Наталья Ковальчук
Познавательно-игровая программа для старших дошкольников «Осенний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – игровая программа для старших дошкольников
Осенний калейдоскоп
Цель:
Расширение представлений детей об осени как времени года через совместную деятель-ность детей, родителей и педагогов. Воспитание интереса и чувственного отношения к красоте осенней природы; воспитание любознательности и внимания. Создание условий для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Танцевальная зарисовка «Листопад»
Публикация «Познавательно-игровая программа для старших дошкольников „Осенний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2016
Дети
1. Осень в город невидимкой потихонечку вошла
И волшебную палитру с собой в город принесла.
2. Краской красною рябины разукрасила в садах.
Брызги алые калины разбросала на кустах.
3. Желтой разрисует Осень тополя, ольху, березки.
Серой краской дождик льется, солнце золотом смеётся.
4. Клен оранжевый стоит и как будто говорит:
«Посмотрите же вокруг – все преобразилось вдруг!»
5. Опустила Осень кисти и глядит по сторонам:
Яркий, добрый, разноцветный праздник подарила нам.
Песня «Наступила осень»
Ведущая 1
Вот и пришла к нам золотая красавица-осень, и сегодня мы приглашаем всех на иг-ровую программу «Осенний калейдоскоп».
Ведущая 2
В нашей игре принимают участие две команды. Приветствуем их!
Звучит торжественная музыка. Ведущая представляет команды.
Команда «Капельки» - старшая группа
Команда «Листочки» - подготовительная группа
Команды занимают места у 2 стоек с изображением эмблем: желтого листочка - «Листики» и тучки с дождиком - «Капельки».
Ведущая 1
Сегодняшняя игра покажет, что вы знаете об осени. А в жюри мы пригласили ваших родителей. (представляет жюри).
Ведущая 2
Итак, мы объявляем первый конкурс, который мы назовем - «Поэтический листопад»
1. «Поэтический листопад»
Ведущая 1
Осень, как настоящая художница, разукрасила леса и поля в разные цвета. Ребята, а давайте мы сейчас тоже превратимся в художников, только рисовать будем не красками и карандашами, а стихами.
Ведущая 2 (обращает внимание на белый экран мультимедиа)
Вот лист, на котором мы будем рисовать. Он ещё пока белый. Сейчас ребята расскажут стихи об осени, и наш лист будет превращаться в настоящую осеннюю картину.
Дети рассказывают стихи. На экране появляется картина, которая постепенно наполняется новыми деталями, в соответствии со стихами.
Ведущая 1
Наш второй конкурс мы назвали «Осенние приметы». В этом конкурсе могут принять участие не только ребята, но и родители.
2. «Осенние приметы»
У меня для вас, ребята, есть три загадки. Послушайте первую:
Ведущая загадывает загадку про сентябрь
Ведущая 2
А теперь задание для команд. Назовите приметы сентября.
Команды (дети и родители) по очереди рассказывают о приметах сентября.
Ведущая 1
А теперь вторая загадка:
Ведущая загадывает загадку про октябрь
Ведущая 2
А теперь задание для команд. Назовите приметы октября.
Команды по очереди рассказывают о приметах октября.
Ведущая 1
А теперь третья загадка:
Ведущая загадывает загадку про ноябрь
Ведущая 2
Ребята, назовите приметы ноября.
Команды (дети и родители) по очереди рассказывают о приметах ноября.
Ведущая 1
Молодцы, замечательно справились с заданием, много осенних примет назвали. А пока жюри подводит итоги, ребята споют песню «Осенние подарки».
Песня «Осенние подарки» В. Шестаковой
Ведущая 2
А сейчас мы готовы выслушать наше уважаемое жюри.
Объявляется результат. Система оценок: за каждый конкурс команда может получить две или одну маленькую эмблему своей команды (соответствующие 1 или 2 месту, которые в конце игры подсчитываются. Оценки прикрепляются к доске, которая стоит у центральной стены.
Ведущая 1
Наш третий конкурс называется «Загадалки». Командам нужно постараться
ответить на занимательные вопросы. Если команда не знает ответ, его может
дать другая команда и заработать дополнительный балл. Итак, начинаем!
3. «Загадалки»
1. Какие овощи бывают усатыми? (горох, фасоль)
2. Какие садовые цветы цветут осенью? (астры, хризантемы и т. д.)
3. У каких деревьев листья осенью красные? (клен, рябина, осина)
4. У какого зверя осенью, в листопад, появляются детеныши?
(у зайца, детенышей называют «листопадничками»)
6. Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)
7. Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся в щелях, под кору деревьев)
8. Какое животное в сентябре валит много деревьев, устраивая себе
жилье? (бобёр)
9. У кого щека вместо мешка? (у хомяка, у бурундука)
10. Какие птицы остаются зимовать у нас в Сибири?
Ведущая 2
Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов, приглашаем ребят из команды «Капельки» на веселый танец с зонтиками.
Танец с зонтиками. (ст. гр.)
Жюри объявляет результаты.
Ведущая 1
Наш четвертый конкурс называется «Лесные истории», в котором мы определим, кто лучше знает как звери и птицы к зиме готовятся, чем они осенью занимаются.
4. «Лесные истории»
Итак, первую лесную историю нам представляет команда «Листочки».
Давайте послушаем, о чем говорят Иволга с Кукушкой.
Иволга
Здравствуй, Кукушечка!
Кукушка
Здравствуй, Иволга, подружка!
Иволга
Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни – врут на каждом свисте! Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после лета наступает осень, что будто бы листья все с деревьев осыпаются. А воробушек серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз.
Кукушка
Пустая болтовня, дорогая соседка. Я шесть лет на свете живу, бывала и на севере, и на юге, но ничего подобного не видела. На север в мае прилетаю – лето, на юг в августе улетаю - там тоже лето. Врут пичужки, не бывает на земле ни осени, ни зимы. Везде одно лето.
Иволга
Полетели тогда резвиться и мошек ловить.
Кукушка
Полетели, подружка. (убегают)
Ведущая 1
Итак, первый вопрос команде «Капельки».
Почему Иволга и Кукушка утверждают, что на земле нет ни осени, ни зимы?
( Ответ: Потому что они их никогда не видели, так как в конце лета улетают на юг, а возвращаются уже весной.)
Дополнительный вопрос: Какие птицы осенью улетают на юг?
Ведущая 2
Вторую лесную историю нам расскажет команда «Капельки».
К нам в гости пришли Белочка и лесная Мышь, но они почему-то ссорятся.
Давайте послушаем их разговор.
Белочка
Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ай! Злодейка!
Мышь
Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!
Белочка
Ладно, не будем ссориться, всем грибов и орехов хватит. Пошли лучше собирать их, а то скоро холода настанут.
Мышь
Да, ты права, Белка, пошли, пока наши запасы кто-то другой не утащил.
(уходят)
Ведущая 2
Вопрос команде «Листики» : Какие звери на зиму запасают корм?
( Ответ: ёж, хомяк, белка, мышь лесная и мышь полевая)
Дополнительный вопрос: Какой корм запасают звери на зиму?
Дополнительный вопрос: Чем люди подкармливают птиц зимой?
Ведущая 1
Ну что ж, наш четвертый конкурс подошел к концу и, пока жюри подводит итоги,
мы предлагаем поиграть в веселую игру. Вы все знаете русскую народную сказку «Репка». Сегодня мы попробуем сами вытащить репку с грядки.
Игра – эстафета «Репка»
В игре принимают участие две команды по 7 человек, каждый из которых соответствует герою сказки. «Репка» садится на «грядку». Дети –герои сказки строятся последовательно (Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка). Первым в «огород» бежит Дед, обегает Репку, добегает до своей команды, берёт за руку Бабку и они бегут вокруг Репки вдвоем. Далее к цепочке постепенно присоединяются все герои сказки. Когда присоединится Мышка и вся цепочка пробежит вокруг Репки, Мышка берет Репку за руку и все бегут к финишу.
Ведущая 2
В следующем (5) конкурсе мы с вами отправимся в страну Легумию. Эту страну вы никогда не найдете на географической карте, но все вы в ней бывали. «Легум» по-французски означает «овощ». Значит, «Легумия» — это страна овощей. Сейчас каждая команда должна будет внимательно послушать рассказ-загадку и догадаться, какие овощи находятся в нашем сундучке.
5. «Овощная викторина»
Ведущая 1
(команде «Листики») : Родина этого овоща — Южная Америка. Индейцы называли его «папой». В России этот овощ сначала боялись есть и называли «чертово яблоко», а сейчас полюбили и называют вторым хлебом. Что это? (картофель)
После ответа сундучок открывается, капитан достает овощ и демонстрирует его.
Ведущая 2 (команде «Капельки»)
Этот овощ родом из Азии. Его любят во всем мире, особенно итальянцы, вспомним сказку Джанни Родари “Приключения Чиполлино”. А русские бабушки сложили про этот овощ поговорку “… от семи недуг”. Ни один суп без него не обходится. Этот овощ не только приправа к кушанью, но и защитник.
Ведущая 1
(команде «Листики») Раньше этот овощ был таким горьким, что его никто не ел. Только те, у кого болели зубы, держали во рту этот овощ, чтобы боль была не такой сильной. А теперь этот овощ и жарят, и парят, и икру из него делают. А имя у него может звучать очень ласково. Что это? (баклажан, «синенький»)
Ведущая 2
(команде «Капельки») У этого овоща два имени: одно - индейское, другое итальянское. Итальянцы называли этот овощ «золотое яблоко», потому что вначале он был ярко-желтым. А сейчас эти овощи бывают зелеными, желтыми, красными, розовыми, (помидор, томат)
Ведущая 1
Наше путешествие по стране Легумии продолжается, и я объявляю шестой кон-курс: «Угадай-ка». В этом конкурсе команды должны отгадать овощ или фрукт, который спрятался за осенними листочками.
6. «Угадай – ка»
Команды по-очереди отгадывают овощ или фрукт по фрагменту картинки, постепенно открывающемуся на экране.
Ведущая 2
Пока жюри будет совещаться, приглашаем ребят в веселый огород.
Игра «Веселый огород»
Для игры ведущие ставят две – три корзины (кольцо из картона D-2 м, H-20 см) или обручи. Выбирают 2-3 огородников, которые стоят возле корзин. Все дети - овощи водят хоровод и поют:
Весёлый, весёлый, весёлый огород,
Здесь каждый овощ песенку весёлую поёт.
У кого дела в порядке, тот уже растет на грядке.
Кто на грядке растет? Тот, кто песенку поет!
Звучит веселая музыка. Дети-овощи поскоками разбегаются по залу, с окончанием музыки приседают. Звучит тема огородников, под которую они «собирают овощи» в свои корзины. В конце игры все считают, кто из огородников собрал больше детей-овощей в свою корзину.
Ведущая 1
Мы даем нашему жюри дополнительное время на определение результатов шестого конкурса, а ребята из команды «Листики» подарят нам свой весёлый танец.
Весёлый танец (подг. гр.)
Ведущая 2
Ну что ж, наступило время подвести итоги игры. Давайте послушаем наше жюри.
Жюри объявляет итоги 2-х последних конкурсов, подсчитывается количество эмблем на мольберте у каждой команды, объявляются общие итоги. Награждение.
Ведущая 2
Вот и подошла к концу наша игровая программа «Осенний калейдоскоп». Надеемся, что она была интересной и полезной не только для детей, но и для взрослых. До новых встреч!
Презентация к познавательно – игровой программе для старших дошкольников
Осенний калейдоскоп
https://cloud.mail.ru/public/7qsa/ykHwp59PE
Автор: Ковальчук Наталья Максимовна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ № 214 «Центр развития ребенка – детский сад»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область