Чалбышева Лариса
Программа «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Публикация «Программа „Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей„» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Темочки
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.
Цель программы – развития творческих способностей детей используя различные нетрадиционные техники изобразительного искусства.
Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Программа составлена для возрастной группы детей 6-7 лет,
срок реализации -1 год.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо.
Педагогическая целесообразность
Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования :
Рисование по сырому листу
Монотипия
Оттиск
Кляксография
Восковые мелки (свеча)+акварель
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются :
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы :
— Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
— Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции);
— Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
— Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
— Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
— Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
— Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
— Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
— Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
— Принцип интегративности (синтез искусств).
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- Принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
-Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и ху-дожественной деятельности;
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- Принцип организации тематического пространства - основы для развития образных представлений;
- Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Ожидаемые результаты.
У ребенка будут сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Ребенок овладеет навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник рисования.
Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, свои рисунки, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания.
Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, логического мышления, творческих способностей, воображения, фантазии.
Сможет находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, свойствами нетрадиционных изобразительных материалов.
В совершенстве будет развита пластика кистей рук, их координация и гибкость.
В результате совместной продуктивной деятельности
• происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
• ребенок обучается новым нетрадиционным техникам и способам изображения;
• развивается способность свободно экспериментировать различными нестандартными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
• ребенок получает начальные знания об искусстве;
• развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
• развивается чувство композиции;
• ребенок овладевает азами цветоведения;
• развивается пластика, координация и гибкость кистей рук.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы, без усилий использовать инструменты. (Приложение № 1)
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, нетрадиционных техник исполнения. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
Презентация работ
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Мониторинг реализации образовательной программы.
Мониторинг реализации программы в дошкольном образовательном учреждении проводится 2 раза в год (сентябрь, май)
Форма подведения итогов реализации программы
• ежемесячно проводятся выставки работ воспитанников
• персональная выставка работ 1 раз в квартал
• размещение информации и рисунков воспитанников на сайте дошкольного образовательного учреждения;
• участие в конкурсах городского,регионального уровня.
Мониторинг освоения детьми программного материала.
задачи Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.
показатели Использует различные цвета и оттенки Умеет изображать в пространстве Владеет техникой рисования по мокрой бумаге. Умеет рисовать восковыми мелками, свечой и акварелью Умеет выпол –нять оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др. Владеет техникой кляксографии Владеет техникой монотипия.
Фамилия имя ребенка
Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
Высокий уровень (3) – ребенок самостоятельно выбирает технику рисования, создает изображения предметов (с натуры, по представлению, использует различные цвета и оттенки.
Средний уровень (2) - создает изображения предметов (с натуры, по представлению, использует различные цвета и оттенки, затрудняется в выборе техники рисования.
Низкий уровень (1) – схематичное изображение, однотипная техника рисования (только карандаши или краски).
Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия.
Оценка освоения детьми программного материала.
Рисование на мокром листе.
3 балла — ребенок не испытывает затруднения в работе, выполняет задания самостоятельно, техническими навыками владеет в совершенстве; знает цвета.
2 балла — технические навыки освоены частично, испытывает затруднения в изображении симметричной дуги радуги; старается быть аккуратным.
1 балл — не аккуратен, рисунок сливается в одно большое пятно, не существует симметрии дуги.
Рисование свечой и восковыми мелками.
3 балла — ребенок выполняет задание самостоятельно, освоил технические навыки рисования (тонирует лист бумаги, соблюдает последовательность направления кисти слева на право; располагает сюжет на всем листе.
2 балла — ребенок затрудняется в выполнении тонирования листа, требуется помощь взрослого; не соблюдает последовательность направления слева на право; ограничен в пространстве изображения сюжета, не аккуратен.
1 балл — техническими навыками владеет слабо, не работает без помощи педагога, не знает направление, слабо держит кисть, не аккуратен в работе и не усидчив.
Оттиск
3 балла — ребенок совершенен в использовании технических средств рисования,не нуждается в помощи взрослого, усидчив.
2 балла — требуется частичная помощь педагога при выполнения отпечатка, правильно украшает углы и середину листа; старается быть аккуратным в выполнении задания.
1 балл — рисунок из одних клякс, нет ориентира на листе, не аккуратен в работе, нет усидчивости.
Кляксография
3 балла — ребенок самостоятельно владеет техникой рисования, аккуратен в работе; в изображении прослеживается плавность, четкость; располагает сюжет на всем листе.
2 балла — ребенок освоил частично технические навыки рисования; затруднение испытывает в раздувании клякс, нуждается в незначительной помощи взрослого.
1 балл — ребенку необходима постоянная помощь взрослого, плохо развита мелкая моторика рук, не аккуратен.
Монотипия
3 балла — ребенок выполняет задания самостоятельно, освоил технические навыки рисования (складывает лист пополам, наносит кляксы кистью, разглаживает рукой свернутый лист, дорисовывает увиденное, соблюдая последовательность.
2 балла — ребенок справляется с заданием частично: не складывает лист пополам и не аккуратно разглаживает его рукой, старается дорисовать увиденное.
1 балл — ребенок не справляется с последовательность выполнения заданий, не аккуратен в работе, не дорисовывает.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Сквозная тема Тема занятия Техника Цель
1. 2 неделя октября Моя улица «Осень наступила» Сюжетная монотипия Знакомство с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.
2. 4 неделя
октября Осень – щедрая пора. «Осенний пейзаж» Рисование на сыром листе Знакомство с нетрадиционной художественной техникой рисования по сырому листу.
3. 2 неделя декабря Мой родной край. «Деревья в снегу в нашем парке» Оттиск капустным листом Обучение приему рисования, делая оттиск капустным листом.
4. 3 неделя декабря Москва –столица нашей Родины. «Празднечный салют» Восковые мелки +акварель Обучение нетрадиционному
приему рисования восковыми мелками и акварелью.
5. 5 неделя января Волшебница – зима «Морозные узоры на стекле» Свеча + акварель Закрепление умений тонировать бумагу с нарисованным свечой рисунком.
6. 1 неделя февраля Прекрасное рядом. (явления неживой природы) «Дует, дует ветер…» Рисование на сыром листе Закрепление умений детей рисовать по мокрому.
7. 2 неделя марта Волшебный мир сказок. Мир театра «Сказочный дворец» Оттиск Закрепление умений применять технику оттиска.
8. 4 неделя марта Весна-красна! «Деревья в цвету» Кляксография Знакомство с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.
9. 3 неделя апреля Насекомые.
Земноводные. «Бабочки летают, бабочки!» Предметная монотипия Закрепление знаний детей о монотипии. Знакомство детей с симметрией (на примере бабочки).
10. 1 неделя мая В семье единой «Нам нужен мир!»
Коллективная работа Кляксография, оттиск, восковые мелки. Совершенствова ние умений применять в рисунке знакомые техники рисования.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Москва-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с. ; илл.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
3. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
4. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения у дошкольников. Ульяновск, 2007.
5. Рябинина Е. «Удивительные превращения кляксы» «ТРИЗ плюс» https://triz-plus.ru/
6. Якобсон С. Г. Дошкольник, каков он? М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
8. 12. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / Художник А. А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96 с.
11. Программа «От рожденгия до школы». Н. Е. Веракса, Мозаика-Синтез 2013г.
12. Комарова Т. С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 96г.
13. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 85г.
14. Швайко Г. С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.
15. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. - Новосибирск: РИФплюс, 1997.
16. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М. : Просвещение, 2003
17. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет. - М. : Апрель: ACT, 2005.
18. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия, 2000.
19. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.