Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «В мире открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «В мире открытий»
Основные цели:
Формировать опыт целеполагания, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения : «Что нужно делать если мы чего-то не знаем, но очень хотим узнать?»;
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
Развивать элементарные навыки исследовательской деятельности;
Воспитывать дружеские отношения, развивая умение работать в группах.
Дидактические материалы: схемы
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „В мире открытий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Оборудование: смарт доска, стилус; соль, яйца для опыта, ложка столовая, стакан малый, стакан большой
Краткая аннотация к работе: сценарий образовательной ситуации составлен по технологии «Ситуация»
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
В: Ребята, вы уже задумывались кем хотите стать когда вырастите?
Д: Да, я хочу стать полицейским, продавцом, таксистом, фокусником.
В: Интересные предложения! Знаете, друзья, у меня есть один знакомый Дядюшка Фокус, вот как раз пришло сообщение от него.
На интерактивной доске появляется сообщение:
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня в лаборатории произошё л спор: мой помощник Фунтик говорит, что предметы в воде тонут, а я говорю, что нет. Помогите найти правильный ответ, а то мы совсем поссоримся!»
Актуализация
В: Ребята хотите помочь Дядюшке Фокусу?
Д: Да!
В: А сможете? Как?
Д: Я, считаю, что предметы тонут, потому что они тяжёлые.
Д: А, я знаю точно, что деревянные предметы не тонут.
Затруднение в ситуации
В: Подождите, друзья! Что же получается? Мы с вами тоже спорим?
Получилось у вас помочь?
Д: Нет
В: Почему не получилось?
Д: Потому что мы думаем по-разному и не знаем какой ответ правильный.
В: Что нужно делать если мы чего-то не знаем, но очень хотим узнать?
Д: Можно посмотреть энциклопедию, заглянуть в интернет.
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дети разделились на группы и пошли искать информацию: кто-то взял энциклопедию, кто-то присел у компьютера.
Д:(1 группа) : Мы нашли! Вот картинка с опытом! (картинка выводится на экран)
Д: (2 группа) : А мы нашли много разных картинок.
В: Ребята, как вы думаете, если мы проведём опыт, показанный на картинке, мы поможем Дядюшке Фокусу?
Ответы детей снова разделились.
Д: Да, нет, надо попробовать.
Физминутка
Чтобы опыт нам начать
Нужно правила назвать:
Не толкаться, не кричать,
Ничего не разливать!
Предлагать и рассуждать
И друг другу помогать!
В: Проходите в «лабораторию»! (на столах, с расчётом того, что на группу из 3 человек – 1 стол, стоят два стакана с водой, лежат ложка, яйцо, карточка и карандаш). В большом стакане – солёная вода (подготовленная совместно с взрослым заранее, как результат предыдущих опытов, в стакане поменьше - пресная вода. Опираясь на схему, дети берут яйцо и с помощью ложки опускают его сначала в стакан с пресной водой (яйцо тонет, потом в стакан с солёной водой (яйцо подпрыгивает). Результат зарисовывают.
Вывод: В солёной воде предметы всплывают и держатся на поверхности, в пресной воде предметы тонут.
В: Здорово! Теперь поможете Дядюшке Фокусу и Фунтику решить их спор?
Д: Да!
В: Как же?
Д: Мы отправим Дядюшке Фокусу схемы нашего эксперимента, и они помирятся!
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
В: Согласна с вами, молодцы! Хорошо вы потрудились, самое время поиграть, хотите?
Д: Да!
Дидактическая компьютерная игра «Тонет – не тонет»
Дети, используя стилус распределяют предметы по признаку «Тонет, не тонет», комментируя при этом своё решение.
Осмысление
В: Молодцы! Скажите мне, мои юные исследователи, где вы были сегодня?
Д: В «лаборатории».
В: Чем занимались?
Д: Проводили опыты с солёной водой.
В: Кому помогали? Получилось у вас помочь? Почему получилось?
Д: Мы сегодня помогли Дядюшке Фокусу и Фунтику решить спор. У нас всё получилось, потому что мы провели опыт и узнали, что в солёной воде предметы всплывают и держатся на поверхности, а в пресной воде предметы тонут.
В: Молодцы! Где-то пригодятся вам эти знания?
Д: Да, мы поделимся с друзьями нашим открытием и нам это пригодится в школе и в будущей жизни.
Комментарии к сценарию: ребята под впечатлением от проведённого мероприятия продолжили экспериментально-исследовательскую деятельность в домашних условиях вместе с родителями. В процессе испытаний, опытов и открытий была создана рукотворная книга «Юные исследователи», в которую вошли опыты и фотографии проделанной работы. Семьи обменялись красочными буклетами-памятками «Маленькие» исследования на дому»!
Использованная литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;
2. «Игралочка»(1-2 часть) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Учебно-методическое пособие «Игралочка» по развитию математических представлений детей;
3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.