть из них самостоятельно и без напоминания со стороны взрослых;
• Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрастно-половым нормативам;
• Проявляет стремление к обращению со сверстниками, пытается выстраивает взаимодействие (пока с разной степенью успешности);
• Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме;
• Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил;
• Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло-лед тает; осенью птицы улетают в теплые края потому, что им нечем питаться; растению для жизни нужны свет, вода, земля и т. п.)
• Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животных в уголке природы детского сада, полить растение;
• Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действия могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями, обращает внимание на то, что нужно во время закрывать кран с водой, не бросает мусор на землю и т. п.
Формы подведения итогов:
- Диагностическое обследование педагогом детей в сентябре и итоговое в мае следующего года;
- Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
- Создание памятки по развитию мелкой моторики– для родителей воспитанников.
- Реализации дополнительной образовательной программы : проведение открытого мероприятия для родителей
-Изготовление уголка ПДД в группе.
9. Мониторинг освоения программы
Качественная характеристика уровней овладения театрализованной деятельностью
10. Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год (средняя группа)
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры) Дата проведения Отметка о выполнении
сентябрь Тема: «Первое сентября».
Цель: закрепить представления о начале учебного года в школах и детских садах.
Картина «Первое сентября»,
Макет улицы, дорожные знаки. 2.09.2019
Тема: «Опасные предметы».
Беседа
Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техники.
Д. и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди».
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, быть внимательным.
Отгадывание загадок о кухонных принадлежностях.
Карточки с изображением опасных предметов.
Папка – передвижка: «Обеспечение безопасного поведения детей в быту», «Один дома». 11.09.2019
октябрь «Здоровье и его помощники»
Беседа: «Что такое здоровье?»
Цели:
1. Поддерживать желание вести здоровый образ жизни.
2. Расширить представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур.
Чтение пословиц и поговорок о здоровье. Чтение загадок о воде. Чтение «Девочка чумазая» А. Барто.
Настольно печатный материал, художественная литература.
Дидактическая игра: «Что полезно, а что вредно для здоровья?»
11.10.2019
Тема: «Как работает мой организм».
Беседа.
Цель: дать первоначальные представления о строении человеческого организма и функциях его основных органов.
Д. и. «Видим, слышим, ощущаем».
Цель: закреплять представления об органах чувств.
Печатный материал, наглядный материал. 25.10.2019.
ноябрь
Тема: Отношение к больному человеку.
Беседа. Цель: воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
Театрализованное обыгрывание ситуации. Презентация.
Картинки по теме.
8.11.2019.
Тема: «На приеме у врача» Творческая игра «Поликлиника»
Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Атрибуты к игре. 22.11.2019.
декабрь Тема: «Огонь – друг или враг».
Чтение С. Маршака «Пожар».
Цель: формировать представления о поведении при угрозе пожара. Детская литература.
Карточки по теме. 5.12.2019.
Тема: «Опасные хлопушки».
Огонь - рисование ватными палочками
Цель: закреплять знания правил безопасности при работе с опасными предметами.
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
С. Маршак «Кошкин дом». Картинки по теме.
Видео презентация мультфильмов по теме.
Детская литература.
Краски,ватные палочки.
Консультация для родителей на тему: «Пиротехника опасна». 19.12.19.
январь Тема: «Путешествие в страну Здоровье».
Путешествие ФИЗО.
Цель: развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом. Атрибуты для выполнения упражнений.
Спортивная форма.
Плакаты по теме.
Муз. запись. 17.01.2020.
Тема: «Экскурсия в медицинский кабинет детского сада».
Цель: уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь.
С. р. игра: «Доктор» 31.01.2020
февраль Тема: «Опасности вокруг нас».
Беседа в группе и на прогулке.
Цель: учить замечать опасные предметы вокруг детей.
Продуктивная деятельность
Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. Карточки по теме занятия. 14.02.2020
Детские рисунки «Осторожно, опасность!».
. Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью
Д. и. «Так и не так».
Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Краски, кисти.
Дидактический материал. 28.02.2020
март Тема: Наши помощники на дороге.
Опасные участки на пешеходной части улицы
Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками.
Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал. Макет светофора, проезжей части, знаков.
Видео материал. 14.03.2020
Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь объяснить где живешь. Тематическая беседа в игровой форме.
Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства. Фото с улицами города.
Видео материал.
28.03.2020.
апрель Тема: «Случай на улице»
«Внешность человека может быть обманчива»
Беседа. Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице;
закреплять умение составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок.
Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения. Д. и. «Сто бед».
Цель: закреплять представления об опасных ситуациях на улице о правильных действиях в ситуации.
Сюжетные картинки.
Просмотр видеофильмов «Улица полна неожиданностей». 11.04.2020.
Контакты с животными
Рисование на тему «Мой любимец». Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным. Д/ игра «Какие бывают собаки?»
Карточки с изображением собак. 25.04.2020
май Тема: «Здоровье – главное богатство», «Чтобы не было беды».
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью.
«Красивые, но ядовитые».
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью
Цель: учить отличать ядовитые растения от лекарственных
Сюжетные картинки.
Д. и. «Опасно не опасно».
Видео материал.
12.05.2020
«Аскорбинка и ее друзья».
Мониторинг
Цель: закреплять знания об основных витаминах, их полезных свойствах и продуктах, в которых они содержатся. Д. и. «Овощи и фрукты».
С. р. игра «Магазин» 23.05.2020
11. Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», 2005 г.
3. «Дошкольное воспитание», 2007 г. - №1.
4. Мулько И. Ф., Заозерская И. И. «Учусь жить среди людей».
5. «Ребёнок в детском саду», 2007 г. - №1.
6. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. «Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы», 1989 г.