Наталия Кущ
Программа ДО кружка по ФЭМП в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «ДС №19»
___Т. А. Шевцова
Пр. №132 «02» сентября 2019г.
Программа ДО
кружка : «Занимательный мир математики»
образовательная область «Познавательное развитие»,
направление - «ФЭМП»
дошкольной средней группы МДОУ «ДС №19»
на 2019-2020 уч. год
Разработала:
воспитатель
«соответствие занимаемой должности»
средней группы МДОУ «ДС№19»
Публикация «Программа ДО кружка по ФЭМП в средней группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Кущ Наталия Алексеевна
Пояснительная записка
(актуальность выбранной темы)
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Цель программы :
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Задачи программы :
1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;
2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;
3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:
1. Основная образовательная программа ДОУ;
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014;
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради;
4. Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М. : ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.
Организация НОД: проводится 1 раза в неделю во второй половине дня.
Длительность НОД: – 20 мин.
Форма организации: подгрупповая
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2. Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: на начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Работа с родителями:
Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.
Содержание программы
Все НОД проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.
Списочный состав подгруппы -13 человек.
Программа рассчитана на 1 год для детей 4 – 5 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 20 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Основными принципами программы математического кружка являются :
• умственного развития дошкольника.
• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации НОД:
В процессе НОД используются различные формы:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
• Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов
Итоговые результаты освоения Программы :
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет.
• Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
• Считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет).
• Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
• Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
• Различает величины: длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
• Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
• Различать и называть: круг (овал, многоугольники (треугольники, прямоугольники, шар, куб. Проводить их сравнение.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
• Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.
• Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц, уметь составлять из двух меньших.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД, дети применяют в игровой деятельности.
«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, ориентироваться на листе бумаги.
«Речевое развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Контроль
• Итоговые НОД;
• Мониторинг.
Разделы рабочей программы :
1. «Количество и счет»
Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
Познакомить с цифрами от 1 до 5.
Учить соотносить цифры с количеством предметов.
Учить понимать отношения между числами в пределах 5.
Учить отгадывать математические загадки.
Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько», «который», «какой по счету?».
Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
3. «Величина»
Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т. д.).
Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.
Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Учить различать понятия: быстро, медленно.
5. «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
6. «Ориентировка в пространстве»
Продолжать учить правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа ДОУ
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради.
4. Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М. : ИРИАС, 2016. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.)