Светлана Косицына
Программа «Мир открытий» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий». Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой,образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ср. гр. восп. продолжает работу по развитию сам. игровой деятельности детей. Стимулирует и вовремя удовлетворяет познавательные запросы ребенка, что приводит к резкому скачку количества сюжетов и тем, связанных с более широким кругом представлений (знаний) детей об окружающем. Сюжетно-ролевые игры. В СР играх воспитатель побуждает детей действовать в соответствии с определенной ролью. Ролевое поведение детей усложняется, они начинают строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги. Расширение круга информации познавательного характера приводит к тому, что тематика детских игр включает уже не только бытовой опыт, но и сведения, полученные на различных занятиях, через просмотр телепередач и чтение художественной литературы. Влияет не только привнесение ребенком своих знаний в игру, но и взаимодействие детей, в процессе которого они обмениваются своими игровыми идеями. Важным фактором развития и поддержки игры является деятельность воспитателя и родителей по привлечению детей к самостоятельному созданию и изменению предметной среды самодеятельной игры, что позволяет каждому ребенку в полной мере реализовать свою инициативу и личный опыт. В СР игре восп. развивает речевые, игровые, творческие и коммуникативные умения ребенка. Методы и приемы педагогической поддержки и развития сюжетной игры предполагают: участие восп. в игре; осуществление общей оценки игры каждого ребенка и составление на этой основе планов по индивидуальной работе с некоторыми детьми; обучение детей новым игровым действиям; поощрение и поддержку самостоятельных действий ребенка по словесной инструкции; организацию наблюдений за бытовыми действиями взрослых; иллюстрирование сюжета игры; чтение худ. текстов с последующим их игровым воспроизведением. Игры-экспериментирования. В этих играх ребенок удовлетворяет потребности в активном освоении окружающего мира и общении со сверстниками. Наиболее доступными для детей средней группы являются игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию; игры с природным материалом; социальные ИЭ с взрослыми и с другими детьми. ИЭ с природным материалом разнообразны, интересны для детей всех возрастов, но требуют особого внимания со стороны взрослых, задача которых состоит в том, чтобы создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность. Наиболее подходящими для детского экспериментирования являются песок, глина, вода, снег и лед. Педагог в данных играх закрепляет знания детей о свойствах песка, развивает умение детей сооружать из песка несложные постройки, украшать их бросовым и природным материалом, способствует включению построек в общий сюжет. Восп. организует следующие игры с песком, снегом, льдом. Рекомендуется организация следующих игр: с зеркалом; со светом; со стеклами и др. Лучшая форма контроля – это участие педагога в детской игре, наблюдение за игрой, предложение новых «экспериментальных идей», своевременные и точные ответы на детские вопросы по ходу игры.
Публикация «Программа „Мир открытий“ в средней группе» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку взрослого, в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать правильный ответ. Важные умения – научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении. Необходимо обращать внимание на характер общения ребенка с педагогом и другими детьми, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета. При этом надо обучать и невербальным средствам общения, использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета в соответствии с ситуацией.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В ср. гр. НОД осуществляется преимущественно в форме образовательных ситуаций. Основой задачей их конструирования является организация систематизации и осмысления знаний и опыта, полученных детьми в процессе различных видов деятельности. Поскольку главными факторами формирования навыков безопасного поведения в 4-5 лет являются ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности и отработка выполнения правил в разных ситуациях, основной объем программных задач решается в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах. Во время утреннего приема детей в образовательную организацию проводятся беседы, способствующие формированию представлений о правилах безопасности в помещении. При выполнении трудовых поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой деятельности педагог знакомит детей с соответствующими правилами безопасного поведения, осуществления действий. В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения, направленные на ознакомление с моделями безопасного поведения.
Результатами наблюдений становятся обогащение представлений детей о безопасных способах осуществления различных видов деятельности, накопление социального, коммуникативного, исследовательского опыта. Проведение подвижных игр предваряется проговариванием правил безопасного осуществления данного вида двигательной деятельности, знакомством с правилами безопасного поведения на игровой площадке. В ходе прогулок организуется отработка выполнения различных правил, на элементарном уровне формируется умение сопоставлять свои действия с правилами. В ходе организации трудовой деятельности на прогулке осуществляется знакомство с безопасными способами переноса и использования инвентаря, выполнения трудовых операций. Организуется ознакомление с правилами поведения безопасного для себя и окружающей природы. Перед завтраком, обедом, полдником, ужином, перед дневным сном и после ужина организуется ознакомление с произведениями художественной литературы, просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, проведение игр-инсценировок и драматизаций по сказкам и рассказам. Это позволяет значительно обогатить представления и впечатления дошкольников, которые в дальнейшем при помощи педагога будут перенесены и использованы в реальных условиях. Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог наблюдает за тем, какие действия дети выполняют правильно, какие правила они освоили. С развитием игровой деятельности все большее значение для осмысления приобретенного опыта, знаний приобретают СР игры. Очень важно оборудовать уголки для игр с учетом уровня развития детей. Как и ранее, важнейшую роль в формировании основ культуры безопасности играет семья. Дети 4-5 лет еще не умеют анализировать ситуации, оценивать поведение других людей. Тактика обучения воспитанников ср. гр. связана с двумя их возрастными особенностями: дети охотно выполняют правила, но не всегда могут оценить соответствие своих действий правилам. Организуется знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в лесу, у реки, на морском побережье. При этом акцент делается не на изучение потенциальных опасностей, связанных с данными природными сообществами, а на сохранение контакта с взрослыми, строгое соблюдения требования совместного с ними осуществления действий. Педагог знакомит детей с правилами поведения при встрече с домашними и бездомными животными. Поскольку детям 4-5 лет бывает трудно научиться отличать потенциально опасных животных. Педагог знакомит детей с правилами поведения в природе, делая акцент не на запреты, а на понимание детьми этих правил. Составляет с детьми природоохранные знаки. Безопасность на улице. Основная работа по ознакомлению детей с устройством улицы, с моделями безопасного поведения у дороги, в транспорте, при переходе дорог осуществляется родителями. Главным методом обучения является демонстрация в повседневной жизни значимыми взрослыми моделей безопасного поведения. Обогащение представлений и их применение организуется педагогом в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр «Водители», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе дидактических игр, конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, телепередач. Безопасность в общении. Основным источником информации о правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми для детей 4-5 лет также являются родители. Наблюдение за их действиями позволяет ребенку сформировать первичные представления о том, какое поведение недопустимо со стороны взрослых, что позволено и что запрещено делать детям, познакомиться со сводом элементарных правил культурного и безопасного поведения. Педагог знакомит детей с правилами взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию, откликаться на проявление дружеских чувств, сдерживать негативные эмоции, избегать конфликтных ситуаций. Безопасность в помещении. В ср. гр. активно формируются навыки безопасного использования предметов быта. Большое значение для обогащения их практического опыта имеет выполнение дошкольниками трудовых поручений дома и в дошкольной образовательной организации. Успешное освоение детьми содержания данного раздела во многом определяется согласованностью позиций и усилий педагогов и родителей. Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. Происходит знакомство с работой экстренных служб. Организуется знакомство с правилами поведения в общественных местах. Основной упор делается на необходимость сохранения контакта с взрослыми.
ЗНАКОМСТВО С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Восп. организует экскурсии по детскому саду, наблюдает с детьми за работой взрослых. Учит уважительно относиться к результатам их труда. В рамках общей темы образовательной работы рассказывает детям о людях разных профессий, читает произведения художественной литературы, в которых описывается труд этих людей. Предлагает сравнить, что делать легко и что – трудно. Рассказывает, как производят хлеб, другие продукты питания, одежду, обувь, посуду, автомобили и т. п., обращая внимание на цепочки взаимосвязанных занятий взрослых. Поясняет, что изготовление некоторых вещей происходит быстро, а других – медленно, объясняет, почему это так.
РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Воспитатель приучает детей самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время кашля и чихания, пользоваться расческой.
Дети самостоятельно учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, аккуратно убирают одежду на место, замечают неполадки в своей одежде и обращаются к взрослому для их исправления. Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, учатся пользоваться вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды; относить хлебницы и салфетки на раздаточный стол. Дети постепенно приучаются застилать свою постель после дневного сна.
ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДУ.
Хозяйственно-бытовой труд. Педагог продолжает учить детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и вилки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раздавать художественные и дидактические материалы, расставлять стулья и пр. По мере освоения детьми алгоритма трудового действия педагог учит выполнять обязанности дежурного по столовой, воспитывает желание трудиться не только для себя, но и для других. Приобщает детей к оформлению группы и участка детского сада перед праздником. Напоминает детям о значении самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в жизни самого ребенка. и в его общении с другими людьми. Труд в природе. Педагог создает условия и пробуждает у детей желание ухаживать за комнатными растениями и растениями на территории детского сада. Дети участвуют в посильной разнообразной трудовой деятельности в уголке природы, в группе, на участке детского сада и огороде. Воспитатель показывает детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, огорода, клумбы; дети и взрослые делают простые кормушки из бросового материала, скворечники, подкармливают птиц зимой. Педагог поручает детям убирать за собой мусор, расставлять на место оборудование и материал после проведения опытов, подкармливать зимующих птиц, подметать дорожки в теплое время года, а зимой – помогать взрослым расчищать их от снега. Дети участвуют в изготовлении простых приборов для исследований : дождемера, снегомера и т. п.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о планете Земля как общем доме людей,об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений детей об окружающем мире.
• Знакомить с временами года и их последовательностью, закреплять представления о частях суток, учить замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения.
• Формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с природой; о самых простых природных взаимосвязях.
• Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы; между состоянием объектов природы и окружающей среды.
• Обогащать представления детей о предметах посуды, мебели, одежды и др. Расширять представления о ближайшем окружении ребенка, о разных видах транспорта; знакомить с разнообразием зданий, особенностями жизни людей в городе и деревне, некоторыми достопримечательностями родного города или села.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
• Развивать интерес детей к природным и рукотворным объектам, поддерживать исследовательскую деятельность ребенка; поощрять детскую инициативу, самостоятельные «открытия» свойств предметов окружающего мира.
• Учить выстраивать последовательности, классифицировать по разным признакам объекты рукотворного мира, живой и неживой природы.
• Подводить к употреблению обобщающих понятий.
• Учить узнавать и называть простейшие материалы, из которых сделаны предметы в окружении.
• Содействовать проявлению и развитию личности ребенка-дошкольника в процессе разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений Сравнение предметов и групп предметов
• Продолжать развивать умения выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку; выделять части группы; находить «лишние» элементы; выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.
• Совершенствовать умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше.
Количество и счет
• Развивать умение считать в пределах 8 в прямом порядке; закреплять умение при пересчете согласовывать существительное с числительным в роде и падеже и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
• Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность.
• Закреплять умение отсчитывать предметы из большего количества по названному числу.
• Формировать первичные представления о числовом ряде и порядковом счете. Величины • Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке и выражать в речи соотношение между ними.
Геометрические формы
• Формировать представления о плоских геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, и объемных фигурах: кубе, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; развивать умение находить в окружающей обстановке предметы данной формы. Пространственно-временные представления
• Развивать умение устанавливать пространственно-временные отношения; совершенствовать умение двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе.
• Формировать первичные представления о плане-карте, учить ориентироваться по элементарному плану.
• Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ; развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитание звуковой культуры речи
• Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких
• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».
• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове.
• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.
• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
• Формировать четкую дикцию
Словарная работа
• Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий
• Уточнять обобщающие понятия
• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.
• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово.
• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, например: дети – ребята, доктор – врач; чистый – грязный, холодный – горячий.
• Знакомить с многозначными словами Формирование грамматического строя речи
• Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
• Развивать умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание слов.
• Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении
• Упражнять в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением
• Учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа.
• Упражнять в образовании названий предметов посуды
• Обучать способам отыменного образования глаголов
• Поощрять характерное для детей словотворчество, подсказывать образец слова.
• Побуждать употреблять в речи простейшее виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
• Вводить ситуацию «письменной речи».
Развитие связной речи
• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей.
• Учить пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных.
• Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения.
• Подводить к составлению рассказов из личного опыта.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства. мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопережевания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
Художественная литература и фольклор
• Поддерживать интерес ребенка к книге, стремление к постоянному общению с ней. • Развивать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям.
• Формировать умение различать на слух и понимать произведения разных жанров
• Учить вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику и красоту поэтического текста. Художественно-продуктивная деятельность
• Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение; обогащать детей художественными впечатлениями; знакомить с произведениями разных видов народного и декоративно-прикладного искусства; формировать первое представление о дизайне; знакомить с «языком искусства» на доступном уровне.
• Расширять тематику детских работ с учетом индивидуальных интересов и способностей детей, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты
• Содействовать осмыслению взаимосвязи между объектами как темы для изображения; самостоятельному поиску замыслов и сюжетов; выбору способов и средств их воплощения в разных видах изобразительной и художественно конструктивной деятельности.
• Расширять художественный опыт детей; содействовать развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовой техники рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами
• Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулировать интерес к выражению своих
представлений и эмоций в художественной форме; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве. Музыка
• Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкальной деятельности.
• Развивать первоначальные навыки слухового контроля исполнения
• Содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности.
• Поддерживать желание и умение использовать различные атрибуты, украшающие различные виды музицирования.
Конструирование
• Обогащать представления детей об архитектуре, знакомить со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.
• Расширять опыт создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, мягких модулей, безопасных предметов мебели.
• Учить различать и называть детали строительного материала; использовать детали с учетом их конструктивных свойств