Татьяна Алехина
Программа педагога-психолога «Адаптация детей к условиям школьной жизни» с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Такое представление о психическом развитии ребенка вытекает из американской теории бихевиоризма, в которой психическое развитие сводится к совокупности усвоенных человеком навыков и форм поведения.
Публикация «Программа педагога-психолога „Адаптация детей к условиям школьной жизни“ с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Подготовительная группа
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В отечественной психологии на протяжении всего ХХ столетия развивался принципиально иной подход к пониманию психического развития человека. В работах Л. С. Выготского было разработано понятие психологического возраста, характеризующегося определенными параметрами. Каждый возрастной период, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка, на которых строится развитие в следующем возрастном периоде. В силу такого понимания развития каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного психического развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В психологии доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 6 – 7 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах. При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.
Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной психологии выделяются следующие:
• Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
• Умение ребенка работать по образцу;
• Умение ребенка работать по правилу;
• Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
• Умение ребенка обобщать.
Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л. И. Божович (1968, характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной подготовки ребенка к обучению в школе «Скоро в школу».
В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе :
• уровень общего развития ребенка;
• самоконтроль;
• мотивация учения.
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, поэтому задача психолога осуществлять подготовку ребенка к школе через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Пояснительная записка
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации, мелкой моторики руки.
В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.
А предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).
ЦЕЛЬ:
Развитие социальной компетентности и произвольной познавательной деятельности, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).
2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь», «Развитие координации движений и графических навыков, сенсомоторики», «Развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого», «Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Программа рассчитана на 1 год обучение детей с 6 до 7 лет
п/п Разделы программы Количество часов
месяц
1. Развитие мелкой моторики 8
2. Мышление 8
3. Речь 8
4. Память 8
5. Развитие координации движений и графических навыков, сенсомоторики 8
6. Развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого 8
7. Внимание 8
8. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления 8
9. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация) 8
Продолжительность занятий 40 минут. За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Адаптация детей к условиям школьной жизни» предусматривает следующую форму организации:
1. Групповое занятие – 1 раз в месяц.
Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:
1 часть – развитие мелкой моторики;
2 часть – развитие мышления;
3 часть – развитие речи;
4 часть – развитие памяти;
5 часть – развитие внимания;
6 часть - развитие координации движений и графических навыков, сенсомоторики, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
7 часть - развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого
8 часть - профилактика нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления
9 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.
1 «Развитие мелкой моторики»
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Задачи:
• Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
• Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
• Упражнять в написании печатного шрифта.
2 «Развитие мышления»
Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.
Задачи:
• Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
• Развивать сообразительность, любознательность;
• Развивать мыслительные операции;
• Развивать логическое мышление;
• Учить выделять существенные признаки.
3 «Развитие речи»
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т. д.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Задачи:
• Расширять и активизировать словарный запас;
• Пополнять запас знаний и сведений;
• Развивать воображение, фантазию;
• Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
4 «Развитие памяти»
Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Задачи:
• Развивать непроизвольную и произвольную память;
• Развить зрительную и слуховую память.
5 «Развитие внимания»
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Задачи:
• Развивать сенсорное внимание:
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать моторно-двигательное внимание.
6 «Содействие становлению учебной мотивации»
Существенный момент мотивационной готовности к школьному
обучению – произвольность поведения и деятельности, т. е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.
Задачи:
• Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)
• Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)
• Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).
7 «Графические диктанты»
Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
8 «Симметричные рисунки»
Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
9.«Профилактика нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления»
Упражнения способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
10. «Снятие эмоционального напряжения»
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.
Программа рассчитана на 1 год обучения (1 занятие в месяц) и состоит из следующих этапов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Диагностический
2. Развивающий (коррекционно-развивающие занятия)
3. Контрольный (диагностический)
При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Работа с педагогами
1. Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды
2. Оформление дидактических игр и пособий для подготовки ребенка к школе
Работа с родителями
1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития внимания и других психических процессов
2. Оформление наглядной информации для родителей в виде ширм.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
На диагностическом и контрольном этапе используется экспресс-диагностика авторов Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко:
Субтест «Лесенка» (Изучение самооценки ребенка).
Субтест «Домик» (Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук).
Субтест «10 слов» (Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти).
Субтест «Закончи предложение» (Оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении).
Субтест «4-й лишний» (Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа).
Субтест «Последовательные картинки» (Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок).
Субтест «Найди недостающий» (Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор).
Субтест «Рисунок человека» (Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях).
Субтест «Семаго Н. Б Семаго М.» (Выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей).
Субтест «На что это похоже?» (Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления).
Субтест «Запрещенные слова» (Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника»).
Субтест «Графический диктант» (Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу).
Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:
• Организованность, аккуратность;
• Волевые качества;
• Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);
• Сообразительность, любознательность;
• Развитая речь и хорошее воображение;
• Хорошая память;
• Моторная ловкость;
• Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;
• Начальные навыки счета и чтения.
Ожидаемые результаты.
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 500 загадок для детей. – М. ; 2003.
2. Абрамова Г. С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.
3. Агапова И. А., Давыдова М. А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М. ; 2003.
4. Айзман М. И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.
5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М. ; 1994.
6. Гатина О. И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе. / Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С. 48-53.
7. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.
8. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М. ; 2004.
9. Клецова Т. Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.
10. Мухина В. С. Возрастная психология. – М. ; 2000.
11. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет : Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М. ; 2005.
12. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб. ; 1995.