Наталья Данилина
Рабочая программа вокального кружка «Капельки» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
вокального кружка «Капельки»
(в рамках реализации программы ФГОС)
Направление: художественно – эстетическое;
Тип программы – образовательная;
Нормативный срок освоения программы : 1год
Возраст обучающихся: 7 – 8 лет
Публикация «Рабочая программа вокального кружка „Капельки“ по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Вокальный кружок
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Составитель:
Данилина Н. С.
Содержание:
1. Пояснительная записка…3
2. Цель, задачи…. 6
3. Условия реализации образовательной программы… 6
4. Формы организации вокальной деятельности… … 6
5. Ожидаемые результаты освоения программы….8
6. Учебно – тематический план 1 года обучения… .…. 10
7. Основные направления содержания деятельности… .11
8. Материальное обеспечение программы….. 12
9. Примерный репертуар 1 года обучения…. 12
10. Список рекомендуемой литературы для педагога…13
11. Список полезных интернет – ресурсов для педагога…14
12. Список литературы для учащихся….14
13. Приложения…15
1. Пояснительная записка.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении:
o Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
o Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г. ,регистрационный номер 19707);
o Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
o СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
o Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
o Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
o Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
o Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
o Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Данная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в том числе художественно-эстетической.
Характеристика программы
По характеру деятельности — комплексная, образовательная.
По педагогическим целям — практико - ориентированная, развивающая художественно-творческие способности, познавательная.
По форме занятий — групповые занятия.
По возрастным особенностям – 7- 8 лет.
По временным показателям – 1 год обучения.
Актуальность программы.
Музыкальное воспитание детей является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Без должной музыкальной подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни.
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Основной формой обучения являются групповые занятия. Каждое занятие содержит несколько видов работ, так как смена вида деятельности активизирует восприятие детей, их творческий интерес и способности.
В процессе обучения ярко проявляются индивидуальные черты детей: творческие способности, наличие воли и сосредоточенности, целеустремлённость, умение контактировать со сверстниками и публикой. Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса учащихся основывается на изучении народного музыкального творчества, также произведений русских, советских, зарубежных композиторов, композиторов - классиков.
Обучение детей музыкальной грамоте способствует развитию ритма, слуха, творческих способностей, способностей к импровизации, прививает любовь к современному искусству и стимулирует творческую инициативу.
Данная программа ставит задачи способствовать развитию у детей творческих способностей, эстетического вкуса, умения общаться в коллективе.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников объединения дополнительного образования в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях.
Новизна программы
Программа :
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
2. Цель и задачи
Цель: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-заинтересовать, увлечь детей музыкой, раскрыть ее внутренние связи с жизнью
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
-осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию здоровья
детей.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
3. Условия реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей 7 - 8 лет.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 35 часов в год.
4. Формы организации вокальной деятельности :
- музыкальные занятия (групповые, индивидуальные,
индивидуально-групповые);
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт (может проводиться для самих детей, педагогов, гостей).
Каждое занятие строится по схеме:
1. Настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 минуты);
2. Дыхательная гимнастика;
3. Распевание;
4. Работа над произведением;
5. Анализ занятия;
6. Задание на дом;
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
Методы организации занятий
1. Словесный метод обучения:
• Устное изложение;
Рассказ
• Беседа;
• Анализ текста, структуры музыкального произведения;
2. Наглядные методы обучения:
• Показ видеоматериалов, иллюстраций;
• Показ, исполнение педагогом;
• Наблюдение;
3. Практические методы обучения:
• Вокальные упражнения;
• Разучивание и работа над песней;
Движения под музыку;
• Элементы театрализации;
• Музыкальные игры.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения.
В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковые методы обучения.
Участие детей в коллективном поиске (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);.
4. Исследовательские методы обучения
Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
В ходе реализации программы могут применяться педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Песенный репертуар подбирается с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности, он должен носить воспитательный характер, соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива, быть разнообразным по характеру, содержанию, закреплять приобретенные умения и навыки.
Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя изучение основ музыкальной грамоты.
Практическая – разучивание и исполнение песен, попевок, музыкально-ритмических упражнений.
5. Ожидаемые результаты освоения программы :
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются :
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
-овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации.