Яна Галь
Сценарий мероприятия педагога-психолога. Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Сценарий мероприятия педагога-психолога - родительское собрание : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Аспекты взаимодействия»
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучение детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Публикация «Сценарий мероприятия педагога-психолога, Родительское собрание „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания; у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Важно построить отношения между ними, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком в период адаптации, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, давая больше самостоятельности в своих действиях малышу, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.
Важность проведения первого родительского собрания по адаптации детей к условиям детского сада определяет ход и систему взаимодействия между участниками образовательного процесса для безболезненного прохождения детьми данного периода в жизни.
Цель: развитие знаний об особенностях адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Задачи:
1. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
2. Знакомство с особенностями и организацией процесса адаптации в детском саду.
3. Развитие знаний в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Форма проведения мероприятия : родительское собрание – семинар-практикум.
Методы – монолог, диалог, информационные ресурсы, тестирование, элементы тренингов, метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.
Ход собрания.
Водная часть. Создается атмосфера доброжелательности и доверия, концентрируется внимание на совместное решение проблем. Играет песня «Наш детский сад» (Писарева Е. В.).
Педагогом-психологом сообщается тема, коротко содержание собрания (используется слайдовая презентация (см. Приложение 1., слайд 1) на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Аспекты взаимодействия»).
Основная часть
1. Выступление педагога-психолога : «Уважаемые родители! Адаптация детей к дошкольному учреждению является важным этапом в жизни малышей. И от того насколько мы ознакомлены с данным этапом и эффективно взаимодействуем со специалистами детского сада, зависит степень привыкания детей к условиям дошкольного образования. Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Вам предстоит прожить вместе несколько лет. Поэтому для знакомства друг с другом проведем игру с клубком из ниток. Вам необходимо называть свое имя, имя ребенка, а также, какую информацию (опыт) Вы бы хотели получить на данной встрече, передавая друг другу клубок из ниток.»
Данное упражнение «Приветствие» направленно на знакомство, изучение будущих трудностей или потребностей родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ. В конце упражнения клубок с нитками должен оказаться у педагога-психолога. Педагог-психолог сравнивает «разматывание» клубка с процессом адаптации детей к ДОУ, отмечая, что в этот период дети привыкают постепенно к стенам детского учреждения, к режимным моментам. Время посещения детьми сада начинается с 2-х часов. Оно увеличивается в зависимости от поведенческих проявлений ребенка.
2. Далее педагог-психолог переводит внимание на слайдовую презентацию (см. приложение №1). В данной презентации представлены теоретические материалы по проблеме адаптации – понятие адаптации; проявления детей на разных уровнях адаптации; степени адаптации; участники адаптации; причины тяжелой адаптации. На слайде №7 презентация останавливается.
3. Родителям предлагается тестирование по проблемам адаптации детей раннего возраста, с целью осознания родителями в необходимости развития знаний в этой области. Родители самостоятельно оценивают свои знания. Педагог-психолог комментирует правильные ответы по тесту. По желанию родители высказываются по затруднениям в данном тесте.
4. Внимание родителей переводится на 2-а мольберта. На мольбертах представлены два рисунка ребенка. Педагог-психолог предлагает поиграть в игру с карточками. В карточках идет описание факторов, мешающих адаптации и признаки успешной адаптации детей раннего возраста. Родителям предлагается поделиться на две команды и распределить правильно карточки, украсив при этом рисунки представленных детей согласно заданной тематике. Далее предлагается обратить внимание родителей на слайдовую презентацию (слайды 9 и 10) для оценки результатов выполненной работы. Данное упражнение направленно на закрепление знаний в данной области. Далее по желанию родители высказываются по данному упражнению, идет дискуссия.
5. Внимание родителей переводится на слайд №8. Педагог-психолог перечисляет рекомендации с комментариями по вопросам успешной адаптации к детскому учреждению.
Заключительная часть.
1. По окончании собрания подводится итог встречи (рефлексия). Используется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Родители делятся на 6 команд. Используются реальные шляпы. Представитель каждой команды отвечает на вопрос: «Какая информация была полезна для нас…» с точки зрения людей:
- в белых шляпах - ответ не должен содержать никаких эмоций, только факты (факты, данные, статистика);
- в красных шляпах – ответ должен содержать эмоции, догадки или интуитивное прозрение («Вот, что я чувствую по этому поводу…»);
- в черных шляпах – ответ содержит отрицательную критику и суждения, риски и опасности («Что может случиться или пойти не так…»);
- в желтых шляпах – ответ содержит только оптимистические суждения.
- в зеленных шляпах – ответ фокусируется на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
- в синих шляпах – ответ содержит осмысленность и рефлексию («Дирижер оркестра»).
2. Внимание родителей переводится на слайд «11 заповедей Марии Монтессори» (см. Приложение №2) с звуковым сопровождением. Педагог-психолог монотонно зачитывает данные заповеди с целью подчеркивания значимости родителей в воспитании, обучении и развитии собственных детей. Далее раздается материал родителям на бумажном носителе «Памятка: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» (см. Приложение №3).
Список источников
1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. - №1.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация. – Л. :Наука, 1988.
3. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М. 1998.
4. Галанов А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная Пресса, 2002.
5. Галигузова Л. Адаптация ребенка к детскому саду. // «Дошкольное воспитание» - 1988 - № 6, стр. 45.
6. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб. : Речь. – 2001.
7. Мещерякова С. Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб. : Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. Лисиной. – М. 1974.
8. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореф. Дисс. канд псих. Наук. – М., 1999.
9. Налчаджян. Социально – психологическая адаптация личности. – М. 1988.
10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к ДОУ. – М. : Книголюб, 2004.
11. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. Тонковой – Ямпольской – М. 1980.
Приложение №1.
11 заповедей Марии Монтессори.
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.
- Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Приложение 3.
Памятка для родителей «Адаптация детей к условиям детского учреждения»
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.
Что должны знать и уметь родители :
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке, в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
Необходимо:
- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
- в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить домашние условия к особенностям д/с : внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.
Сразу хотим заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хотим Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
Уходим незаметно
Так насколько же надо увлечь ребенка, чтобы ваш уход прошел для него незамеченным? Удастся улизнуть или нет, вот в чем вопрос.
На первый взгляд может показаться, что легче улизнуть, пока малыш занят с воспитателем в детском саду, чем выдерживать утомительный ритуал прощания. Однако малыш не так прост. Обычно он отвлекается от игры как раз в тот момент, когда вы уже у двери. И как он это должен понимать? Что вы безответственны, и он не может доверять вам? В следующий раз, когда вы станете искать шанс удрать незаметно, он будет следить за вами как молодой ястреб и провожать вас из комнаты в комнату.
Вам, малышу и няне станет намного легче, если вы будете заранее готовить малыша к своему уходу. Поделись с малышом, куда вам надо идти и зачем, и как это важно для вас, и не забудьте сказать, что вы скоро вернетесь к нему. Будьте любящим, но твердым. Вы лишь сообщаете малышу о своих планах, а не просите у него разрешения отлучиться. Вы не нуждаетесь в его разрешении. Возможно, ваша кристальная искренность вызовет слезы у малыша, но он будет предупрежден о вашем уходе и не почувствует себя обманутым, когда вы наконец-то ушли.
Теперь вам предстоит побороть собственную тревогу. Как там малыш? Что с ним? Вы не в состоянии не думать о нем. Не сопротивляйтесь желанию позвонить воспитателю, хотя прошло лишь полчаса или около того. Если малыш успел расположиться к воспитателю, он, вероятно, успокоится через несколько минут после вашего ухода. Возвращайтесь домой, никогда не опаздывая, хотя малыш еще и не умеет считать время. Напоминайте ему, что каждый раз вы возвращаетесь вовремя из своих отлучек. Приучитесь объявлять ему с бодрым торжествующим видом: «Видишь, я говорила, что вернусь, вот я и здесь!»
Главное, что нужно запомнить
Малыш разрывается между жаждой независимости и потребностью в вашей поддержке.
Даже если опасности не существует, страх малыша вполне реален.
Ваши чрезмерные опека и мнительность при расставании плохо действуют на малыша, который начинает сомневаться в своей безопасности в ваше отсутствие.
Разговаривайте с малышом о том, что пугает его. Покажите ему, как вы любите его и как стремитесь понять все его опасения.
Придумайте несложный, но запоминающийся ритуал своего ухода и возвращения.