Елена Виноградова
Программа «Мы живем на Урале» как одна из вариативных форм реализации основной общеобразовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений: доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования; развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования.
Публикация «Программа „Мы живем на Урале“ как одна из вариативных форм реализации основной общеобразовательной программы» размещена в разделах
Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Вариативные формы дошкольного образования - это увеличение охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом объем обязательной части должен составлять не менее 60% времени, необходимого для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объема. Образовательная программа «Мы живем на Урале» позволяет определить целевые ориентиры, содержание, средства и условия образования детей младшего и старшего дошкольного возраста. В части формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования каждой дошкольной образовательной организации, а также может служить для родителей дошкольников основой содержания процесса воспитания и обучения ребенка в условиях семейного образования.
Мы выбрали образовательную программу «Мы живем на Урале», которая, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа реализуется уже третий год, в виде кружка, один раз в неделю.
В образовательной программе :
1. определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением для взрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов современного ребенка;
- представлено содержание программы, направленное на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации при сохранении этнической самоценности; компонентами содержания становятся толерантность, гражданственность и этнотолерантность, которые могут форми-роваться целенаправленно средствами вхождения ребенка в культуру;
2. описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы;
3. определены планируемые результаты освоения ребенком образовательной программы как целевые ориентиры для взрослых;
4. определены подходы к конструированию интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста;
5. определены требования, предъявляемые к взрослому, ориентированному на учет специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
В программе затронуты все образовательные области, определены следующие принципы организации образовательного процесса: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип вариативности, принцип индивидуализации.
Разработали блочно- тематическое планирование, а затем и календарно- тематическое планирование для каждой возрастной группы, опираясь на местность в которой проживают дети, менталитет людей, интересы родителей и детей. В блочно - тематическом планировании было выбрано восемь основных блоков таких как :
- мой родной край;
- символика родного города (села);
- природные особенности Среднего Урала (нашего села);
- памятные места;
- культурные традиции народов Среднего Урала (нашего села);
- народные праздники;
- декоративно- прикладное искусство народов Среднего Урала;
- встречи с интересными людьми.
При работе с детьми мы использовали следующие формы совместной образовательной деятельности:
- игры дидактические, интерактивные, ритмические, коммуникативные, ситуативно – ролевые, творческие и т. д.
- выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций, картин, фотографий, проектов;
- образовательные ситуации и игровые тренинги;
- создание наглядных пособий (моделей, плакатов, макетов, коллажей);
- тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей;
- беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных пре-зентаций;
- рассматривание детских фотографий родителей, бабушек, дедушек;
- подвижные игры народов Урала;
- устное народное творчество;
- краткосрочные, длительные проекты, детско-взрослые проекты «Путешествие по реке времени»;
- сказки, игрушки, игры разных народов Урала, народные промыслы;
- составление герба своей семьи;
- участие в социальных акциях «Поможем детям»; «Сбор макулатуры»
- ведение «экологического дневника (альбома);
- работа с календарем природы;
- преобразующая фантазийная деятельность.
Таким образом, реализация вариативных форм образования в нашем детском саду представляет взаимосвязанную деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в рамках государственных стандартов.