Смирнова Яна Анатольевна
Рабочая программа педагога психолога по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел программы
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы
1.2. Цель и задачи программы
Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его познавательные возможности.
Публикация «Рабочая программа педагога психолога по подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Важнейшая задача системы дошкольного воспитания – подготовка детей к школе, то есть формирование адаптивных способностей, направленных на приобретение дошкольниками определенных умений и навыков и благоприятствующих успешной перестройке познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к школьному обучению.
В современных образовательных условиях важно учитывать основные компоненты готовности к школе. На сегодняшний день ребенку недостаточно иметь определенный запас знаний и представлений. На первый план выходит психологическая готовность, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психологического развития :
• мотивационная готовность;
• определенный уровень развития произвольности поведения;
• определенный уровень развития высших психических функций;
• общий запас знаний и представлений об окружающем мире.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, и эти базовые качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, решение задачи подготовки ребенка к школе в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.
С учетом важности подготовки детей к школе и исходя из задач образовательной программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, развитию умственных способностей и речи – необходима целенаправленная работа с детьми, педагогами и родителями.
Поэтому предлагаемая программа по подготовке к школьному обучению состоит из учебных занятий, направленных на:
• развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) и тонкой моторики;
• формирование естественно-научных знаний и представлений;
• развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.
Цель программы : развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.
Задачи программы :
• совершенствование движений и сенсомоторное развитие – мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии;
• развитие отдельных аспектов психической деятельности – зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, пространственно-временных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
• развитие основных мыслительных операций – навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации; умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать свою деятельность;
• развитие разных видов мышления – наглядно-образного, словесно-логического;
• развитие эмоционально-личностной сферы – расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса; формирование учебной мотивации; развитие функций прогноза; планирования и саморегуляции; приобретение навыков группового взаимодействия.
1.3 Принципы программы
1. Принцип безопасности.
2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
3. Принцип положительного подкрепления.
4. Принцип доверия.
5. Принцип уважительного отношения друг к другу.
2. Целевые ориентиры
Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе занятий дети дошкольного возраста получат новые теоретические знания, необходимые для успешного обучения в первом классе и основополагающие для становления грамотной и культурной личности.
На развивающих занятиях дети должны научиться:
• ориентироваться на сенсорные эталоны;
• узнавать предметы по заданным признакам;
• составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
• практически выделять признаки и свойства явлений;
• различать противоположно направленные действия и явления;
• видеть временные рамки своей деятельности;
• определять последовательность событий;
• ориентироваться в пространстве;
• целенаправленно выполнять действия по инструкции;
• самопроизвольно согласовывать свои движение и действия;
• опосредовать свою деятельность речью;
• критически относиться к результатам своей деятельности;
• знать правила поведения в обществе;
• замечать и исправлять недостатки собственного поведения.
Объем программы и формы работы.
Реализация программы осуществляется в течение двух лет для детей 5-7 лет. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев один раз в неделю.
Формы работы : групповая, индивидуальная, консультирование педагогов и родителей.
Количество детей в группе : 8-10 человек.
Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств.
Структура занятий.
1. Развитие познавательных процессов: игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.
2. Работа в тетради : развитие мелкой моторики; решение логических задач.
3. Развитие эмоционально-личностных качеств, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции: подвижные игры, мини-тренинги, релаксационные упражнения.
Основные критерии эффективности работы по программе :
• к концу обучения успешное выполнение большинством детей предложенных заданий, упражнений;
• положительные результаты динамических обследований,
• проводимых в конце года;
• успешное формирование к концу года функций саморегуляции, коммуникативных навыков.
3. Возрастные психологические особенности развития детей
старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы и т. д. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат. Если для маленького ребенка важен лишь результат, его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.
Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы
конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
II. Содержательный раздел программы
1. Работа с педагогами и родителями в рамках
психолого-педагогического сопровождения
Содержание работы с педагогами заключается в оказании им психологической и информационной помощи.
Приоритетные задачи:
• ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;
• обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
• помочь создать условия, способствующие развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально-волевой сферы при осуществлении подготовки к школе.
Формы работы с педагогами : индивидуальные и групповые консультации, лекции-дискуссии, семинары-практикумы, деловые игры, тренинговые занятия.
Работа с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
Формы работы с родителями : индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, мини-тренинги, анкетирование. Перспективный план работы с родителями и педагогами прилагается.
2. Диагностика и мониторинг
Основная цель психологического обследования ребенка «на старте» школьного обучения заключается в выявлении зоны его ближайшего развития, а также индивидуально-психологических особенностей, поведенческих характеристик.
Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность коррекционно-развивающей работы, приводящей к психологической готовности детей к обучению в школе.
При существовании различных подходов к определению структуры психологической готовности общая точка зрения отечественных ученых на данный вопрос заключается в том, что это многокомпонентное образование, включающее параметры психического развития, наиболее существенно влияющие на успешность обучения в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению :
• личностно-мотивационный;
• интеллектуальный;
• эмоционально-волевой;
• психомоторный (функциональный);
• социально-психологический (коммуникативный).
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Не менее важны положительное отношение к обучению, способность к саморегуляции поведения и волевым усилиям для выполнения поставленных задач, навыки речевого общения, развитая мелкая моторика и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.
Поскольку психологическая готовность к школе – сложное многокомпонентное образование, то нет и не может быть единственной методики, ее измеряющей. А также, в соответствии с Положением о службе практической психологии в сфере образования, психолог имеет право самостоятельно определять комплекс диагностических мероприятий и подбирать необходимый психологический инструментарий.
На этом основании была составлена комплексная программа диагностики готовности детей к обучению в школе, в которой предлагается собственное представление и системе диагностической работы с дошкольниками, сложившееся в результате многолетней практической деятельности.
Для этой цели из огромного количества методик были выбраны наиболее информативные, прогностические и вместе с тем достаточно удобные и простые для использования. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, а материал заданий был наглядным и интересным для ребенка. Решение этой задачи опирается на теоретические представления отечественной и зарубежной психологии о возрастной периодизации и кризисах развития ребенка, о ведущей деятельности и новообразованиях в каждом периоде развития.
Базовые принципы построения программы – системность, комплексность, доступность, наглядность, индивидуальный подход.
Цель и задачи диагностики: определение личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого и функционального уровня развития дошкольников, выявление уровня готовности детей к школьному обучению.
Предполагается, что педагог-психолог ДОУ при изучении психологической готовности ребенка к школе ставит для себя следующие основные цели:
• выяснение особенностей психического развития детей для определения индивидуального подхода к ним в воспитательно-образовательном процессе;
• выявление детей, не готовых к школьному обучению, для проведения с ними развивающей или коррекционной работы, направленной на формирование
• необходимых для дальнейшей учебы функций;
• подготовка рекомендаций по выбору школы для будущих первоклассников в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку обучаться в оптимальном для него режиме.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста и подготовительной группы проводится в начале (вторая половина сентября) и в конце (в первой половине мая) учебного года.
По итогам исследования психологической готовности к школьному обучению составляется карта оценки уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе. Полученные результаты используются для организации коррекционно-развивающей работы.
Мониторинг психологической готовности ребенка к школе осуществляется в начале и конце года в каждой возрастной группе. Дети проходят диагностическое обследование по методикам, позволяющим исследовать: мотивационную готовность к школе, психофизическую готовность, психосоциальную готовность, познавательную деятельность, развитие произвольности и мелкой моторики, умение общаться с детьми и взрослыми. Данный набор позволяет получить достаточное представление о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности и изучить уровень сформированности всех компонентов психологической готовности к школе.
Календарно-тематический план по работе с родителями
№ Тема Содержание сроки
1 «Уже не малыш, еще не школьник». Возрастные особенности ребенка 6-7 лет. Новообразования возраста. Кризис 7 лет. Внутренняя позиция школьника. Предпосылки благополучного вхождения в новую школьно-учебную деятельность. Октябрь
2 «Составляющие психологической готовности к обучению в школе». Понятие «психологическая готовность к школе». Составляющие готовности к школе. Условия развития интеллектуальной и мотивавационной сфер ребенка. Развитие произвольного поведения. Эмоциональное благополучие будущих первоклассников. Ноябрь
3 «Факторы, влияющие на успешность обучения в школе». Показатели функциональной готовности к обучению в школе :
• уровень здоровья;
• физическое здоровье;
• готовность руки к письму;
• работоспособность.
Факторы риска: синдром гиперактивности и дефицита внимания, частые болезни, нарушение эмоциональной и поведенческой сферы. Условия обеспечения функциональной готовности к обучению в школе. Декабрь
4 Встреча с учителями школы. Требования начальной школы к знаниям, умениям и навыкам будущих первоклассников. Профилактика возможных трудностей в освоении учебных предметов. Вариативность программ школьного обучения. Февраль
5 «К школе готов? – Готов»! Ключевые элементы готовности к обучению в школе. Анализ объективной ситуации готовности детей к обучению в школе. Выбор программы школьного обучения с
учетом потребностей, возможностей и уровня развития ребенка. Апрель
Перспективный план занятий по подготовке детей к школе (5-6 лет)
Месяц № занятия Содержание занятия
Октябрь 1 1. Упр. «Знакомство».
2. Упр. «Будь внимателен».
3. Упр. «Ориентировка в пространстве».
4. Упр. «Назови предметы».
5. Игра «Камень и путник».
6. Упр. «Изобрази явление».
7. Упр. «Ручеек радости».
2 1. Упр. «Давайте поздороваемся».
2. Упр. «Разложи предметы по группам».
3. Работа в тетради.
4. Упр. «Не пропусти растение».
5. Игра «Сороконожка».
6. Релаксация «Надоедливая муха».
Ноябрь 1 1. Упр. «Назови и пройди на место».
2. Упр. «Собери эмоцию».
3. Упр. «Что перепутал художник».
4. Психогимнастика.
5. Работа с цифрами.
6. Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки».
2 1. Приветствие.
2. Упр. «Назови одним словом».
3. Упр. «Вспомни и назови».
4. Упр. «Повтори».
5. Игра: «Погода».
6. Упр. «Что изменилось».
7. Прощание «Ручеек радости».
3 1. Упр. «Назови и пройди на место».
2. Упр. «На что похоже?».
3. Упр. «Какой картинки не стало».
4. Игра «Шалтай-болтай».
5. Работа с цифрами.
6. Упр. «Штанга».
4 1. Приветствие.
2. Работа с кругами.
3. Упр. «На что похожи облака».
4. Игра: «Звери, птицы, рыбы».
5. Работа в тетрадях.
6. Ориентировка на листе.
7. Релаксация «Надоедливая муха».
Декабрь 1 1. Упр. «Раз, два, три – говори».
2. Игра: «Мячик».
3. Работа в тетрадях.
4. Упр. «Четвертый лишний».
5. Упр. «Сравни предметы».
6. Релаксация «Тихое озеро».
2 1. Упр. «Чего не хватает».
2. Упр. «Назови, что бывает того или иного цвета».
3. Игра «Раздувайся пузырь».
4. Работа в тетради.
5. Упр. «Закончи предложение».
6. Релаксация «Полет высоко в небе».
3 1. Приветствие.
2. Упр. «Горячий шар».
3. Упр. «Назови одним словом».
4. Упр. «Выбери нужное слово».
5. Упр. «Зоопарк».
6. Релаксация «Путешествие в волшебный лес».
4 1. Упр. «Передай мяч с закрытыми глазами».
2. Упр. «Как можно объяснить выражение?»
3. Упр. «Назови как можно больше слов».
4. Игра «Насос и мяч».
5. работа в тетради.
6. Психогимнастика.
Январь 1 1. Приветствие.
2. Упр. «Кто кем был?»
3. Упр. «Пары картинок».
4. Упр. «Найди такую же варежку».
5. Упр. «Дорисуй фигуры».
6. Упр. «Пчелкины песни».
2 1. Упр. «Назови деревья».
2. Упр. «Кто за деревом, кто за забором».
3. Работа в тетрадях.
4. Упр. «Цветные цифры».
5. Психомышечная тренировка.
6. Упр. «Солнечный лучик».
3 1. Упр. «Давайте поздороваемся».
2. Упр. «Четвертый лишний».
3. Упр. «Запомни и назови».
4. Работа в тетради.
5. Психомышечная тренировка.
6. Упр. «Найди отличия».
Февраль
1 1. Упр. «Назови обувь и пройди на место».
2. Упр. «Запомни и дорисуй».
3. Упр. Запомни и повтори».
4. Психомышечная тренировка.
5. Упр. «Узнай по описанию».
6. Упр. «Телефончик».
2 1. Упр. «Слушай и отвечай».
2. Упр. «Угадай фигурку».
3. Упр. «Послушай и повтори».
4. Упр. «Ответь на вопросы».
5. Упр. «Клоуны».
6. Релаксация.
3 1. Упр. «На что похоже настроение».
2. Упр. «Ответь на вопросы».
3. Упр. «Раскрась фигуры».
4. Упр. «Найди отличия».
5. Игра «Передай мяч подбородком».
6. Психомышечная тренировка.
4 1. Игра «Я – лев».
2. Упр. «Последовательность картинок».
3. Упр. «Повтори предложение».
4. Упр. «Послушай и доскажи».
5. Упр. «Дорисовывание».
6. Психомышечная тренировка.
Март
1 1. Приветствие.
2. Упр. «Угадай по смыслу».
3. Упр. «Скажи по-другому».
4. Работа в тетради.
5. Упр. «Заштрихуй».
6. Психомышечная тренировка.
7. Упр. «Четвертый лишний».
2 1. Упр. «Подбери по смыслу».
2. Упр. «Назови три предмета…».
3. Упр. «Запомни».
4. Упр. «Закончи цепочку».
5. работа в тетрадях.
6. Релаксация.
3 1. Упр. «Назови свое любимое имя.
2. Работа с цифрами.
3. Работа с цветными цифрами.
4. Упр. «Говори наоборот».
5. Упр. «Повтори фразу».
6. Упр. «Какого цвета не стало?».
4 1. Игра «Слепой и поводырь».
2. Упр. «Через стекло».
3. Упр. «Разрезные картинки».
4. Игра «Кричалки, шепталки, молчалки».
5. Упр. «Зачеркни букву».
6. Психомышечная тренировка.
Апрель
1 1. Упр. «Послушай предложение и расскажи».
2. Работа в тетрадях.
3. Упр. «Выбери из трех объектов лишний».
4. Мимическая гимнастика.
5. Игра «Ухо – нос».
2 1. Упр. «Ответь на вопросы».
2. Упр. «Назови одним словом».
3. Игра. «Жмурки».
4. Упр. «Мостик».
5. Упр. «Задувание свечи».
6. Релаксация.
3 1. Упр. «Угадай, о чем я расскажу?».
2. Работа в тетрадях.
3. Упр. «Какие знаки что обозначают».
4. Упр. «Составь предложение».
5. Упр. «Запомни пары картинок».
6. Релаксация.
4 1. Игра «Паровозик».
2. Упр. «Слушай и исполняй».
3. Упр. «Художник».
4. Игра «Бип».
5. Упр. «Подбери подходящее слово».
6. Упр. «Черепаха».
Май
1 1. Упр. «Зачеркни букву».
2. Работа в тетради».
3. Игра «Разведчики».
4. Упр. «Назови предметы».
5. Физкультминутка.
6. Упр. «Передаем рисунок по кругу».
2 1. Упр. «отгадай».
2. Упр. «Собери башню».
3. Упр. «Удержи карандаш».
4. Упр. «Коллективный рисунок».
5. Игра «Шалтай-болтай».
6. Релаксация.
3 1. Игра «Болванчик».
2. Упр. «Отгадай какое настроение».
3. Упр. «Да и нет не говори…».
4. Работа в тетради.
5. Упр. «Потянулись».
4 1. Упр. «Лепим лицо».
2. Упр. «Удержи мешочек».
3. Игра «Обезьяна, пальма, крокодил».
4. Упр. «Нарисуй лепесток».
5. Упр. «Массаж в паре».
Перспективный план занятий по подготовке детей к школе (6-7 лет)
Месяц № занятия Содержание занятия
Октябрь 1 1. Упр. «Мое самое любимое имя».
2. Игра. «Ниточка и иголочка».
3. Упр. «Учимся говорить спасибо».
4. Упр. «Оцени свое настроение».
5. Игра «Идем в магазин».
6. Упр. «Мышечная релаксация».
2 1. Упр. «Поздоровайся».
2. Упр. «Самопрезентация».
3. Упр. «Подбери парную картинку».
4. Упр. «10 предметов».
5. Упр. «Удивительная ладонь».
6. Упр. «Изобрази без предмета».
6. Релаксация «Порхание бабочки».
Ноябрь 1 1. Дыхательное упражнение «Певец».
2. Упр. «Маленький и большой».
3. Упр. «Чем похожи и чем отличаются?».
4. Упр. «Схемы эмоций».
5. Игра «Веселая прогулка».
6. Релаксация «Полет высоко в небе».
2 1. Дыхательное упражнение «Ракета».
2. Упр. «Что это? Кто это?».
3. Упр. «Настроение и природа».
4. Упр. «Запомни и нарисуй».
5. Упр. «Матрицы».
6. Релаксация «Путешествие в волшебный лес».
3 1. Упр. «Придумай слова-признаки».
2. Упр. «Обратный счет».
3. Упр. «Сложи предметы вместе».
4. Упр. «Повтори слова».
5. Игра «Тропинка».
6. Упр. «Матрицы».
7. Релаксация.
4 1. Упр. «Разложи картинки по группам».
2. Упр. «Выложи цифры».
3. Упр. «Расскажи свой страх».
4. Игра «Передай мячик».
5. Упр. «Нарисуй свое настроение».
6. Релаксация.
Декабрь 1 1. Упр. «Азбука настроения».
2. Упр. «Волшебные квадраты».
3. Игра «Разноцветные очки».
4. Упр. «Чем похожи, чем отличаются?».
5. Упр. «Нарисуй свой страх».
6. Релаксация «Матрицы».
2 1. Упр. «Пальцы».
2. Игра «Поезд».
3. Упр. «Подбери парную картинку».
4. Работа в тетради.
5. Упр. «Четвертый лишний».
6. Релаксация «Полет высоко в небе».
3 1. Упр. «Встаньте те, кто…».
2. Упр. «Представься с помощью куклы».
3. Упр. «Хитрые вопросы».
4. Игра «Динозаврики».
5. Упр. «Лесная школа».
6. Релаксация «Изобрази эмоции».
7. Релаксация «Отдохнем».
4 1. Упр. «Опиши друга».
2. Упр. «Цифры».
3. Упр. «Назови как можно больше слов».
4. Игра «Насос и мяч».
5. работа в тетради.
6. Психогимнастика.
III. Организационный раздел программы
1. Комплекс диагностических методик для обследования детей
1. Диагностика умения сосредотачиваться, распределять внимание, сенсорное восприятие «Построим домик», «Найди одинаковые предметы», Корректурная проба».
2. Диагностика уровня развития саморегуляции, внимания «Соединим точки».
3. Диагностика сформированности мышления «Заштопаем ковер», «Зачеркни лишнее», Соедини цицру и картинку».
4. Диагностика состояния памяти, утомляемости, активности внимания «Домики».
5. Диагностика уровня развития саморегуляции, восприятия «Дорисуй фигуру».
6. Диагностика умения сосредотачиваться, уровня словесно-логического мышления «Найди предметы на один звук».
7. Диагностика состояния памяти «Запомни и подчеркни», «Зрительная память».
8. Тест на определение уровня развития мелкой моторики, сформированности восприятия «Продолжи ряд», «Проведи линии».
9. Тест на самооценку «Разрешение проблемных ситуаций».
10. Тест «Определение уровня готовности к обучению в школе».