МААМ-картинки

Программа кружковой работы «Карусель сказок» для воспитанников младшего, среднего, старшего возраста

Милентьева Светлана Владимировна
Программа кружковой работы «Карусель сказок» для воспитанников младшего, среднего, старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружковой работы

«Карусель сказок»

для воспитанников младшего, среднего, старшего возраста.

Срок реализации:

Публикация «Программа кружковой работы „Карусель сказок“ для воспитанников младшего, среднего, старшего возраста» размещена в разделах

Программа кружковой работы рассчитана на воспитанников младшего, среднего, старшего возраста, на 3 года обучения. Продолжительность реализации программы в целом составляет 108 учебных часов. Этот период обучения предполагает, в плане теории, познакомить с материалом из истории кукольного театра, с простыми понятиями из области театра. Планируется изготовление декораций, подготовка и показ сказок –спектаклей по готовым куклам.

Актуальность.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Обоснование темы.

Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет: закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования об обязательных требованиях и условиях реализации образовательной программы ДОО. Эти изменения затрагивают и вопросы создания благоприятных условий для развития полноценной творческой личности.

Противоречия.

Педагогами нашей дошкольной организации ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.

В связи с введением в практику работы ФГОС к предметно-развивающей среде был проведён анализ существующих условий в нашем учреждении. Посредством которого была выявлена проблема: созданная развивающая среда в ДОО отвечает лишь некоторым пунктам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения.

Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не в полной мере отвечает требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Проблема

Проблема использования театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в современных условиях носит актуальный характер, так как обусловлена недостаточным использованием в дошкольных учреждениях развивающего потенциала театрализованной игры. Это можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. По моим наблюдениям,согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве "зрелища" на праздниках. Желание педагога достичь высоких результатов в театральной игре ведёт за собой тенденцию заучивания с детьми не только текста, но и интонации, и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако, освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы, ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! Вторую тенденцию в организации театрализованной игры, я думаю, можно назвать «невмешательством взрослого». На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны. К этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек -масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает,прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Старшего же дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, мне было необходимо раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе развития театрализованной игры.

Театрализованные игры включают:

действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, куклами марионетками;

непосредственные действия по ролям;

литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);

изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или апплик5ативные декорации, костюмы персонажей;

музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).

Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.

Цели и задачи

В своей работе в театральной студии «Карусель сказок» мною предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделяю взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

В дошкольном образовательном учреждении

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи:

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.). Помогать в создании выразительных средств.

Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

В семье

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.

Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Формы организации образовательного процесса:

• Беседы и организованная деятельность;

• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

• Художественно-продуктивная деятельность;

• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

• Поездки в театр и фото-экскурсии; • Проведение театрализованных представлений;

• Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники

Форма организации детей проводилась в свободной и совместной деятельности во второй половине дня.

Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический (частично поисковый, диагностика, рефлексивные.

Игры, используемые в совместной деятельности и режимных моментах, были объедены в несколько блоков:

ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».

Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра». Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех» : даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер». Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:

• раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела;

• развития выразительности телодвижений; • развития двигательных способностей;

• мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

Педагогический анализ детской театральной деятельности определяется по следующим критериям:

Таблица 1

Критерии детской театральной деятельности

Показатели критериев Уровень

развития

театральной деятельности

1.

Основы театральной культуры

проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

высокий

интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

средний

не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

низкий

2. Речевая культура

понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

высокий

понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

средний

понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

низкий

3 Эмоционально-образное развитие

творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;

высокий

владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

средний

различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

низкий

4. Навыки кукловождения

импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

высокий

использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

средний

владеет элементарными навыками кукловождения.

Низкий

5 Основы изобразительно-оформительской деятельности

самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе);

высокий

создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;

средний

создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов.

Низкий

6 Основы коллективной творческой деятельности

проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

высокий

проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;

средний

не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Низкий

Данные критерии – также показатели готовности к театрализованной деятельности, определяемой как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной работы по созданию спектакля и комфортность ребёнка на всех её этапах.

Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей. В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр, развлечений и досугов с детьми, который включает в себя разнообразные формы и методы (приложение№).

План работы на год :

Сентябрь

Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.

Октябрь

Цель: познакомитьс русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.

Ноябрь

Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.

Декабрь

Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

Январь

Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т. д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.

Февраль

Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Март

Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Апрель

Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Май

Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима, использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.

Оценка качества реализации программы :

Появилась возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности.

К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.

Работа над программой помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т. д.).

Практическая значимость программы :

Моя программа направлена на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр.

Программа реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.

Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении программы работа над развитием твореских способностей детей не прекращается.

Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.

Заключение

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Литература:

1. М. И. Родина «Кукляндия» Санкт-Петербург 2008г.

2. А. И. Буренина «Театр Всевозможного» Выпуск 1- СПб: ЛОИРО 2002г.

3. «Сказка в жизни ребенка. Педагогический альманах» «Аничков мост» (под. редакцией А. Бурениной 2005 г.)

4. Н. Д. Сорокина «Играем в кукольный театр»- М. Изд-во Аркти 2007г.

5. Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» Школьная пресса 2000г.

6. «Фольклор-музыка-театр» под редакцией Мерзляковой С. И. 1999г. («Волшебный мир театра»).

7. О. Царенко «От потешки к пушкинскому балу» 1999г.

8. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в деском саду»- М. 1960г.

9.. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Театр для дошкольника» Просвещение, 1973г.

10. Г. В. Генов «Театр для малышей»М. ,»Просвещение», 1968 г.

11. М. И. Родина «Маленькие истории маленького Гонзика» г. Санкт – Петербург, 2012 г

Публикации по теме:

«День России». Сценарий праздника для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста«День России». Сценарий праздника для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг,.

Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастаВидео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательные:.

Конспект подвижной игры «Снежная карусель» для детей среднего возрастаКонспект подвижной игры «Снежная карусель» для детей среднего возраста Подвижная игра «Снежная карусель». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с коммуникативной деятельностью,.

Конспект занятия «Буква «Д» с детьми младшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы (закрепление)Конспект занятия «Буква «Д» с детьми младшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы (закрепление) Знакомство с буквой «Д» (закрепление).Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей,.

Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста Кружковая работа Детский казачий кружок «Лазорик» МБДОУ детский сад №27 Составила: Музыкальный руководитель высшей категории: Галактионова.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Сценарий летнего развлечения для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста «День Зеленого Вьюна» Сценарий летнего развлечения для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возрастаПраздник проходит на территории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы «Карусель сказок» для воспитанников младшего, среднего, старшего возраста
Опубликовано: 11 августа 2020 в 12:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой работы «Карусель сказок» для воспитанников младшего, среднего, старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Милентьева Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД