Елена Кукарекина
Программа кружковой работы по эстетическо-художественному развитию детей «В гостях у сказки»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами МКДОУ «Антошка», очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Публикация «Программа кружковой работы по эстетическо-художественному развитию детей „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Новизна:
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Актуальность:
Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группа).
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
• Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Календарный учебный график
№ п/п РАЗДЕЛ ВСЕГО ЧАСОВ В ТОМ ЧИСЛЕ
Теория Практика
1. Мониторинг 50 мин. 25 мин. 25 мин.
2. Мир театра – вводное занятие. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
3. Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
4. Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты).
Драматизация отрывков. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
5. Знакомство детей с понятием «мимика». Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
6. Развитие фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке - Игры «Театральная разминка» 50 мин. 25 мин. 25 мин.
7. «Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра 50 мин. 25 мин. 25 мин.
8 Знакомство с варежковым театром 50 мин. 25 мин. 25 мин.
9. Знакомство с новой сказкой; с настольным кукольным театром; 50 мин. 25 мин. 25 мин.
10. Колобок-Колючий бок. Инсценирование. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
11. Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо) 50 мин. 25 мин. 25 мин.
12. Жесты – этюды на выразительность жестов.
Пантомимика – игра «Походка» 50 мин. 25 мин. 25 мин.
13. Знакомство с плоскостным шагающим театром 50 мин. 25 мин. 25 мин.
14. Пантомима – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
15. Знакомство с силой голоса и речевым дыханием 50 мин. 25 мин. 25 мин.
16. Мимика и жесты – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
17. Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
18. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». 75 мин. 25 мин. 50 мин.
19. Знакомство с теневым театром 50 мин. 25 мин. 25 мин.
20. Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») 25 мин. - 25 мин.
21. Развиваем слух и чувство ритма – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
22. Три медведя. Инсценирование. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
23. Театральные игры – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
24. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!» 75 мин. 25 мин. 50 мин.
25. «Зимовье зверей» разыгрывание сказки с кружками. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
26. Порадовать детей просмотром кукольного театра – Храбрый петух 25 мин. - 25 мин.
27. Моделирование сказки «Три медведя» 50 мин. 25 мин. 25 мин.
28. Театральные игры – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
29. Сценическая пластика – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
30. Расслабление мышц
- артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
31. Театр кукол-оригами. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
32. Музыкальное путешествие. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
33. Чтение весенних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
34. Знакомство с театром масок 50 мин. 25 мин. 25 мин.
35. Чувства, эмоции – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
36. Инсценировка шуток-малюток 50 мин. 25 мин. 25 мин.
37. Культура и техника речи – артикуляционная гимнастика 50 мин. 25 мин. 25 мин.
38. Мимика – «Подбери маску». Обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
39. Куклы - марионетки 50 мин. 25 мин. 25 мин.
40. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». 50 мин. 25 мин. 25 мин.
41. Театрализованные этюды «Весна!» 50 мин. 25 мин. 25 мин.
42. Драматизация сказок по желанию детей. 50 мин. 25 мин. 25 мин.
43. Показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» 50 мин. 25 мин. 25 мин.
44. Мониторинг 50 мин. 25 мин. 25 мин.
Итого: 36 часов
Формы и режим занятий:
Возраст детей – 5-6 лет;
Сроки реализации программы – сентябрь 2021 – май 2022 г.
Режим занятий – 2 раза в неделю
Продолжительность занятия – 25 мин.
Планируемые результаты:
• Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
• Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминать заданные позы.
• Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
• Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
• Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
• Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
• Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Уметь составлять предложения с заданными словами.
• Уметь строить простейший диалог.
• Уметь сочинять этюды по сказкам.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- Диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 – итоговая (апрель)
Уровни усвоения программы оцениваются по 3 бальной системе:
Высокий – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
- По следам сказок. (театральное развлечение)
Список литературы:
1. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007