Ирина Синдицкая
Программа логопедического кружка «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 66 «Белочка»
___Павлова С. Б.
«___»___2015г.
Программа кружка «Речевичок»
На 2015 – 2016 учебный год
Учитель – логопед Синдицкая И. М.
Пояснительная записка. Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты.
Публикация «Программа логопедического кружка „Речевичок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе.
Поэтому одной из актуальных проблем в современном образовании является профилактика речевых нарушений, которая реализуется через следующие задачи:
1) развивать речевой аппарат;
2) формировать правильное речевое дыхание;
3) развивать голос и интонацию;
4) развивать фонематические процессы;
5) совершенствовать мелкую моторику;
6) Учить ориентации в пространстве;
7) развивать навыки творческого мышления.
Методы реализации данных задач:
1. Артикуляционные упражнения. Цель упражнений – развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В течение занятия детям предлагается не более 5 – 6 упражнений. Когда дети начнут выполнять эти упражнения четко, через 2 -3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляются следующее.
2. Дыхательные упражнения. Целесообразно проводить после артикуляционных упражнений. Цель упражнений – формировать навыки и умения правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.
3. Развитие речевого голоса и интонации. Цель упражнений – научить детей пользоваться свойствами голоса и интонации, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.
4. Развитие фонематических процессов.
Цель упражнений – развитие слухового восприятия, фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематической памяти, внимания, способности к его переключению и. п.
5. Совершенствование мелкой моторики.
Цель упражнений – благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений, укрепление мелкой моторики.
6. Обучение ориентации в пространстве.
Цель упражнений – учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле, а также развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
7. Развитие навыков творческого и креативного мышления.
Цель упражнений – развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей как необходимой работы по формированию предпосылок к обучению в школе, в т. ч. навыков развернутого высказывания.
Программа построена в соответствии с принципами:
1. Концентрическим - это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
2. Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка.
Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально - волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
3. Дидактические принципы:
- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);
- принцип индивидуализации и гуманизма.
4. Специфические принципы:
- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет
- принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;
- принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;
- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.
Ожидаемые результаты:
улучшение произношения отдельных звуков,
дифференциация звуков речи,
различение звукового состава слов,
выделение ударного слога,
активизация общения,
укрепление мелкой моторики,
развитие ориентации в пространстве, в собственном теле,
организация устных, по возможности, развернутых высказываний детей.
Структура и содержание занятий.
Каждое занятие состоит из двух частей.
I часть направлена на профилактику речевых нарушений, II часть – на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование мелкой моторики.
Общая продолжительность занятия – 30 минут.
I часть занятия состоит из следующих этапов (16 мин.) :
упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений(2 мин.);
артикуляционные упражнения (4 мин.);
дыхательные упражнения (3 мин.);
развитие речевого голоса и интонации(3 мин.);
развитие фонематических процессов(4 мин.).
II часть занятия состоит из следующих этапов(14мин.) :
совершенствование мелкой моторики(3мин.);
развитие ориентации в пространстве(4мин.);
развитие навыков творческого мышления(7мин.)
Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся приведением кратких конспектов в соответствии с вышеизложенным содержанием занятий.
Все предлагаемые занятия направлены на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала.
Для развития организационных умений детей и контроля ими своих действий на занятии используют песочные часы, что организует, направляет, стимулирует деятельность ребенка при выполнении каждого задания. (На данных занятиях рекомендуем использовать песочные часы на 10 мин, 2 мин, 1 мин.)
Полноценная реализация всего комплекса занятий возможна только при эффективном взаимодействии педагога и ребенка, которое должно быть положительно-стимулирующим зарядом эмоцио- нально-интеллектуальной сферы ребенка.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми.
На протяжении всех занятий педагог подбадривает детей, хвалит их, вселяет в них уверенность, радуется успехам каждого ребенка. Не забывает о словах-формулах этикета и учит этому детей.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 66 «Белочка»
___Павлова С. Б.
«___»___2015г.
План работы кружка на 2014-2015 учебный год
Этап Мероприятия Сроки проведения
Диагностический 1. Проведение логопедической диагностики.
Первая неделя сентября
Последняя неделя мая
Прогностический 1. Определение целей и задач.
2. Разработка программы : содержания, плана работы, тем и конспектов занятий.
3. Прогнозирование результатов. Вторая неделя сентября
Практический 1. Проведение занятий.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы. С 15 сентября по 15 мая
Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы.
3. Проведение итогового открытого занятия. Май
Внедренческий Распространение опыта работы:
1. Проведение открытого занятия для родителей.
2. Публикауия методических разработок, статей учителем – логопедом. 2015-2016 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 66 «Белочка»
___Павлова С. Б.
«___»___2015г.
Календарно – тематическое планирование кружка на 2015-2016 учебный год
№ п\п Дата Тема занятия Количество часов
1. Звука а 1
2. Звук о 1
3. Звук у 1
4. Звук ы 1
5. Звук э 1
6. Звук и 1
7. Звук п 1
8. Звук б 1
9. Звук п-б 1
10. Звук т 1
11. Звук д 1
12. Звук т-д 1
13. Звук в 1
14. Звук ф 1
15. Звук в-ф 1
16. Звук к 1
17. Звук г 1
18. Звук х 1
19. Звук к-г-х 1
20. Звук с 1
21. Звук з 1
22. Звук с-з 1
23. Звук ц 1
24. Звук ш 1
25. Звук ж 1
26. Звук ш-ж 1
27. Звук ч 1
28. Звук щ 1
29. Звук ч - щ 1
30. Звук л 1
31. Звук р 1
32. Звук л - р 1