Татьяна Веденеева
Программа экологического кружка «Родничок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«РОДНИЧОК»
(экологическое направление для детей 4-6 лет)
Актуальность. Воспитание экологически-грамотного поколения актуальная задача сложившейся социально-культурной ситуации. В силу сложившейся неблагоприятной экологической обстановки усиливается значение экологического образования в ДОУ, как важного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Кружковая работа по экологическому воспитанию в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в правильном подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.
Публикация «Программа экологического кружка „Родничок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Пояснительная записка. Закон РФ «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Цель кружка : формировать у детей дошкольного возраста ответственность за судьбу природы родного села, привлечение детей к посильной помощи в ее охране, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать любовь к природе, родному селу, стремясь сохранять и приумножать его богатство, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Форма работы с детьми: Занятия проводятся с группой детей 1 раз в две недели (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с ноября по май).
Ожидаемые результаты:
• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
• Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
• Желание заботиться о живых объектах природы;
• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
• Попытка оценивать свое поведение.
месяц Тема Виды и формы работы Цели
СЕНТЯБРЬ 1. Родная природа. Беседа.
Прием детей в клуб любителей родной природы. Дать детям представление о разнообразии родной природы (водоемы, леса и т. д., продолжать знакомить с растительным и животным миром родных мест, природоохранительной деятельностью человека. Воспитывать любовь к родной природе.
2. В гостях у Сентябринки Занятие - игра Помочь увидеть многоцветие сельской осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, уточнить представления о названии овощей и фруктов произрастающих в сельской местности.
ОКТЯБРЬ
1. Что нас окружает?
Беседа
Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
2. Чистый воздух и вода – наше богатство. Занятие - игра
Дать детям представление о значении воды и воздуха в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.
НОЯБРЬ
1. Птицы нашего села. Занятие Развивать интерес детей к природе, формировать представление о птицах нашего села (о дятле, сороке, кукушке, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания. Учить заботится о птицах.
2. Грибными дорожками.
Занятие - путешествие Продолжать знакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые и съедобные грибы).
ДЕКАБРЬ
1. Волшебница – зима. Экскурсия с элементами наблюдения.
Опыт «Лед легче воды» Обратить внимание детей на красоту зимней природы. Способствовать обобщению представлений детей о зиме, как о времени года; рассказать о погодных условиях в зимнее время.
2. Жизнь зверей и птиц зимой.
Беседа с элементами рисования.
Расширять и обобщать знания детей о зимовке зверей и птиц. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни зверей и птиц.
ЯНВАРЬ 1. Взаимосвязи в природе. Беседа
Дать представления о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их, доказательно отвечать на вопросы. Способствовать
Воспитанию интереса к миру природы.
ФЕВРАЛЬ 1. Значение животных и растений в жизни человека. Беседа - дискуссия Рассказать о значении животных и растений в жизни человека, их роли в обеспечении жизнедеятельности человека. Учить размышлять, сознавать необходимость защиты животных и растений.
2. Жалобная книга природы
Заседание клуба любителей природы. Познакомить с основными правилами поведения на природе, дать представления об особенностях роста и развития некоторых растений и животных села. Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.
МАРТ 1. Здравствуй, весна! Развлечение
Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной). Показать красоту весны.
2. Водоемы нашего села.
Беседа.
Опыты с водой. Совершенствовать знания о родном селе. Дать детям представления о реке как сообществе водных и наземных растений и животных. Воспитывать бережное отношение к водным объектам.
АПРЕЛЬ 1. Загадки природы
Викторина
Сформировать представления о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, учить правилам поведения в природе; отгадывать загадки, быстро находить правильный ответ, задавать друг другу вопросы.
2. Березы тоже плачут. Занятие-акция Учить называть деревья по продам, описывать их. Дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе и при сборе березового сока. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
МАЙ 1. Дом под крышей голубой.
Беседа с элементами сочинения
Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
2. Знакомство с растениями – медоносами и медом. Занятие - игра
Уточнить представление о меде, его полезных свойствах; познакомить с некоторыми медоносными растениями, воспитывать интерес к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к ним.
ИТОГ: в конце года провести Занятие-путешествие с проблемными ситуациями «Берегу родную природу"
Цель викторины: обобщить знания, полученные на занятиях экологического кружка; развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества; любовь к родному краю и желание его беречь.
Развивающая среда: рисунки детей природоохранительной тематики, фотографии природных мест нашего села.