Ирина Сазонова
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
1. Создать условия для экспериментальной деятельности.
2. Закреплять у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
3. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвете, размере, материале и др.)
4. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
5. Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
6. Обеспечить самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя, соблюдение техники безопасности)
Публикация «Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности „Почемучки“ в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
7. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
Сентябрь
1. «Носарий»
Задачи: Познакомить детей с функцией носа, его строением. Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа.
Материалы и оборудование: Контурные рисунки профилей с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый, зеркало, коробочка с лимоном. Несколько цветов, продукты (хлеб, огурец, чеснок, апельсин, шоколадка и т. д., футляры от «киндер-сюрпризов», картинки с изображениями соответствующих предметов и растений.
Литература: [1, с 39-40]
2. «Вкусовые зоны языка»
Задачи:Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов
Материалы и оборудование: Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона, деревянные палочки с ваткой на конце, салфетки, стаканы с водой по количеству детей. Набор продуктов питания (с горьким, сладким, соленым, кислым вкусами, схематическое изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра «Сладкий, кислый, соленый» (можно использовать предметные картинки: соленый – рыба, банка с огурцами, пачка соли; кислый – лимон, клюква; сладкий – банка с вареньем, торт)
Литература: [1, стр. 55]
3.«Путешествие за витаминами»
Задачи:Познакомить детей с витаминами А, В, С; рассказать в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека. Формировать начальные представления о закономерности «Здоровое питание – здоровый образ жизни». Активизировать словарь детей (витамины, овощной сок, фруктовый сок, плод)
Материалы и оборудование:Изображения овощей и фруктов, продуктов (мясо, рыба, масло, сыра, яиц, фонограмма песни «Урожай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, муляжи овощей, две корзины.
Литература:[3, стр. 57]
Октябрь
1. «Органы чувств человека»
Задачи:Уточнять представления детей о назначении отдельных органов человека. Воспитывать интерес к собственной личности, к людям другого пола. Развивать слуховое внимание, тактильные ощущения. Формировать представление о способах и выразительных способах общения (мимика, жесты). Активизировать словарь: нос, глаза, уши.
Материалы и оборудование:Куклы- мальчик и девочка, зеркала по количеству детей, книжки с загадками, «чудесный мешочек» с различными предметами, листы бумаги, карандаши, ножницы.
Литература:[3, с. 54]
2. «Воздух и его свойства»
Задачи:Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.
Материалы и оборудования: Пластиковые стаканчики, ёмкости с водой, соломинки, картофель, игрушечные кораблики, трубочки – по числу детей.
Литература: [3, стр. 51], [2, стр. 61]
3. «Мыльные пузыри»
Задачи: Формировать культурно-гигиенические навыки; Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. ; Закреплять представления о свойствах воды; Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей; Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла (пениться, смывает грязь); познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла (образует пленку, которая растягивается); Прививать и интерес к сказкам, воспитывать желание помочь героям произведения.
Материалы и оборудования: Игрушка Колобок, емкости, ковшики, горячая и холодная вода, полотенце, мыло (твердое и жидкое, трубочки, ложки, стаканы.
Литература: [3, стр. 65]
4. «Свет вокруг нас»
Задачи:Определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.
Материалы и оборудования:Картинки с изображениями источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик, несколько предметов, которые не дают света.
Литература: [1, стр. 46]
Ноябрь
1. «Растворимость веществ в воде»
Задачи: Помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества.
Материалы и оборудования: Стаканы с водой (по количеству детей +4, сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложки, кисти, клеенка.
Литература:[1, с. 43]
2. «Окрашивание воды»
Задачи: Помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества. Наглядно показать, что вода прозрачная не имеет запах, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах. Помочь детям выявить зависимость скорости растворения веществ от температуры воды.
Материалы и оборудование: Емкость с водой (теплой и холодной, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, картинка, нарисованная красками, мелкие предметы или игрушки, принадлежности для рисования.
Литература: [1, стр. 41]
3. «Почему птицы могут летать?»
Задачи:Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среды.
Материалы и оборудования: Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных.
Литература:[1, с. 51]
4. «Кто улетает, кто остается?»
Задачи:Помочь понять детям зависимость изменений в жизни животных от изменения в неживой природе.
Материалы и оборудования: Емкость с почвой и мелкими предметами в ней, емкость с водой и мелкими предметами на дне, кора дерева, шишка, картинки с изображениями клювов разных птиц
Литература:[1, стр. 47]
Декабрь
1. «Превращение»
Задачи:Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет, «был-стал (станет)». Формирование действий превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт. Разрезанный на части по 5-10 см.
Литература:[2, с. 14]
2. «Лед – твердая вода»
Задачи:Доказать, что лед – тоже вода
Материалы и оборудование: Сосулька, миска
Литература:[1, с. 44], [2, 18]
3. «Взаимодействие воды и снега»
Задачи: Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнивать свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.
Материалы и оборудование: Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки)
Литература:[1, стр. 49]
4. «Опыты со снегом на прогулке»
Задачи:Продолжать знакомить с особенностями снега, знать, что снег легкий, пушистый и т. д. Помогать устанавливать простейшие связи между природными явлениями. Закреплять умение отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование: Две одинаковые формочки
Литература:[3, стр. 49]
Январь
1.«Угадай- ка. Наоборот»
Задачи:Знакомство со словами «наоборот», «противоположности» и усвоение их значений; наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит веса предмета его размера.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой
Литература:[1, 50 ][2, с. 9]
2.«Зачем зайчику другая шубка?»
Задачи:Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к живому. Формировать умение выявлять зависимость изменений жизни животных от изменения в неживой природе. Ознакомить с разными видами тканей, учить определять их качество и свойства (структуру поверхности, прочность, толщину)
Материалы и оборудование: Кукла, кусочек меха, кора деревьев, образцы тканей (хлопка, шелка, драпа) красного и синего цветов, ножницы, емкость с водой
Литература:[3, стр. 60]
3. Строим снежный город
Задачи:Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Материалы и оборудование: Снег, вода, лопатки, ведра.
Литература:[1, 53]
4.«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Задачи:Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы и оборудование: Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур.
Литература:[1, 53]
Февраль
1. Что природа создала? Что создал человек?
Задачи:Продолжать знакомить с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга.
Материалы и оборудование: Корзинка, предметы, сделанные руками человека (пластиковые, резиновые, предметы, ткань, природные материалы (камни, ветка дерева, деревянный спил, предметы, сделанные из природных объектов (глиняные и деревянные игрушки и другие предметы)
Литература:[4]
2. «Поможем героям сказки»
Задачи:Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования. Расширять представление о дереве, его качествах и свойствах. Проявить интерес к сказкам, стимулировать желание помочь героям сказки.
Материалы и оборудование: Сказка «Пузырь, Соломенка и Лапоть», образцы дерева по числу детей, образцы других материалами (металлические предметы, бумага, ткань, пластмассовые предметы, емкости с водой по числу детей, деревянные дощечки по числу детей, спички, краски, кисти. У каждого ребенка – поделка «Украшенная дощечка»
Литература:[3, стр. 68]
3. «На земле, в небеса и на море»
Задачи:Дать детям начальные представления об армии, познакомить с классификацией родов войск (морские, воздушные, сухопутные). Воспитывать интерес и уважение к профессии военного. Активизировать словарь детей (войск, морские, воздушные, сухопутные). Формировать навыки сравнения свойств различных материалов.
Материалы и оборудование: Изображения разных родов войск, военной техники (морской: корабли, катера; воздушной: самолеты, вертолёты; сухопутной: танк, артиллерия); картинки с изображением поля, моря, неба; емкости с водой, бумажные лодочки, трубочки; различные предметы: дерево, металл, картон, поролон, пластмасса.
Литература:[3, стр. 72]
4. Металл: его качества и свойства
Задачи:Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
Материалы и оборудование: Скрепки, гайки, шурупу, гирьки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала.
Литература:[1, 48, 52]
Март
1. Мебель для куклы Ани
Задачи:Учить детей видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получить результат.
Материалы и оборудование: Спичечные коробки, кирпичики из строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня.
Мебель для куклы в игровой уголок для девочек.
Литература:[1, стр. 54]
2. Почему тает снег?
Задачи:установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материалы и оборудование: Емкости для снега.
3. Морской бой
Задачи:Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, листья бумаги для изготовления корабликов.
Литература: [1, 57]
4. Пузырьки – спасатели
Задачи:Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.
Материалы и оборудование: Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки
Литература:[1, с. 58]
5. Сажаем лук
Задачи:Продолжать формировать у детей понятие о том, что для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования.
Материалы и оборудование: Луковицы для каждого ребёнка, горшочки (емкости) для посадки, лейка с водой, совочки, плодородная почва; карточки-схемы с изображение условий, необходимых для развития и роста растений; посаженная ранее и увядшая луковица в пластиковом стаканчике.
Литература:[7]
Апрель
1. Знакомство с микроскопом
Задачи:Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение предмета через микроскоп и лупу
Материалы и оборудование: Микроскоп, лупа, листочек, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка.
Литература: [1, с. 60]
2. Волшебная рукавичка
Задачи:Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы и оборудование: Мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.
Литература: [1, стр. 60]
3. Мы - фокусники
Задачи:Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материалы и оборудование: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороны которых, вклеены кусочки металла, нитки
Литература:[1, стр. 61]
4. Я и мои друзья
Задачи: Формировать представление о дружбе, взаимопомощи; Закреплять представление о способах и выразительных средствах общения (мимика, жесты). Прививать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Показать на опыте, какие действия человека приводят к порче книг; Формировать у детей представления о необходимости соблюдать аккуратность при общении с книгой.
Материалы и оборудование: Персонаж Незнайка, книги (новая и старая, с разными повреждениями, стопка чистой бумаги, фломастеры, ластик, ножниц, чайные ложки, розетка с маслом, емкость для использованной бумаги.
Литература: [3, стр. 62]
Май
1. Как спрятаться бабочкам
Задачи:Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки.
Литература:[1, стр. 62]
2. «Зонтик для Любознайки»
Задачи:Расширять представление об окружающем мире через знакомство с основными физическими явлениями. Развивать связную речь. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности. Расширять словарный запас (ситец, балонья, капрон, мешковина)
Материалы и оборудование: Набор тканей размером 7x7 см (болонья, ситец, мешковина, капрон, мерные ложки, салфетки бумажные, тряпочки, миски с водой – по количеству детей; кукла Любознайка; зонтик от солнца, зонтик от дождя.
Литература:[3, стр. 92]
3. «Из чего «сделаны» облака?»
Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность
Пластиковая бутылка, горячая вода, кубик льда.
Литература: [4], [5]
4.«Свойства песка и глины»
Задачи:Познакомить с такими свойствами песка и глины, как рыхлость и впитываемость.
Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка.
Литература:[1, стр. 45]
Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детский вопрос.
Литература
1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с.
2. Веракса Н. Е., Галимова О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
3. Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬССТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 С. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
4. Батова И. С. «Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Весна. Средняя группа (от 4 до 5 лет): комплект из 16 технологических карт» Издательство: Учитель, 2016
5. Материалы Интернет-сайтов.