Приложение МААМ

Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.

Наталья Николаевна Куклова
Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени, сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.

Публикация «Программа литературного кружка „Реченька“ для старших дошкольников,» размещена в разделах

Однако статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. На сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, различные нарушения речи отмечаются у 30% детей, пришедших в 1-й класс, т. е. объективно в течение дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов.

Известно также, что отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся. Поэтому развивать речь необходимо с раннего детства и в тесном взаимодействии всех специалистов, так как именно первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для его дальнейшего развития.

К числу одной из важнейших задач воспитателя с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. К сожалению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения проблем. Учитывая данный факт, был создан кружок «Реченька», который включает в себя следующие виды детской деятельности:

- чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок

- наблюдение, демонстрация, ТСО

- игры, упражнения

- беседы; объяснения, рассказ, чтение

- инсценировки и драматизации.

Актуальность.

Особое значение придаётся работе с художественной литературой, так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития. Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.

Цель.

Разработка оптимальных путей преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Задачи кружка.

1. Показать особенности развития выразительности образной речи дошкольников с ОНР на основе произведений и фольклорного жанра.

2. Развивать творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки детей.

3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных сказок, фольклора, игр, забав.

4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

На занятиях кружка с детьми учимся говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей. Играем в пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Показываем театральные представления с использованием кукол - перчаток. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способ действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Структура.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.

Этапы работы:

- Установочный этап (дети знакомятся с темой, у них формируется положительная установка на деятельность, активизируется внимание. С помощью специальных бесед, игр воспитатель вместе с педагогом - психологом и учителем-логопедом формируют у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками).

- Коррекционный этап (включает преодоление основных проблем, существующих в развитии речи и поведенческой сферах детей с ОНР. Предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх).

- Завершающий этап (подводится итог, работа всех детей оценивается положительно).

Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, имеют запас знаний сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В своей работе использую современные образовательные технологии: личностно-ориентированные (обеспечиваю комфортные, безконфликтные и безопасные условия её развития); гуманно-личностные (отвергаю принуждение, исповедую идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку); сотрудничества (реализую демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка); здоровьесберегающие (гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, пальчиковые игры, прогулки на свежем воздухе с использованием подвижных игр, контролирую проветривание помещений); свободного воспитания (делаю акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя свой выбор ребёнок заявляет свою позицию); игровые; развивающее обучение, позволяющее развивать творческую личность, готовой к жизни в современном обществе; дифференцированное обучение, согласно которому даю детям знания по принципу: каждому на уровне его возможностей и способностей, учитываю индивидуальность каждого ребёнка; интерактивные технологии, которые используются мною на занятиях, кружковой работе, в работе с родителями. Благодаря современным педагогическим технологиям образовательный процесс осуществляется эффективно.

В рамках программы кружка «Реченька» с детьми старшего дошкольного возраста был разработан план мероприятий с детьми и родителями. В ходе наших встреч дети узнали, как появилась книга, знакомились с русским фольклором, путешествовали по русской ярмарке, рассказывали любимые сказки, побывали в стране «Загадай-ка», участвовали в драматизациях и инсценировках, постановке кукольных спектаклей.

Форма организации занятий в кружке «Реченька».

- Занятия проводятся один раз в неделю.

- Продолжительность - 25-30 минут

- Количество детей – все присутствующие в группе

- Возраст – 5-6 лет

Взаимодействие со специалистами и родителями.

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты:

1. Развитие монологической и диалогической речи детей с ОНР

2. Развитие творческих способностей ребёнка с ОНР через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки

Дети овладевают умением:

1. Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

2. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе

3. Различать литературные жанры : сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение

4. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.

Анализ работы кружка «Реченька» показал положительную динамику в коррекции речевых и психических нарушений у старших дошкольников. Поэтому опыт работы кружка может использоваться в работе психологов, педагогов, специалистов дошкольного образования, а также будет полезен родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей.

Перспективный план работы кружка :

Сентябрь:

- Диагностика развития речи детей

- «Театр звуков»

Октябрь:

- «Как появилась книга»

- «Как рождается книга»

- «Знакомство с русским фольклором: «Песенки, потешки «Кисонька – мурысенька», «Пошел котик на Торжок»

- Знакомство с загадками

- Игры на развитие слуха, звукоподражания, преметноигровых действий, формирование речи

Ноябрь:

- Знакомство со сказками разных народов

- «Путешествие по русской ярмарке»

- «Путешествие по русской ярмарке»

- «Путешествие по русской ярмарке»

Декабрь:

- Придумывание детьми сказок

- «Учимся говорить по-разному»

- Путешествие по стране «Загадай-ка»

- Подготовка к Новогоднему празднику»

Январь:

- Игры на формирование актерского мастерства, обучение кукловождению

- «Учимся четко говорить

- Театрализованное фольклорное представление «Милости просим в нашу светлицу»

Февраль:

- «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»

- Инсценировка «Лесные звери»

- Подготовка к празднику

- Праздник русского валенка

Март:

- «Составление описательного рассказа о маме»

- Инсценировка «Сорока – белобока»

- Инсценировка «Кошки – мышки»

Апрель:

- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

- «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

-«Друг всегда придет на помощь»

- «Пластилиновая сказка»

- Чтение любимых книг

Май:

- Викторина «Мы любим сказки»

- «Рассказываем про любимые игры и сказки»

- Подготовка к спектаклю

- Спектакль с участием взрослых (родителей) и детей группы

Работа с родителями:

Сентябрь: Анкетирование «Речевое развитие ребенка

Октябрь: Создание мини-библиотеки на тему «Устное народное творчество»

Ноябрь: Оформление альбома «Сказки» (сочиненными родителями вместе с детьми)

Декабрь: Предложить родителям вспомнить речевые игры из своего детства и оформить альбом

Январь: Предложить помочь в организации, оформлении театрализованного представления «Милости просим в нашу светлицу»

Февраль: Совместная подготовка к празднику «Русского валенка»

Март: Консультация «Развитие речи ребенка – важнейшая задача»

Апрель: Сочинение стихов, загадок, различных рифмовок

Май: Организация и проведение вместе с детьми и родителями спектакля

Публикации по теме:

«Тепло сердец для милых мам!» Праздничная программа для старших дошкольников, посвященная Дню матери Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Задачи:.

Сценарий музыкально-литературного вечера для старших дошкольников «И осенью ты всех прекрасней, несравненный Петербург» Сценарий музыкально-литературного вечера для детей старших дошкольников «И осенью ты всех прекрасней, несравненный Петербург» Составила.

Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников Целью коррекционно – развивающей программы является развитие познавательных процессов детей. Программа содержит 8 групповых занятий, которые.

Познавательно-игровая программа для старших дошкольников «Осенний калейдоскоп» Познавательно – игровая программа для старших дошкольников Осенний калейдоскоп Цель: Расширение представлений детей об осени как времени.

Празднично-игровая программа «Осенний праздник» для старших дошкольников и младших школьников Осенний праздник. (для детей 5 -10 лет) Цель:Организовать досуг,создать детям и родителям радостное праздничное настроение. Задачи: -углубить.

Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка» Пояснительная записка: Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление.

Программа кружка «Радуга творчества» для дошкольников. Комплексно-тематическое планирование Программа кружка "Радуга творчества" Воспитатель: Брюшинина Татьяна Михайловна 2015 Пояснительная записка Творчество — особый.

Программа саморазвития педагога «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности старших дошкольников» Китайское изречение То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю Цель: обеспечить собственное непрерывное.

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию младших дошкольников «Путешествие в прекрасное» Пояснительная записка Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств,.

Программа хорового кружка для старших дошкольников «Поющие лучики» ПРОГРАММА хорового кружка «Поющие лучики» на 2013- 2015 года «Утверждаю» «» 2015 г. Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь.

Автор публикации:
Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 14:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Куклова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД